ENG
Филиалы:

/ / Круглый стол «Революция как философия искусства»

Круглый стол «Революция как философия искусства» - События

Круглый стол «Революция как философия искусства»

11 декабря 2017—11 декабря 2017

Седьмого декабря 2017 года в 17 зале Мраморного дворца Русском музее прошел открытый круглый стол «Революция как философия искусства». В публичной беседе участвовали: Алла Митрофанова, свободный исследователь, киберфеминистка; Алексей Бойко, специалист по просветительским проектам, сотрудник Русского музея; Алексей Курбановский, исследователь визуальной археологии, сотрудник Русского музея; Александр Кибасов, специалист в области эстетики XX века, сотрудник Русского музея.  

Дискуссию открывала Алла Митрофанова. Позиция спикера состояла в том, что мы должны критически оценить общепринятые способы описания революционного события в традиционных терминах исторической науки. Историографическая беспристрастность, господствующая сегодня в поле так называемого «общественного мнения», на самом деле декларирует лишь совершенное концептуальное безразличие к феномену революционного. Именно этот историографический подход скрывает социальные, политические и эстетические горизонты революции, способствует утрате чувственности к идее революционного.

Следующим высказался Алексей Бойко. В своем докладе «Эразм художественной философии в революционную пору русского авангарда» он сфокусировался на рассмотрении революционной эстетике в рамках условной «бахтинской» традиции.  Алексей Бойко предложил обратиться к концепту эмансипирующей глупости, разработанному Эразмом Роттердамским в трактате «Похвала глупости». Именно «глупость» как особая модальность развертывания Разума являет собой идейную рамку бытования основных авангардных тропов – сатиры, паралогии, коллажа, пародии, гиперболы.

Затем слово взял Алексей Курбановский. Он предлагал рассмотреть искусство революционной эпохи в связи с антропологическими поисками своего времени. Революционная практика требовала «практической антропологии», выражением которой был так называемый «евгенический проект», популярный как в (около)научной теории, так и в массовой литературе послереволюционного периода. Проект этот предполагал не только идейную, но и биологическую пересборку тела субъекта. Творчество Павла Филонова, по мнению докладчика, представляет собой образец художественной рецепции такой революционной евгеники.

В заключительном слове Александр Кибасов предложил рассмотреть диалектику зрителя и зрелища в рамках революционной эстетики. Спикер попытался показать, что авангардисты отказывают зрителю в его праве стороннего «трансцендирующего» наблюдателя (каким его представляла себе Ханна Арендт, вслед за Кантом). Остранение – главное изобретение революционной текстуальной и визуальной поэтики - задевает в первую очередь именно зрителя. Он, задетый этим остранением, вынужден начать производить эстетическое. Императив этот в неотрефлексированной, наивной форме до сих прорывается в словах, которые не может сдержать незадачливый зритель «Черного квадрата» - «я так тоже могу!». Неуместный скепсис в данном случае только маскирует и сдерживает мобилизующую тревогу.


Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее