28 октября 2024
Михаил Васильевич Матюшин 16 октября (28 октября) 1861, Нижний Новгород –14 октября 1934, Ленинград.
Живописец, график, композитор, теоретик, педагог.
Родился в Нижнем Новгороде.Oтец - Николай Александрович Сабуров из актёрской династии Сабуровых. Мать художника - Ирина Петровна Матюшина воспитывала его одна, дав ему свою фамилию. С 1870 г. Миша пел в церковном хоре. В 1874 г. старший брат Николай забрал его в Москву.
С 1876 по 1881 гг. Матюшин учился в Московской Консерватории у профессора А.А.Гильфа по классу скрипки и гармонии у С.И.Танеева. В 1881 переехал в Петербург. Посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1898), студию Я. Ф. Ционглинского (1903–1905), где познакомился с поэтессой и художницей Е. Г. Гуро, ставшей его супругой и соратницей. В 1906–1907 занимался в школе-студии Е. Н. Званцевой. Подружившись (в 1908–1912) с Н. И. Кульбиным, братьями Бурлюками, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, А. Е. Крученых и другими авангардистами, стал одним из организаторов нового искусства. С 1882 г. по 1913-й гг. он был первой скрипкой Придворного оркестра в Петербурге. Участвовал в создании «Союза молодежи» (1910), открыл также издательство «Журавль», где до 1917 выпустил 20 футуристических книг. В 1913 написал музыку для этапного авангардного спектакля – футуристической оперы «Победа над солнцем» (либретто А. Крученых, сценография К. Малевича).
Как живописец прошел через увлечение импрессионизмом; в 1910-х создавал «кристаллографические» композиции в духе кубизма, а также скульптуры из корней и сучьев (цикл «Освобожденное движение», 1918, не сохранился). Познакомившись с философией П. А. Флоренского, вместе с женой, начал разрабатывать оригинальную теорию «нового пантеизма» – целостного восприятия мира в звуке и цвете, пространстве и движении. С годами центральное место в его творчестве получила идея «расширенного видения». Стремясь раздвинуть границы традиционного зрения, писал в окрестностях Петербурга акварельные «медитативные пейзажи» (1916), где небо композиционно сливается с землей. Преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1926), организовав там особую «мастерскую пространственного реализма».
Автор экспериментальных исследований восприятия цвета, теоретических работ о взаимодействии цвета и звука. Продолжил свои поиски в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем в Инхуке (Институт художественной культуры) (1923–1926). Из его учеников составилась группа «Зорвед» (от слов «зорко ведать»), опубликовавшая в 1923 свой манифест. Пейзажи и абстракции этого периода («Стог. Лахта», 1921; «Движение в пространстве», 1922; оба – в Русском музее) служили иллюстрациями к его теориям. На рубеже 1920–1930-х стремился придать своим идеям более практичное, пригодное для нужд оформительского дизайна выражение. С этой целью совместно с учениками выпустил коллективный труд «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), предназначенный для практического применения на производстве. Один из лидеров русского авангарда, ключевая фигура русского кубофутуризма.
Последнюю работу "Творческий путь художника" он диктовал своей ученице Марии Эндер, будучи больным и почти ослепшим. Умер Михаил Васильевич в 1934 году.
Семья:
В 1885 женился на М.И.Патуак. В семье было четверо детей: Анна, Лидия (умерла в блокаду в 1942); Николай (в 1915 был призван в армию, после революции уехал в Париж, следы его затерялись), Мария (её мужа расстреляли в 1937, а она была сослана в Темниковские лагеря в Мордовии (1938–1946)
Жена c 1887 по 1906 — Мария Ивановна Патцак (1865—1915) — художница, дочь австрийского подданного. Брак был зарегистрирован в январе 1887 года. В семье Матюшина и Патцак родилось четверо детей, три дочери и сын. Официальный развод состоялся в 1906 году.
Дети:
Анна Михайловна Матюшина (1890, Санкт-Петербург — 1976, Ленинград)
Лидия Михайловна Матюшина (1892, Санкт-Петербург — февраль 1942, умерла в блокадном Ленинграде)
Николай Михайлович Матюшин (1896, Санкт-Петербург — 1917 (?), участвовал в Первой мировой войне, не вернулся с фронта, по другим данным уехал в Париж)
Мария Михайловна Матюшина (1899, Санкт-Петербург — 1988, там же). Её мужа расстреляли в 1937, а она сама была сослана на 8 лет в Темниковские лагеря в Мордовии (1938–1946)
Жена с 1906 по 1913 — Элеонора Генриховна Гуро (Елена Гуро) — известная художница и поэтесса. В 1913 году ушла из жизни после тяжелой болезни. Её похоронили в живописном месте, в Финляндии.
Жена с 1913 по 1934 — Громозова (Матюшина) Ольга Константиновна (1885—1975). В 1912 году познакомилась с М. В. Матюшиным и Э. Г. Гуро. После смерти Э. Г. Гуро Ольга Громозова приняла предложение М. В. Матюшина и поселилась в доме 10 на Песочной улице, где прожила вместе с ним 21 год до его смерти в 1934 году (официально брак Громозовой и Матюшина был зарегистрирован только в 1922 году). О. К. Матюшина известна как автор воспоминаний о Владимире Бонч-Бруевиче, Вацлаве Воровском, Максиме Горьком. Автор книг для детей («Малярка»). Ольга Матюшина посвятила себя памяти супруга и сохранению его наследия. Она написала воспоминания "В домике на Песочной", а вместе с писателем Вишневским, поселившимся в том же доме, спасла здание от разрушения обратившись в Ленинградский горком ВКП (б). В блокаду деревянные постройки разбирались на дрова. Сохранила она, как могла, картины авангардистов ( в 1952 Русский музей от них отказался).Дом дважды горел. Но его воссоздали - и в середине нулевых открыл двери и в 2006 году в Санкт-Петербурге в доме на Песочной улице, где жили Матюшин и Гуро (современный адрес — улица Профессора Попова, дом 10) открылся Музей петербургского авангарда
Полная биография М.В.Матюшина на сайте «Энциклопедия русского авангарда»
Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь» о М.В.Матюшине
Подкаст Европейского университета «Русский авангард: прошлое, настоящее, будущее». Первый выпуск подкаста «Русский авангард: прошлое, настоящее, будущее» посвящен Дому Матюшина на улице профессора Попова в Петербурге.
Список литературы по материалам сайта «Энциклопедия русского авангарда»:
А.Е.Кручёных. Письма к М.В.Матюшину. Публ. Б.Н.Капелюш // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976;
Б.Н.Капелюш. Архивы М.В.Матюшина и Е.Г.Гуро // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976;
К.С.Малевич. Письма к М.В.Матюшину. Публ. Е.Ф.Ковтуна // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976;
Русские кубофутуристы. Воспоминания М.В.Матюшина. Пред. Н.И.Харджиева // К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976;
Matjuschin und die Leningrader Avantgarde. Eine Ausstellung im Badischen Kunstverein Karlsruhe. [Katalog] Stuttgart–Munchen, 1991;
Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века. Выставка в галерее Гмуржинска. [Каталог] Кёльн, 1999–2000. Авт. концепции и науч. ред. каталога А.В.Повелихина. М., 2000;
Органика. Новая мера восприятия Природы художниками русского авангарда 20 века. Концепция каталога-альбома и выставки А.В.Повелихина. М., 2001;
Т.Горячева. Статья Михаила Матюшина «О старой и новой музыке» в альманахе «Уновис» // Искусствознание. 1/03. М., 2003;
Профессор Михаил Матюшин и его ученики 1922–1926 годов. Идея и концепция проекта Н.Несмелова. СПб., 2007;
Поляков 2007;
Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Общ. ред. А.В.Повелихиной. Коломна, 2011;
Маргарита Тилльберг. Творчество М.В.Матюшина – беспредметное или нет? // Беспредметность и абстракция. М., 2011;
Ю.В.Мизерин. Михаил Матюшин. 1861–1934. СПб., 2011;
Е.В.Баснер. «Кристалл» Михаила Матюшина // Беспредметность и абстракция. М., 2011.;
Сочинения М.В.Матюшина:
Футуризм в Петербурге // Первый журнал русских футуристов. 1914;
Руководство к изучению четвертей тона для скрипки. Пг., 1915;
О выставке последних футуристов // Альманах весенний. [Вып.10]. Пг., 1916;
О старом и новом в музыке. //Альманах «Уновис» №1. Витебск. 1920 (пять машинописных экз.);
Не искусство, а жизнь // Жизнь искусства. 1923. №20;
Опыт художника новой меры // Наука в искусстве. Харьков. 1927;
Опыт нового ощущения пространства // Новая генерация. Харьков. 1928. №11;
Закономерности изменения цветовых сочетаний // Справочник по цвету. М. – Л., 1932;
Наши первые диспуты // Литературный Ленинград. 1934. №53 (75). 20 октября (о выходе первого сборника «Садок судей»).
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея