Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.
14 августа 2024
Добужинский Мстислав Валерианович
Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Родом из старинной литовской семьи. После рождения сына родители разошлись, когда мать, артистка, певица ушла из семьи. Генерал был не чужд искусству, любил театр и музыку, посещал выставки и сам периодически рисовал. Отец забрал сына на воспитание, который всё своё детство делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В возрасте 9 лет впервые приехал в Вильну (Вильнюс). В 1889—1895 годах учился в Виленской 2-й гимназии. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.Участник выставок (с 1902): «Мир искусства» (1902–1906, 1911–1924), Союз Русских художников (1904–1910), «Жар-Цвет» (1924). Член Союза работников искусств (с 1918). Преподавал: в школе Е. Н. Званцевой (1906–1910), в Новой мастерской (1911–1917), в Витебском училище (1918–1919), в Высшем институте фотографии и фототехники (1919, профессор), в Высших государственных художественно-технических мастерских и Училище Штиглица (1918–1923).
Работал для театров Санкт-Петербурга и Москвы (с 1907). Оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907–1908). Большой успех декораций к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» (МХТ, 1909) положил начало тесному сотрудничеству художника с театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по роману Ф. М. Достоевского «Бесы».
В 1920-х наибольших успехов достиг в книжной графике – рисунках к «Свинопасу» Х. К. Андерсена (1917), «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925) – шедевру русской книжной графики.
В 1925 принял литовское гражданство и переехал в Каунас. Выполнил иллюстрации к «Трем толстякам» Ю. К. Олеши (1928), к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина (1936). Оформлял спектакли в Каунасском театре (1925–1935). В 1934 выполнил эскизы декораций и костюмов к постановке оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».
В 1925 году работал художником в Рижском театре и продолжал преподавать в частных художественных школах.
В 1927 году художник вступил в масонскую ложу "Юпитер" №536, расположенную в Париже, но уже в 1938 году покинул эту организацию.
В 1926–1929 жил в Париже, в 1938–1939 в Лондоне. В 1939 выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем «Бесы», в Литву не вернулся. В 1947 выполнил графическое оформление к прозаическому переводу «Слова о полку Игореве» (Нью-Йорк, 1950). Сотрудничал с «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). Оставил книгу мемуаров (Нью-Йорк, 1976, Москва, 1987).
Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому. Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке в доме своего младшего сына Всеволода. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже
Семья:
Жена (с 1899 года) — Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 — 12 октября 1965)[8], дочь потомственного почётного гражданина, управляющего Ростовским купеческим банком, одного из руководителей еврейской общины Ростова и её представителя в Городской думе Иосифа Фишелевича (Осипа Филипповича) Волькенштейна (1834—?)[10][11], племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859—1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858—1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн.
Сын — Всеволод ( 1906, Санкт-Петербург, Российская империя — 1998, Нью-Йорк, США). В 1924 году окончил гимназию в Петрограде и с родителями переселился в Литву. В 1926 — 1930 годах учился в Берлине. В 1930 — 1937 годах работал сценографом в Государственном театре в Каунасе. Часто помогал отцу в театрально-декорационной работе. В 1939 году переселился в Нью-Йорк. Работал художником на промышленных фирмах. Работы представлены в музее Чюрлёниса и в Литовском музее театра, музыки и кино.
Сын — Ростислав(1903 (Санкт-Петербург — 2000 Париж). Художник театра.Избранные работы в коллекции Русского музея
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея