ENG
Филиалы:
Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России
Корпус Бенуа

Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России

29 июня—16 октября 2023

Неоклассицизм – ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» ...

Клин Новикова. Новая Академия Изящных Искусств
Михайловский замок

Клин Новикова. Новая Академия Изящных Искусств

26 июля—25 сентября 2023

Выставка «Клин Новикова» приурочена к 65-летию Тимура Новикова (1958–2002), художника и создателя двух движений: «Новые художники» в 1980-е ...

Античный миф и современный мир
Мраморный дворец

Античный миф и современный мир

28 июля—2 октября 2023

Языком современного искусства живописцы и скульпторы говорят об архетипических вещах, обращая взгляд в далёкое дохристианское прошлое, апеллируя к нему в поиске смы...

Станислав Юлианович Жуковский
Строгановский дворец

Станислав Юлианович Жуковский

25 августа—23 октября 2023

Имя Станислава Юлиановича Жуковского (1875-1944) неразрывно связано с расцветом лирического пейзажа в эпоху «Серебряного века» русской культуры.

Печатная графика с Марией Бессмертной в Восточном павильоне
Павильоны Михайловского замка

Печатная графика с Марией Бессмертной в Восточном павильоне

21 сентября—11 октября 2023

Выставочный проект знакомит с многообразием техник печатной графики, объединяя в общем пространстве работы состоявшегося мастера, творч...

/ / Круглый стол «Революция как философия искусства»

Круглый стол «Революция как философия искусства» - События

Круглый стол «Революция как философия искусства»

11 декабря 2017—11 декабря 2017

Седьмого декабря 2017 года в 17 зале Мраморного дворца Русском музее прошел открытый круглый стол «Революция как философия искусства». В публичной беседе участвовали: Алла Митрофанова, свободный исследователь, киберфеминистка; Алексей Бойко, специалист по просветительским проектам, сотрудник Русского музея; Алексей Курбановский, исследователь визуальной археологии, сотрудник Русского музея; Александр Кибасов, специалист в области эстетики XX века, сотрудник Русского музея.  

Дискуссию открывала Алла Митрофанова. Позиция спикера состояла в том, что мы должны критически оценить общепринятые способы описания революционного события в традиционных терминах исторической науки. Историографическая беспристрастность, господствующая сегодня в поле так называемого «общественного мнения», на самом деле декларирует лишь совершенное концептуальное безразличие к феномену революционного. Именно этот историографический подход скрывает социальные, политические и эстетические горизонты революции, способствует утрате чувственности к идее революционного.

Следующим высказался Алексей Бойко. В своем докладе «Эразм художественной философии в революционную пору русского авангарда» он сфокусировался на рассмотрении революционной эстетике в рамках условной «бахтинской» традиции.  Алексей Бойко предложил обратиться к концепту эмансипирующей глупости, разработанному Эразмом Роттердамским в трактате «Похвала глупости». Именно «глупость» как особая модальность развертывания Разума являет собой идейную рамку бытования основных авангардных тропов – сатиры, паралогии, коллажа, пародии, гиперболы.

Затем слово взял Алексей Курбановский. Он предлагал рассмотреть искусство революционной эпохи в связи с антропологическими поисками своего времени. Революционная практика требовала «практической антропологии», выражением которой был так называемый «евгенический проект», популярный как в (около)научной теории, так и в массовой литературе послереволюционного периода. Проект этот предполагал не только идейную, но и биологическую пересборку тела субъекта. Творчество Павла Филонова, по мнению докладчика, представляет собой образец художественной рецепции такой революционной евгеники.

В заключительном слове Александр Кибасов предложил рассмотреть диалектику зрителя и зрелища в рамках революционной эстетики. Спикер попытался показать, что авангардисты отказывают зрителю в его праве стороннего «трансцендирующего» наблюдателя (каким его представляла себе Ханна Арендт, вслед за Кантом). Остранение – главное изобретение революционной текстуальной и визуальной поэтики - задевает в первую очередь именно зрителя. Он, задетый этим остранением, вынужден начать производить эстетическое. Императив этот в неотрефлексированной, наивной форме до сих прорывается в словах, которые не может сдержать незадачливый зритель «Черного квадрата» - «я так тоже могу!». Неуместный скепсис в данном случае только маскирует и сдерживает мобилизующую тревогу.


Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр