26 марта 2024—26 марта 2024
Аристарх Васильевич Лентулов (14 (26) марта 1882 года в селе Чёрная Пятина (по другим данным — в селе Ворона или Воронье) Нижнеломовского уезда Пензенской губернии – 15 апреля 1943, Москва)
Аристарх Лентулов родился в семье сельского священника в Пензенской губернии. Его мать Анна Степановна мечтала увидеть сына священнослужителем, но учёба в духовной семинарии не задалась.
Свое образование Лентулов начал в Пензенском и Киевском художественных училищах (1897–1906), затем решил поступить в Петербургскую Академию художеств. Его способности не оценили, но руководитель мастерской Академии художеств, профессор Д.Н. Кардовский, учил Лентулова в частном порядке (1907–1908). Общаясь с М. Ларионовым, «самым скандально-спорным и самым талантливым живописцем своего поколения» и Н. Кульбиным, художником, организатором ряда художественных объединений и значительных выставок, Аристарх Лентулов приобщался к новейшим европейским художественным течениям. В декабре 1910 года тридцать художников-авангардистов организовали выставку «Бубновый валет», а в конце 1911 года появилось одно из самых значимых объединений русского авангарда с этим же названием. Лентулов был его участником и одним из учредителей.
В 1911–1912 годах он занимался в Париже в мастерской художников Henri Le Fauconnie и Jean Metzinger, затем в Academie La Palette, интересовался творчеством художников-кубистов из разных стран. Особо привлекал Лентулова орфизм – личный стиль Робера Делоне. Возвратившись из Парижа, Лентулов написал ряд самых известных своих[ полотен и архитектурных композиций, в том числе «Василий Блаженный», «Звон», «У Иверской». Свой автопортрет (La Grand Peintre) он создал в стиле «эпатажных гипербол бубнововалетовцев» представив себя как «великого художника». В 1914 вместе с Малевичем и Маяковским работал в издательстве «Сегодняшний лубок». В 1917 вместе с другими художниками занимался оформлением интерьеров кафе «Питтореск» и кабаре «Кафе поэтов» в Москве. В октябре 1918 году на сцене Большого театра с декорациями Лентулова сыграли «Прометей» А.Н Скрябина.
В 1916 году Аристарх Лентулов вышел из «Бубнового валета». К тому моменту в обществе не осталось никого из его основателей. В объединение хоть и вступали молодые художники, но в 1917 году оно все равно распалось. Среди работ Лентулова конца 1910-х — новые пейзажи Москвы, в том числе «Тверской бульвар. Страстной монастырь», «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с Лаврой)» и «Кремль». Писал художник и портреты. На них он изображал свою жену, друзей и родственников. Одна из самых известных картин художника в этом жанре — «Портрет актрисы А.С. Хохловой».В 1920-е годы он писал небольшие полотна «пастельной живописи»: жанровые, натюрморты, пейзажи.
Театральная деятельность Лентулова началась в 1915–1916 со спектакля Камерного театра «Виндзорские проказницы» по пьесе Шекспира, после чего содружество с А.Я.Таировым и А.Г.Коонен переросло в дружбу. Не будучи новатором в театрально-декорационном искусстве, Лентулов с его живописным даром, буйной фантазией и артистичностью подходил Таирову. Был приглашён Таировым к участию в постановке оперы А.Г.Рубинштейна «Демон» в Московском театре Совета рабочих депутатов (1918–1919). Работал над декорациями к симфонической поэме А.Н.Скрябина «Прометей» (первое исполнение прошло в Большом театре 8 ноября 1918). Тогда же исполнил декорации и костюмы к спектаклю Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» (1918. Бывший театр В.Ф.Комиссаржевской, Петроград), ставшими классикой лентуловского театрального искусства. Работал над декорациями к «Незнакомке» А.А.Блока (премьера состоялась в марте 1918 в кафе «Питтореск»).
В 1925 году Лентулов участвовал в Exposition internationale des arts decoratifs et industriels contemporains a Paris, и получил диплом за декорации к спектаклю «Демон». В 1926–1927 годы был членом АХРР, с 1929 года возглавлял «Общество московских художников» (1927–1932). С октября 1918 года, Аристарх Лентулов начал преподавать в I и II ГСХМ (преобразованные Строгановское промышленное училище и бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества) и руководил театрально-декорационными мастерскими. В 1919 году работал в ИНХУКе (Институт художественной культуры), в 1920–1925 – во ВХУТЕМАСе. С 1937 года – профессор Московского художественного института имени В.И. Сурикова. В 1933 году в Москве с успехом прошла персональная выставка Лентулова, посвящённая 25-летию его художественной деятельности.
В последние годы жизни Лентулов писал в стиле соцреализма. Он часто изображал рабочих, крестьян за их повседневной работой. Среди его картин на эту тему — групповой портрет «Образы поколения».
В 1941—1942 годах Аристарх Васильевич жил и работал в эвакуации в Ульяновске, создал серию акварелей, картину «На страже», портреты, оформил спектакль «Со всяким может случиться» Бориса Сергеевича Ромашова в Ульяновском драматическом театре. В 1942 году перенёс тяжёлую операцию и скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Семья:
Первая жена Наталья Апполоновна Ячницкая
Сын - Апполон Ячницкий (1906 - 1980) – воспитывался в семье киевского помощника присяжного поверенного Владимира Ивановича Ячницкого. С 1923 по 1926 год изучал актёрское мастерство в Русском драматическом театре в Киеве, при котором окончил студию, и затем был принят в театр членом труппы. Переехал в Москву после Великой Отечественной войны. С 1952 по 1964 год был членом труппы в Московском театре Сатиры. С 1964 по 1970 год — актёр в Московском театре актёров кино (снимался в знаменитой картине «Суворов» (1941), где играл Павла I).
Вторая жена – Мария Петровна Рукина
Дочь – Марианна Аристарховна Лентулова (2 ноября 1913, Москва — 28 августа 2001, Москва) — советский и российский искусствовед, историк искусства, писатель, преподаватель.Правнук по линии дочери Лентулов Фёдор Александрович— художник.А.В.Лентулов. автопортрет «Великий художник (Le Grand Peintre)». 1915. Государственная Третьяковская галерея
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея