ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Реставрация портрета Екатерины Великой.

Реставрация портрета Екатерины Великой. - События

Реставрация портрета Екатерины Великой.

17 апреля 2021—17 апреля 2021

Иногда, причиной изменения авторского размера картины являлись…рамы. Владельцы подрезали холсты, чтобы подогнать их под имеющееся обрамление. В случае с портретом великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины Великой (Ж-5346) немецкого живописца XVIII века Георга Гроота случилось прямо противоположное. Картина была увеличена до требуемого размера.

Когда это произошло, точно, не известно. Но на знаменитой «Таврической» выставке 1905 года ("Историко-художественная выставка русских портретов"), работа была представлена уже в таком виде. Возможно, размер изменили, чтобы "подогнать" его к парному портрету великого князя Петра Федоровича. Ведь именно так, в общей золоченой раме они экспонировались на выставке 1905 года.

Портрет поступил в Русский музей в 1930 году из Эрмитажа. Что-то мне подсказывает, что именно там, в XIX веке, портрет Екатерины могли надставить.

Но в мастерскую реставрации Русского музея он поступил совсем по другой причине. При профилактическом осмотре на поверхности были обнаружены участки развитого кракелюра красочного слоя и грунта с приподнятыми краями. Надо было заниматься укреплением. Во время технологического исследования были выявлены многочисленные поздние записи. Они, как и живопись по поздним надставкам по периметру, были выполнены к уже потемневшему и сильно пожелтевшему лаку. Холст имел сильное провисание и деформации.

Реставрационная комиссия Русского музея приняла решение не ограничиваться консервативными мероприятиями, а выполнить полную реставрацию с раскрытием авторской живописи от слоёв потемневшего лака и записей. Эта сложная работа была поручена ведущему художнику-реставратору высшей категории Ольге Клёновой.

В процессе раскрытия, красочный слой и грунт многократно укреплялся клеевым раствором осетрового клея. Были проведены также дополнительные консервационные операции, направленные на укладку приподнятостей кракелюра, устранение изломов и деформаций холста. По периметру были дублированы новые кромки из льняного холста, аналогичного авторскому. Многочисленные утраты красочного слоя и грунта были тонированы.

 Предлагаем посмотреть и видео рассказ Ольги Юрьевны Кленовой в фильме, созданном в Службе "Виртуальный Русский музей":








Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее