24 января 2024
Исключительно важное место в блокадном искусстве занимали портрет и автопортрет. Автопортреты писали художники разных направлений — от учеников только умершего в декабре 1941 года П. Н. Филонова, — художников П. Я. Зальцмана (графические автопортреты) , Т. Н. Глебовой («Автопортрет», «Портрет семьи в блокаду», 1941, и серии трагических автопортретов В. П. Яновой, до работ Я. С. Николаева (1942) и А. А. Бантикова (1944).РУДАКОВ Константин Иванович
1891, Санкт-Петербург – 1949, Ленинград
График, акварелист, рисовальщик, литограф, живописец, иллюстратор. Родился 26 марта 1891 года в Санкт-Петербурге в семье художника-декоратора Мариинского театра. Занимался в частных студиях у П. Чистякова и В. Савинского, в «Новой художественной мастерской» у М. Добужинского, Е. Лансере, Б. Кустодиева. В 1918—1922 годах учился в Академии художеств в Петрограде (ПГСХУМ—ВХУТЕИН) на архитектурном и живописном факультетах. Окончил институт по мастерской Д. Кардовского с присвоением звания художника живописи. Преподавал в ЛВХТУ (с 1929). Участник выставок с 1918.
В 1920-х годах много работал в области сатирической графики для журналов «Чиж», «Ёж», «Бегемот», «Смехач», «Крокодил». Позднее занимался станковой графикой, создав в 1930-х годах серии «Нэпманы», «Запад», «Обнаженные натурщицы». Известность и признание получил как иллюстратор произведений русской и европейской классики: «Евгения Онегина» А. Пушкина (1934), «Наны» Э. Золя (1935—1937), «Милого друга» Г. де Мопассана (1935—1937), «Щелкунчика» А. Гофмана (1937), «Анны Карениной» (1942—1945) и «Войны и мира» (1941—1948) Л. Толстого, «Ревизора» Н. Гоголя (1948), «Манон Леско» А. Прево (1948) и других.
С 1929 года и до конца жизни преподавал в ЛИЖСА, а также на графическом отделении Ленинградского института инженеров коммунального строительства. В 1938—1940 годах работал в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ. В 1940-х годах создал эскизы костюмов к постановкам «Горе от ума» А. Грибоедова для Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, «Свадьба» А. Чехова (1942) и «Много шума из ничего» и др.
В годы войны жил и работал в Ленинграде. Автор портретов ленинградских женщин – бойцов МПВО. Участвовал в работе над живописными агитпанно к 25–й годовщине Октября (1942), создал серию портретов бойцов ПВО, работал над театральными декорациями, исполнял живописные панно для городских площадей и улиц, сотрудничал в журнале «Костёр».
В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (В. М. Конашевич, В. В. Пакулин, А. Ф. Пахомов, К. И. Рудаков и А. А. Стрекавин).
Известность и признание получил как иллюстратор книг, произведений русской и европейской классики, и поэт В. Саянов посвятил Рудакову такие строчки:
«Тебе такая суждена Судьба
Сейчас скажу я прямо.
Твои и Пышка и Нана,
И многие другие дамы…»
Отец художника Сергея Рудакова. Скончался в Ленинграде в 1949 году.
НИКОЛАЕВ Ярослав Сергеевич
1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, Ленинград
Живописец.
Родился 30 апреля 1899 года в городе Шавли (Шяуляй) Ковенской губернии в семье юриста. В 1899—1906 годах жил в Петербурге. В 1906 году семья переехала в Томск, где в 1917 году Ярослав окончил гимназию. Учился: 1917 – студия К.К. Зеленевского, Томск; 1917–1918 – Томский университет, юридический факультет; 1925–1928 – ГХМ (студия И. Л. Копылова), Иркутск. Участник выставок с 1927. Член и экспонент: "общество иркутских художников" – 1920–1929; АХЗ – 1930–1932.
С 1930 года жил и работал в Ленинграде. Член АХР, с 1932 года член Ленинградского Союза советских художников. Участвовал в выставках с 1927 года.
Жил и работал в Ленинграде в годы блокады, создал ряд картин, посвященных героической обороне города. Художник, предельно истощенный и больной, даже в самые тяжелые дни не расставался с карандашом и кистью. Необычайно выразителен его автопортрет 1942 года. Среди наиболее известных работ картины «На Большую землю» (1945), «Ветер Родины» (1947), «На острую тему» (1954), «На всём пути народ стоял» (1957), «Портрет академика П. Куприянова» (1964), «Декрет о земле» (1967) и другие.
В 1943 году женился на Марии Григорьевне Петровой, Народной артистке РСФСР, 60 лет проработавшей в литературной редакции на ленинградском радио. В 1948—1951 годах возглавлял Ленинградский Союз советских художников В 1956 году присвоено почётное звание Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1975 году присвоено почётное звание Народный художник РСФСР.
Скончался в Ленинграде 1 июля 1978 года.
Произведения Я. С. Николаева находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Франции, Японии и других странах. Известны живописные и графические портреты Я. С. Николаева, исполненные ленинградскими художниками, в том числе Ю. Тулиным (1971), Пен Варленом (1978).
МАЛАГИС Владимир Ильич (Вульф Элья Гецелевич)
1902, местечко Гриво Курляндской губернии – 1974, Ленинград
Живописец, график; монументалист. Учился в Петрограде–Ленинграде в РШ ИОПХ (1917) у В. А. Плотникова, В. И. Навозова; ПГСХУМ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1918–1919, 1921–1924) у А. А. Рылова, А. И. Савинова, К. С. Петрова-Водкина, Г. М. Бобровского, В. Е. Савинского; на курсах усовершенствования художников при ЛИЖСА (1932–1933) у Е. Е. Лансере. Участник выставок с 1925. Член и экспонент: «Круг художников» (1926–1929); «Октябрь» (с 1930). Преподавал в ЛИЖСА (1945–1948). Председатель Горкома ИЗО ВСЕРАБИС (1931–1933). Член
Малагис остался в блокадном Ленинграде исполнял обязанности ответственного секретаря творческого союза. В меру возможностей он заботился о ленинградских художниках и их семьях, организовал вторую выставку художников-блокадников и как их представитель сопровождал её в Москву, служил в штабе партизанского движения Ленинградской области, участвовал в оформлении окружённого города к празднованию двадцать пятой годовщины Октября.
В годы блокады живописец собирает большой подготовительный материал для созданных сразу же после войны тематических полотен — «В тылу врага», «Работа на заводе во время обстрела» (обе — 1945). В это же время он пишет ряд интереснейших портретов: «Боец ленинградского фронта А. Беляков», «Боец Заикин», «Снайпер Дьяченко» (все — 1943), «Тётя Нюша», «Портрет старой работницы», обе — 1943).
В 1945—1948 годах художник преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в мастерской Михаила Авилова. В 1971 году ему было присвоено звание Заслуженный художник Российской Федерации.
Жена — Евгения Байкова. Скончался в Ленинграде в 1974 году.
Произведения В. И. Малагиса находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции и других странах.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея