ENG
Филиалы:
Выставка «Весть»
Корпус Бенуа

Выставка «Весть»

Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений  – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.

Подробнее

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки
Михайловский замок

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

9 августа—14 октября 2024

Выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской г...

Казачество – опора государства Российского
Мраморный дворец

Казачество – опора государства Российского

11 сентября—14 октября 2024

Экспозиция в Мраморном дворце объединяет около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на казачью тему из собрания Русско...

Россия – Беларусь. Пересечение судеб
Мраморный дворец

Россия – Беларусь. Пересечение судеб

15 сентября—2 декабря 2024

Русский музей совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь открыл беспрецедентную по масштабу выставку «Россия – Беларусь. Пересечение с...


/ / Ленинградский блокадный портрет

Ленинградский блокадный портрет - События

Ленинградский блокадный портрет

24 января 2024

Исключительно важное место в блокадном искусстве занимали портрет и автопортрет. Автопортреты писали художники разных направлений — от учеников только умершего в декабре 1941 года П. Н. Филонова, — художников П. Я. Зальцмана (графические автопортреты) , Т. Н. Глебовой («Автопортрет», «Портрет семьи в блокаду», 1941, и серии трагических автопортретов В. П. Яновой, до работ Я. С. Николаева (1942) и А. А. Бантикова (1944). 
«Блокадный портрет» принципиально отличался от живописных портретов, сделанных по государственному заказу, и всегда изображающих человека, совершающего подвиг, трудовой или военный, обычно «блокадные портреты» имели камерный характер. Часто моделями для блокадных портретов становились родные или близкие художников. К этому же, камерному, жанру относятся также портреты художников социалистического метода, В. И. Малагиса (Портрет старой работницы, 1943 ; Портрет художника Иванова, 1943), Я. С. Николаева (Портрет М. Г. Петровой, 1942, портрет художника Викулова, 1942), Н. Х. Рутковского (Портрет А. Фроловой-Багреевой, 1943)


РУДАКОВ Константин Иванович

1891, Санкт-Петербург – 1949, Ленинград

График, акварелист, рисовальщик, литограф, живописец, иллюстратор. Родился 26 марта 1891 года в Санкт-Петербурге в семье художника-декоратора Мариинского театра. Занимался в частных студиях у П. Чистякова и В. Савинского, в «Новой художественной мастерской» у М. ДобужинскогоЕ. ЛансереБ. Кустодиева. В 1918—1922 годах учился в Академии художеств в Петрограде (ПГСХУМ—ВХУТЕИН) на архитектурном и живописном факультетах. Окончил институт по мастерской Д. Кардовского с присвоением звания художника живописи. Преподавал в ЛВХТУ (с 1929). Участник выставок с 1918.

В 1920-х годах много работал в области сатирической графики для журналов «Чиж», «Ёж», «Бегемот», «Смехач», «Крокодил». Позднее занимался станковой графикой, создав в 1930-х годах серии «Нэпманы», «Запад», «Обнаженные натурщицы». Известность и признание получил как иллюстратор произведений русской и европейской классики: «Евгения Онегина» А. Пушкина (1934), «Наны» Э. Золя (1935—1937), «Милого друга» Г. де Мопассана (1935—1937), «Щелкунчика» А. Гофмана (1937), «Анны Карениной» (1942—1945) и «Войны и мира» (1941—1948) Л. Толстого, «Ревизора» Н. Гоголя (1948), «Манон Леско» А. Прево (1948) и других.

С 1929 года и до конца жизни преподавал в ЛИЖСА, а также на графическом отделении Ленинградского института инженеров коммунального строительства. В 1938—1940 годах работал в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ. В 1940-х годах создал эскизы костюмов к постановкам «Горе от ума» А. Грибоедова для Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, «Свадьба» А. Чехова (1942) и «Много шума из ничего» и др.

В годы войны жил и работал в Ленинграде. Автор портретов ленинградских женщин – бойцов МПВО. Участвовал в работе над живописными агитпанно к 25–й годовщине Октября (1942), создал серию портретов бойцов ПВО, работал над театральными декорациями, исполнял живописные панно для городских площадей и улиц, сотрудничал в журнале «Костёр».

В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (В. М. КонашевичВ. В. ПакулинА. Ф. Пахомов, К. И. Рудаков и А. А. Стрекавин).

Известность и признание получил как иллюстратор книг, произведений русской и европейской классики, и поэт В. Саянов посвятил Рудакову такие строчки:

«Тебе такая суждена Судьба

Сейчас скажу я прямо.

Твои и Пышка и Нана,

И многие другие дамы…»

Отец художника Сергея Рудакова. Скончался в Ленинграде в 1949 году.


НИКОЛАЕВ Ярослав Сергеевич

1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, Ленинград

Живописец.

Родился 30 апреля 1899 года в городе Шавли (Шяуляй) Ковенской губернии в семье юриста. В 1899—1906 годах жил в Петербурге. В 1906 году семья переехала в Томск, где в 1917 году Ярослав окончил гимназию. Учился: 1917 – студия К.К. Зеленевского, Томск; 1917–1918 – Томский университет, юридический факультет; 1925–1928 – ГХМ (студия И. Л. Копылова), Иркутск. Участник выставок с 1927. Член и экспонент: "общество иркутских художников" – 1920–1929; АХЗ – 1930–1932.

С 1930 года жил и работал в Ленинграде. Член АХР, с 1932 года член Ленинградского Союза советских художников. Участвовал в выставках с 1927 года.

Жил и работал в Ленинграде в годы блокады, создал ряд картин, посвященных героической обороне города. Художник, предельно истощенный и больной, даже в самые тяжелые дни не расставался с карандашом и кистью. Необычайно выразителен его автопортрет 1942 года. Среди наиболее известных работ картины «На Большую землю» (1945), «Ветер Родины» (1947), «На острую тему» (1954), «На всём пути народ стоял» (1957), «Портрет академика П. Куприянова» (1964), «Декрет о земле» (1967) и другие.

В 1943 году женился на Марии Григорьевне Петровой, Народной артистке РСФСР, 60 лет проработавшей в литературной редакции на ленинградском радио. В 1948—1951 годах возглавлял Ленинградский Союз советских художников В 1956 году присвоено почётное звание Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1975 году присвоено почётное звание Народный художник РСФСР.

Скончался в Ленинграде 1 июля 1978 года.

Произведения Я. С. Николаева находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Франции, Японии и других странах. Известны живописные и графические портреты Я. С. Николаева, исполненные ленинградскими художниками, в том числе Ю. Тулиным (1971), Пен Варленом (1978).

Подробная биография

Картины


МАЛАГИС Владимир Ильич (Вульф Элья Гецелевич)

1902, местечко Гриво Курляндской губернии – 1974, Ленинград

Живописец, график; монументалист. Учился в Петрограде–Ленинграде в РШ ИОПХ (1917) у В. А. Плотникова, В. И. Навозова; ПГСХУМ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1918–1919, 1921–1924) у А. А. Рылова, А. И. Савинова, К. С. Петрова-Водкина, Г. М. Бобровского, В. Е. Савинского; на курсах усовершенствования художников при ЛИЖСА (1932–1933) у Е. Е. Лансере. Участник выставок с 1925. Член и экспонент: «Круг художников» (1926–1929); «Октябрь» (с 1930). Преподавал в ЛИЖСА (1945–1948). Председатель Горкома ИЗО ВСЕРАБИС (1931–1933). Член

Малагис остался в блокадном Ленинграде исполнял обязанности ответственного секретаря творческого союза. В меру возможностей он заботился о ленинградских художниках и их семьях, организовал вторую выставку художников-блокадников и как их представитель сопровождал её в Москву, служил в штабе партизанского движения Ленинградской области, участвовал в оформлении окружённого города к празднованию двадцать пятой годовщины Октября.

В годы блокады живописец собирает большой подготовительный материал для созданных сразу же после войны тематических полотен — «В тылу врага», «Работа на заводе во время обстрела» (обе — 1945). В это же время он пишет ряд интереснейших портретов: «Боец ленинградского фронта А. Беляков», «Боец Заикин», «Снайпер Дьяченко» (все — 1943), «Тётя Нюша», «Портрет старой работницы», обе — 1943).

В 1945—1948 годах художник преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в мастерской Михаила Авилова. В 1971 году ему было присвоено звание Заслуженный художник Российской Федерации.

Жена — Евгения Байкова. Скончался в Ленинграде в 1974 году. 

Произведения В. И. Малагиса находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции и других странах.

Подробная биография и работы

 

РУДАКОВ Константин Иванович

РУДАКОВ Константин Иванович

Константин Иванович Рудаков и Петр Евгеньевич Корнилов ( историк искусства, коллекционер рисунков, акварелей русских художников )

Константин Иванович Рудаков и Петр Евгеньевич Корнилов ( историк искусства, коллекционер рисунков, акварелей русских художников )

Рудаков Константин Иванович Автопортрет. 1940-е. Государственный музей А.С.Пушкина.

Рудаков Константин Иванович Автопортрет. 1940-е. Государственный музей А.С.Пушкина.

НИКОЛАЕВ Ярослав Сергеевич

НИКОЛАЕВ Ярослав Сергеевич

Николаев Я. С. Автопортрет. 1942

Николаев Я. С. Автопортрет. 1942

МАЛАГИС Владимир Ильич

МАЛАГИС Владимир Ильич

Владимир Малагис «Автопортрет» 1947 г. Холст, масло. 100х80 см

Владимир Малагис «Автопортрет» 1947 г. Холст, масло. 100х80 см



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее