ENG
Филиалы:
Поп-Механика Сергея Курёхина
Мраморный дворец

Поп-Механика Сергея Курёхина

20 декабря 2024—27 января 2025

Выставка посвящена 70-летию Сергея Курёхина – музыканта, композитора, сценариста и актера, создателя легендарного коллектива «Поп-механика», ставшего одним из важнейш...

Русское Рождество
Корпус Бенуа

Русское Рождество

28 декабря 2024—26 января 2025

Русский музей с удовольствием разделяет праздничную радость Рождества Христова со своими гостями! В экспозицию вошли иконописные памятники, живопись, графика, скульптура и дек...

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...


/ / Русский музей впервые открыл выставку произведений Натальи Гончаровой в Туле

Русский музей впервые открыл выставку произведений Натальи Гончаровой в Туле - События

Русский музей впервые открыл выставку произведений Натальи Гончаровой в Туле

8 сентября 2023—8 сентября 2023

8 сентября накануне Дня города-героя Тулы и Дня Тульской области в Тульском музее изобразительных искусств открылась выставка «Я совсем не европеец…», которая представляет произведения выдающейся художницы-авангардистки начала ХХ века Натальи Гончаровой из собрания Государственного Русского музея. В церемонии открытия приняли участие заместитель председателя Правительства Тульской области Ольга Гремякова, министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина и первый заместитель генерального директора Тульского музейного объединения Марина Кузина.

Судьба Гончаровой тесно связана с Тулой: именно в Тульской губернии она родилась и там прошли её детские годы.
Это первый выставочный проект Русского музея на территории Тульской области.


Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) – художница, вошедшая в историю отечественного искусства как первая среди «амазонок русского авангарда»: так называли представительниц целой плеяды талантливейших художниц-авангардисток первой трети ХХ века. Она проявила себя не только как живописец, но и как график, сценограф, иллюстратор книг.


Наталья Сергеевна принадлежала к старинному дворянскому роду Гончаровых. Её дед по отцовской линии был племянником Натальи Гончаровой-Пушкиной. Детство будущей художницы прошло в Тульской губернии, где её отцу принадлежали несколько сёл и усадеб. В будущем это способствовало её увлечённости крестьянской темой.


Наталья Гончарова училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у Паоло Трубецкого. Живописью она занималась самостоятельно, посещала мастерскую Константина Коровина, также пользовалась советами Михаила Ларионова, чьей спутницей жизни и единомышленницей в творчестве она стала.


Туляки и гости Тулы увидят семь полотен Гончаровой из собрания Русского музея, выполненных в период с 1907-го по 1910-й: «Провинциальный пейзаж», «Бабы», «Натюрморт с фруктами, раскрытой книгой и горшком цветов», «Беление холста», «Подсолнухи», «Цветы и кофейник», «Деревья и изба».


«Наталья Гончарова – одна из первых отечественных художниц, ярко заявивших о себе и добившихся признания в России и за рубежом. Она внесла значительный вклад в ошеломляющий успех «Русских сезонов» Сергея Дягилева, выведя отечественное искусство на новую ступень признания в Европе и во всем мире. Однако названием выставки стали слова самой Гончаровой, которые можно считать её творческим кредо. Она всегда была истинно русской художницей, опиравшейся в своем творчестве на традиции иконописи, черпавшей вдохновение в народном искусстве и ощущавшей неразрывную связь с Родиной. На выставке в Туле представлены произведения раннего периода творчества Гончаровой из значительного собрания Русского музея, в которых уже раскрылся подлинный масштаб дарования этой выдающейся художницы»,
отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

В этот период художественные поиски Гончаровой протекали в русле неопримитивизма, вобравшего в себя такие источники вдохновения Гончаровой, как народное искусство (лубок, костюм, игрушка) и иконопись. Она обращалась к мотивам жизни крестьянства и питала интерес к таким повторяющимся занятиям, как беление холста, сбор урожая, стирка белья.


У героинь полотна «Беление холста» утяжелённые и упрощённые формы фигур, рук, ног, в чем сказалось увлечение художницы архаической пластикой скифов. Крестьяне в нарядных и ярких южнорусских одеждах воспринимаются в картине как ожившие скифские скульптуры с их загадочными и невозмутимыми ликами.


Образы крестьянок в картине «Бабы» также наполнены тяжёлой, первобытной силой. Сюжет полотна отличается символической, даже сакральной завершённостью. Фигуры как бы замирают в заранее определённом им действии. «Бабы» Гончаровой напоминают не столько тульских крестьянок, сколько степных кочевниц с их резкой и вместе с тем выразительной пластикой.


Перенестись во времена старой Тулы посетителям выставки помогают предметы быта и одежды из фондов Тульского музея изобразительных искусств.


Возрастная категория: 12+

Выставка продлится до 25 октября.


Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее