ENG
Филиалы:
Выставка «Весть»
Корпус Бенуа

Выставка «Весть»

Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений  – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.

Подробнее

Россия – Беларусь. Пересечение судеб
Мраморный дворец

Россия – Беларусь. Пересечение судеб

15 сентября—2 декабря 2024

Русский музей совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь открыл беспрецедентную по масштабу выставку «Россия – Беларусь. Пересечение с...

Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея
Михайловский замок

Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея

4 октября 2024—15 февраля 2025

Выставка рисунка «Линия. Штрих. Пятно» в залах Русского музея обращается к классическим страницам истории отечественного искусства, ...

Образовательно-выставочный проект «Брюллов. Классная классика»
Павильоны Михайловского замка

Образовательно-выставочный проект «Брюллов. Классная классика»

26 октября 2024—12 января 2025

Проект осуществлен в рамках выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова». Мультимедийное интерактивное простран...


/ / Повседневная жизнь блокадного города.

Повседневная жизнь блокадного города. - События

Повседневная жизнь блокадного города.

19 января 2023—19 января 2023

Значительную часть созданных в блокаду работ составляли рисунки, носившие документальный характер. Часть их была сделана эскизно, но во многих случаях это законченные, продуманные отдельные вещи. Один из драматических образов, характерный именно для блокадной зимы, повторяющийся во многих работах — человек, везущий по улице сани с телом покойника. Темами акварелей П. М. Кондратьева были уборка уличных ограждений, карты скорой помощи, вмёрзшие в лёд грузовики; работ С. С. Боима — очистка снега на улицах, очереди в булочную, заготовка и выгрузка дров, эвакуация детей, госпиталь, ёлочный базар в декабре 1941 г. И. А. Владимиров известен своим циклом документальных зарисовок событий 1917—1918 годов, второй такой подобный цикл он сделал в блокаду. Работы Г. К. Малыша — детские трупы на улицах, и его же победный салют в честь снятия блокады в 1944 году, а А.Ф.Пахомов создал большую серию автолитографий «Ленинград в дни блокады».


БОИМ Соломон Самсонович 

1899, Дмитриев-на- Свале (сегодня город Дмитриев Курская обл.) – 1978, Москва

Советский художник, график, акварелист, педагог, профессор живописи Московского художественного училища.

В 1911 году поступил в Дмитриевское реальное училище, где на его художественное развитие оказал большое влияние преподаватель рисования Генрих Генрихович Теснер, выпускник петербургской Академии художеств. В 1917 году он окончил с отличием полный курс училища по основному отделению и в 1918 году поступил в Харьковское художественное училище.

В 1919 году был мобилизован в РККА, далее был откомандирован в отдельную бригаду по формированию бронепоездов и десантных отрядов, где служил до конца Гражданской войны.

После демобилизации, учился на графическом факультете Вхутемаса в Москве (1922—1929). В качестве дипломной работы выполнил серию цветных автолитографий «Деревня». В 1926 году участвовал в первой выставке графики в Москве.

С 1929 иллюстрировал книги, выпускаемые «Детгизом» и другими издательствами, создавал произведения станковой графики на актуальные в то время историко-идеологические темы. Участвовал в Международной выставке «Искусство книги» в Париже и Лионе в (1931—1932) В 1932 году становится членом МОСХ и СХ СССР. В том же 1932 году участвовал в выставке советского искусства в Кенигсберге. Участвовал юбилейных выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве, (1932—1934) С 1937 года по 1941 год преподавал рисунок в студии ВЦСПС. С 1939 года по 1941 год преподавал акварель и литографию в МГАХИ имени В. И .Сурикова. В 1940 году участвовал в выставке графики на тему истории ВКП(б) в Москве. Участвовал в выставке советской графики в Нью-Йорке.

С началом Великой Отечественной Войны, в 1941 году получил назначение в Кронштадтский дом Военно-Морского Флота где возглавлял работу по наглядной агитации. В 1942 году откомандирован в газету «Красный Балтийский флот» в Ленинграде. С 1943 года по 1945 год - главный художник Политического управления Балтийского флота, в звании капитан административной службы.

В 1944 году прошла его персональная выставка в Москве, где была показана серия литографий «Ленинград в блокаде» (1942—1943). С 1946 года по 1978 год участвовал во всесоюзных художественных выставках.

В 1978 году в Москве прошла его персональная выставка.

Умер 6 апреля 1978 года в Москве.

Произведения Соломона Самсоновича находятся во многих музейных собраниях, как то: 

Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им.А.С.Пушкина, Музее ВОВ в Москве, Музее Истории Ленинграда, большое количество произведений Бойма находится в Картинной галерее города Красноармейска. много работ находится в других государственных и частных собраниях в России и в зарубежных странах.

Галерея работ


КОНДРАТЬЕВ Павел Михайлович

1902, Саратов - 1985, Ленинград

Иллюстратор, литограф, рисовальщик, живописец. Учился в Ленинградском ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1921-1926) у А.И.Савинова, А.Е.Карева, М.В.Матюшина, А.А.Рылова. Участник выставок с 1927. Член объединения «Мастера аналитического искусства» (1927-1939). Посещал занятия К.С.Малевича в ГИНХУКе.

Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). В первые месяцы войны был командирован ЛОСХом в маскировочную службу армии. В Ленинграде провел блокадную зиму 1941-1942. Сохранились рисунки и акварели художника военного времени, повествующие о жизни в осажденном городе. Прошел дорогами войны от Ленинграда до Восточной Пруссии, находясь на фронтах под Нарвой, Либавой и Кингисепом.

Галерея работ

Подробная биография

Фильм из цикла ИЗОмарафон"Художник и война"

фильм "Павел Кондратьев. «Рисовать как летописец»"

МАЛЫШ Гавриил Кондратьевич

1907, Китайгородка Екатеринославской губернии — 1998, Санкт-Петербург

Учился в Одесском художественном институте (1930-е). С 1935 жил в Ленинграде. Пейзажист, писал жанровые картины и натюрморты. Участник выставок с 1954. Член СХ (с 1955).

С 1954 участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1955 был принят в члены ЛССХ, в период 1952-1957 был исключен «за формализм». Ведущее место в творчестве художника занимает лирический пейзаж и декоративный натюрморт. Неустанные поиски Гавриила Малыша в области колорита предопределили обращение к декоративной живописи, к обобщённой цветовой гамме, в которой преобладают излюбленные голубовато-синие, сиренево-вишнёвые и фиолетовые тона, придающие мажорное звучание живописи. Написанные почти всегда по памяти, по представлению, работы Гавриила Малыша отличаются эмоциональной приподнятостью, насыщенностью и чистотой цвета. Среди наиболее известных произведений, созданных Малышем, картины и акварельные листы «Поле» (1953), «Хлеб убран» (1954), «Окрестности Нальчика», «Зимний пейзаж»] (обе 1955), «Колхозные поля», «Хлеб скошен», «Сельский пейзаж» (все 1957), «Горный пейзаж», «Весенний пейзаж» (обе 1958) и другие. Персональные выставки произведений художника были показаны в Ленинграде (1975, 1976, 1977, 1985, 1989), Стокгольме (1991), Санкт-Петербурге (1996, 1997).

Скончался 25 октября 1998 года в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни. Похоронен на на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Произведения Г. К. Малыша находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Финляндии, Швеции, США, Великобритании, Японии, Италии и других странах.

Галерея работ


ХИГЕР Ефим Яковлевич

1899, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград

Еврейский советский художник, график и книжный иллюстратор, живший и работавший в Ленинграде. Учился в ВХУТЕМАС Участник выставок с 1923.Дружил с Д. Хармсом, Е. Данько и О. Мандельштамом. Много и плодотворно работал в издательстве «Academia», художественно оформляя книги мировой классики. Коллекционерские пристрастия еврейского художника и графика А.В. Каплуна — старинный художественный фарфор и миниатюры — нашли свое отражение в книжном знаке, сделанном для книг его библиотеки художником-графиком Е.Я.Хигером, которому принадлежит и экслибрис для книг М.А.Фромана (1891—1940), поэта и переводчика, в 1920-е годы бывшего секретарем Ленинградского Союза поэтов. На этом экслибрисе Хигер изобразил капитолийскую волчицу, кормящую Ромула и Рема на подиуме из книг, как бы связывая древнюю легенду с основной профессией владельца экслибриса — поэтическим переводом.

После начала Великой Отечественной войны с 1941 до лета 1942 года находился в блокадном городе, создавая натурные зарисовки, станковые рисунки, гравюры, плакаты, боевые листовки, карикатуры на фашистов, а также участвовал в выпуске серии открыток "Герои Балтики". Летом 1942 года Хигера эвакуировали из осаждённого Ленинграда в Пермь.

После того, как художник вернулся из эвакуации, он продолжил создавать художественные работы на военную тему. В 1949 году издательство "Молодая гвардия" выпустила антологию писателей и поэтов народов Севера "Мы – люди Севера" с рисунками Хигера. В 1953 году вышел роман Фенимора Купера "Моникины" с иллюстрациями Хигера Ефима Яковлевича.

В творческом наследии художника имеются несколько заметных масляных портретных работ, два из которых с образом его супруги - Натальи Александровны Камковой сейчас хранятся в музее Академии русского балета имени А.Я.Вагановой.
Ефим Яковлевич Хигер умер в 1955 году в Ленинграде.

Подробная биография

https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/higer_ey/index.php


ПАХОМОВ Алексей Федорович

1900, деревня Варламово Вологодской губернии — 1973, Ленинград

Живописец, график, иллюстратор. Блестящий рисовальщик и признанный мастер литографии. Занимался также монументальным искусством, плакатом, скульптурой. 

Учился в ПУТР барона А. Л. Штиглица—СВОМАС (1915–1917, 1920–1922) у М. В. Добужинского, В. И. Шухаева, С. В. Чехонина, Н. А. Тырсы, В. В. Лебедева, А. Е. Карева; в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1922–1925) у А. И. Савинова. Участник выставок с 1921. Участник "Объединения новых течений в искусстве“ (1926–1932). Член правления ЛОССХ с 1932. Работал в журналах, иллюстрировал детские книги (1920–1930-е). Преподавал в ИЖСА (1948–1973). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) и Государственной премии СССР (1973), Народный художник РСФСР (1963), Действительный член АХ СССР (1964), Народный художник СССР (1971). Сталинская премия (1946) за серию литографий "Ленинград в дни войны и блокады“ (1941–1944). Золотая медаль Международной выставки в Париже (1937) за панно "Дети Страны Советов“ для Советского павильона. Жил и работал в Ленинграде.

В 1941 году Алексей Фёдорович Пахомов начал работать над большой серией автолитографий «Ленинград в дни блокады». Первые листы этой серии – «Везут в стационар», «За водой», «В очаге поражения» – потрясают ранящей душу правдой изображения быта города-героя. Всего им сделано более 30 художественных хроник ленинградской жизни, которые при всей предельной достоверности являются не просто зарисовками с натуры, а композициями, сделанными на основе размышлений и строгого отбора деталей.

В 1944 году в Русском музее открылась выставка пяти художников — В.М.Конашевича, В.В.Пакулина, А.Ф.Пахомова, К.И.Ру­дакова и А.А.Стрекавина.

Галерея работ


КОНДРАТЬЕВ Павел Михайлович

КОНДРАТЬЕВ Павел Михайлович

МАЛЫШ Гавриил Кондратьевич

МАЛЫШ Гавриил Кондратьевич

ХИГЕР Ефим Яковлевич

ХИГЕР Ефим Яковлевич

БОИМ Соломон Самсонович

БОИМ Соломон Самсонович

ПАХОМОВ Алексей Федорович

ПАХОМОВ Алексей Федорович



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее