ENG
Филиалы:
Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка
Павильоны Михайловского замка

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка

23 марта—24 апреля 2024

Представляем выставочный проект в Восточном павильоне Михайловского замка. Портретная живопись – один из самых трудных и значительных жанров, начало к...

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
Михайловский замок

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

26 апреля—1 июля 2024

И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ц...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...


/ / Круглый стол «Революция как философия искусства»

Круглый стол «Революция как философия искусства» - События

Круглый стол «Революция как философия искусства»

11 декабря 2017—11 декабря 2017

Седьмого декабря 2017 года в 17 зале Мраморного дворца Русском музее прошел открытый круглый стол «Революция как философия искусства». В публичной беседе участвовали: Алла Митрофанова, свободный исследователь, киберфеминистка; Алексей Бойко, специалист по просветительским проектам, сотрудник Русского музея; Алексей Курбановский, исследователь визуальной археологии, сотрудник Русского музея; Александр Кибасов, специалист в области эстетики XX века, сотрудник Русского музея.  

Дискуссию открывала Алла Митрофанова. Позиция спикера состояла в том, что мы должны критически оценить общепринятые способы описания революционного события в традиционных терминах исторической науки. Историографическая беспристрастность, господствующая сегодня в поле так называемого «общественного мнения», на самом деле декларирует лишь совершенное концептуальное безразличие к феномену революционного. Именно этот историографический подход скрывает социальные, политические и эстетические горизонты революции, способствует утрате чувственности к идее революционного.

Следующим высказался Алексей Бойко. В своем докладе «Эразм художественной философии в революционную пору русского авангарда» он сфокусировался на рассмотрении революционной эстетике в рамках условной «бахтинской» традиции.  Алексей Бойко предложил обратиться к концепту эмансипирующей глупости, разработанному Эразмом Роттердамским в трактате «Похвала глупости». Именно «глупость» как особая модальность развертывания Разума являет собой идейную рамку бытования основных авангардных тропов – сатиры, паралогии, коллажа, пародии, гиперболы.

Затем слово взял Алексей Курбановский. Он предлагал рассмотреть искусство революционной эпохи в связи с антропологическими поисками своего времени. Революционная практика требовала «практической антропологии», выражением которой был так называемый «евгенический проект», популярный как в (около)научной теории, так и в массовой литературе послереволюционного периода. Проект этот предполагал не только идейную, но и биологическую пересборку тела субъекта. Творчество Павла Филонова, по мнению докладчика, представляет собой образец художественной рецепции такой революционной евгеники.

В заключительном слове Александр Кибасов предложил рассмотреть диалектику зрителя и зрелища в рамках революционной эстетики. Спикер попытался показать, что авангардисты отказывают зрителю в его праве стороннего «трансцендирующего» наблюдателя (каким его представляла себе Ханна Арендт, вслед за Кантом). Остранение – главное изобретение революционной текстуальной и визуальной поэтики - задевает в первую очередь именно зрителя. Он, задетый этим остранением, вынужден начать производить эстетическое. Императив этот в неотрефлексированной, наивной форме до сих прорывается в словах, которые не может сдержать незадачливый зритель «Черного квадрата» - «я так тоже могу!». Неуместный скепсис в данном случае только маскирует и сдерживает мобилизующую тревогу.


Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее