ENG
Филиалы:
Александр Рубцов
Михайловский замок

Александр Рубцов

28 апреля—19 сентября 2022

Уникальный русский художник, оказавшийся волею судеб «певцом и летописцем» Туниса. На выставке будет представлено более 60 живописных произведений разных лет из частной коллекц...

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения

3 июня—23 октября 2022

Выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), объединила более 220 произведений из собраний...

И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре
Михайловский замок

И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре

9 июня—26 сентября 2022

Выставка, приуроченная ко дню празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого – дань памяти императору. В экспоз...

Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков
Мраморный дворец

Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков

18 августа—10 октября 2022

Выставка познакомит зрителей с малоизвестной широкой публике коллекцией мебели Русского музея, а также позволит под новым углом зрения вз...

«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» кисти Ивана Никитина
Михайловский дворец

«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» кисти Ивана Никитина

1 сентября—31 октября 2022

    «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» (конец 1720-х – не позднее 8 августа 1732) поступил...

Леонид Колибаба. Скульптура, графика
Строгановский дворец

Леонид Колибаба. Скульптура, графика

16 сентября—15 ноября 2022

Выставка знакомит с творчеством Леонида Колибабы – известного современного петербургского скульптора, графика и педагога, участника неформального творческого ...

Выставка-лаборатория «Цвет и краска»
Павильоны Михайловского замка

Выставка-лаборатория «Цвет и краска»

17 сентября—13 октября 2022

17 сентября в рамках образовательно-выставочного проекта «Искусство как творческий процесс: Смотреть. Видеть. Знать» в Восточном павильоне Михайловского замк...

/ / Круглый стол «Революция как философия искусства»

Круглый стол «Революция как философия искусства» - События

Круглый стол «Революция как философия искусства»

11 декабря 2017—11 декабря 2017

Седьмого декабря 2017 года в 17 зале Мраморного дворца Русском музее прошел открытый круглый стол «Революция как философия искусства». В публичной беседе участвовали: Алла Митрофанова, свободный исследователь, киберфеминистка; Алексей Бойко, специалист по просветительским проектам, сотрудник Русского музея; Алексей Курбановский, исследователь визуальной археологии, сотрудник Русского музея; Александр Кибасов, специалист в области эстетики XX века, сотрудник Русского музея.  

Дискуссию открывала Алла Митрофанова. Позиция спикера состояла в том, что мы должны критически оценить общепринятые способы описания революционного события в традиционных терминах исторической науки. Историографическая беспристрастность, господствующая сегодня в поле так называемого «общественного мнения», на самом деле декларирует лишь совершенное концептуальное безразличие к феномену революционного. Именно этот историографический подход скрывает социальные, политические и эстетические горизонты революции, способствует утрате чувственности к идее революционного.

Следующим высказался Алексей Бойко. В своем докладе «Эразм художественной философии в революционную пору русского авангарда» он сфокусировался на рассмотрении революционной эстетике в рамках условной «бахтинской» традиции.  Алексей Бойко предложил обратиться к концепту эмансипирующей глупости, разработанному Эразмом Роттердамским в трактате «Похвала глупости». Именно «глупость» как особая модальность развертывания Разума являет собой идейную рамку бытования основных авангардных тропов – сатиры, паралогии, коллажа, пародии, гиперболы.

Затем слово взял Алексей Курбановский. Он предлагал рассмотреть искусство революционной эпохи в связи с антропологическими поисками своего времени. Революционная практика требовала «практической антропологии», выражением которой был так называемый «евгенический проект», популярный как в (около)научной теории, так и в массовой литературе послереволюционного периода. Проект этот предполагал не только идейную, но и биологическую пересборку тела субъекта. Творчество Павла Филонова, по мнению докладчика, представляет собой образец художественной рецепции такой революционной евгеники.

В заключительном слове Александр Кибасов предложил рассмотреть диалектику зрителя и зрелища в рамках революционной эстетики. Спикер попытался показать, что авангардисты отказывают зрителю в его праве стороннего «трансцендирующего» наблюдателя (каким его представляла себе Ханна Арендт, вслед за Кантом). Остранение – главное изобретение революционной текстуальной и визуальной поэтики - задевает в первую очередь именно зрителя. Он, задетый этим остранением, вынужден начать производить эстетическое. Императив этот в неотрефлексированной, наивной форме до сих прорывается в словах, которые не может сдержать незадачливый зритель «Черного квадрата» - «я так тоже могу!». Неуместный скепсис в данном случае только маскирует и сдерживает мобилизующую тревогу.


Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее