ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Сегодня день рождения художника Ореста Кипренского

Сегодня день рождения художника Ореста Кипренского - События

Сегодня день рождения художника Ореста Кипренского

24 марта 2024—24 марта 2024

Орест Адамович Кипренский (13 [24] марта 1782, Нежинская, Санкт-Петербургская губерния — 12 [24] октября 1836, Рим) — русский живописец и график, мастер портрета.

Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года на мызе Нежинской, принадлежащей Ораниенбаумскому уезду. Мальчик оказался внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова и крепостной Анны Гавриловой. Женщину с ребенком выдали замуж за крепостного Адама Швальбе, немца по национальности.

Получив вольную в 1788 году, был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Его учителями были Григорий Угрюмов и Дмитрий Левицкий. Награждался медалями за успешные работы: малая серебряная (1800), большая серебряная (1801); две малые золотые медали (1802): одну — за программу «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду» и вторую — за эскиз памятника покойному профессору скульптуры Михаилу Козловскому. Получил большую золотую медаль по задаче: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем, оставшиеся князья и прочие воины находят его в роще при последнем почти дыхании» (1805).

Получил в Академии аттестат 1-й степени и шпагу (1803) и был оставлен при Академии в качестве пансионера. Получил звание академика (1812) за портреты: Его Императорского Высочества принца Голстейн-Ольденбургского; Лейб-гусарского полковника Давыдова; Шталмейстера князя Гагарина; Портрет А. И. Кусова. Назначен советником Императорской Академии художеств (1815). Профессор 2-й степени Академии художеств (1830).

Жил в Москве (1809—1811), Твери во дворце великой княжны Анны Павловны, дочери Павла I (1811—1812), Петербурге (до 1809, 1812—1816, 1823—1828), а в 1816—1822 годах и с 1828 года по 1836 год— в Риме и Неаполе. Путешествовал по Швейцарии (1816), Франции и Германии (1822—1823). Приехав в Италию, брал в Болонье уроки перспективы у Анжело Тозелли.

В этот же период он написал полотно «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» («Портрет Мариуччи»). Ему позировала десятилетняя Мария Фалькуччи. Девочка была из бедной семьи, и Кипренский фактически стал ее опекуном.  Мать девочки позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была близка с ним. Однажды утром натурщицу нашли мёртвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый.Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито“ умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж, однако этот случай, обрастая разными слухами и домыслами, бросил тень на всю оставшуюся жизнь Кипренского.

Уезжая из Италии в 1822 году, письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты. «В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. Покинув Париж в 1823 году, вернулся в Россию, провёл следующие пять лет в Санкт-Петербурге, где в конце 1824 года работал над графическим портретом Адама Мицкевича, а летом 1827 года — над живописным портретом Александра Пушкина.

В июне 1828 года вновь выехал в Италию, с этого времени начался второй итальянский период его творчества. Прибыв в Италию, сначала провёл несколько месяцев в Риме. С марта 1829 года по апрель 1832 года жил и работал в Неаполе, где поселился в одном доме с пейзажистом Сильвестром Щедриным. В Неаполе в 1831 году Кипренским была создана картина «Читатели газет», которая написана по заказу графа Дмитрия Шереметева. В июле 1836 года женился на бывшей сироте, некогда определённой им в монастырский пансион, а к тому времени 24-летней Анне-Марии Фалькуччи. Для этого ему предварительно пришлось принять католичество. Через три месяца после заключения брака Кипренский скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме. Дочь художника Клотильда родилась уже после смерти Кипренского.

Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…». 

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 года. Его авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств имени И. Е. Репина Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.

О непростой жизни Кипренского писатель Константин Паустовский в 1936 году написал повесть. Читать


Картины О.А.Кипренского в коллекции Русского музея

Орест Кипренский. Роман в портретах (фильм из цикла «Век Русского музея»)
Орест Кипренский. Фильм второй (из цикла «Век Русского музея»)


Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова. 1809. Русский музей

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова. 1809. Русский музей

Автопортрет, написанный Орестом Кипренским в 1820 году, был отослан им из Петербурга во Флоренцию и в 1825 году помещён в галерею Уффици во Флоренции

Автопортрет, написанный Орестом Кипренским в 1820 году, был отослан им из Петербурга во Флоренцию и в 1825 году помещён в галерею Уффици во Флоренции



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее