ENG
Филиалы:
Выставка «Весть»
Корпус Бенуа

Выставка «Весть»

Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений  – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.

Подробнее

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки
Михайловский замок

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

9 августа—4 ноября 2024

Выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской г...

Казачество – опора государства Российского
Мраморный дворец

Казачество – опора государства Российского

11 сентября—14 октября 2024

Экспозиция в Мраморном дворце объединит около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на казачью тему из собрания Русског...

Россия – Беларусь. Пересечение судеб
Мраморный дворец

Россия – Беларусь. Пересечение судеб

15 сентября—2 декабря 2024

Русский музей совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь открывает беспрецедентную по масштабу выставку «Россия-Беларусь. Пересечение ...


/ / Сегодня день рождения художника Мстислава Добужинского

Сегодня день рождения художника Мстислава Добужинского - События

Сегодня день рождения художника Мстислава Добужинского

14 августа 2024

Добужинский Мстислав Валерианович

Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Родом из старинной литовской семьи. После рождения сына родители разошлись, когда мать, артистка, певица ушла из семьи. Генерал был не чужд искусству, любил театр и музыку, посещал выставки и сам периодически рисовал. Отец забрал сына на воспитание, который всё своё детство делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В возрасте 9 лет впервые приехал в Вильну (Вильнюс). В 1889—1895 годах учился в Виленской 2-й гимназии. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.
Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант литовского художника М. К. Чюрлёниса.

Участник выставок (с 1902): «Мир искусства» (1902–1906, 1911–1924), Союз Русских художников (1904–1910), «Жар-Цвет» (1924). Член Союза работников искусств (с 1918). Преподавал: в школе Е. Н. Званцевой (1906–1910), в Новой мастерской (1911–1917), в Витебском училище (1918–1919), в Высшем институте фотографии и фототехники (1919, профессор), в Высших государственных художественно-технических мастерских и Училище Штиглица (1918–1923).

Работал для театров Санкт-Петербурга и Москвы (с 1907). Оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907–1908). Большой успех декораций к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» (МХТ, 1909) положил начало тесному сотрудничеству художника с театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по роману Ф. М. Достоевского «Бесы».


В 1920-х наибольших успехов достиг в книжной графике – рисунках к «Свинопасу» Х. К. Андерсена (1917), «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925) – шедевру русской книжной графики.
В 1925 принял литовское гражданство и переехал в Каунас. Выполнил иллюстрации к «Трем толстякам» Ю. К. Олеши (1928), к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина (1936). Оформлял спектакли в Каунасском театре (1925–1935). В 1934 выполнил эскизы декораций и костюмов к постановке оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».

В 1925 году работал художником в Рижском театре и продолжал преподавать в частных художественных школах.
В 1927 году художник вступил в масонскую ложу "Юпитер" №536, расположенную в Париже, но уже в 1938 году покинул эту организацию.

В 1926–1929 жил в Париже, в 1938–1939 в Лондоне. В 1939 выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем «Бесы», в Литву не вернулся. В 1947 выполнил графическое оформление к прозаическому переводу «Слова о полку Игореве» (Нью-Йорк, 1950). Сотрудничал с «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). Оставил книгу мемуаров (Нью-Йорк, 1976, Москва, 1987).

Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому. Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке в доме своего младшего сына Всеволода. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже


Семья:

Жена (с 1899 года) — Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 — 12 октября 1965)[8], дочь потомственного почётного гражданина, управляющего Ростовским купеческим банком, одного из руководителей еврейской общины Ростова и её представителя в Городской думе Иосифа Фишелевича (Осипа Филипповича) Волькенштейна (1834—?)[10][11], племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859—1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858—1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн.

Сын  —  Всеволод ( 1906, Санкт-Петербург, Российская империя — 1998, Нью-Йорк, США). В 1924 году окончил гимназию в Петрограде и с родителями переселился в Литву. В 1926 — 1930 годах учился в Берлине. В 1930 — 1937 годах работал сценографом в Государственном театре в Каунасе. Часто помогал отцу в театрально-декорационной работе. В 1939 году переселился в Нью-Йорк. Работал художником на промышленных фирмах. Работы представлены в музее Чюрлёниса и в Литовском музее театра, музыки и кино. 

Сын  Ростислав(1903 (Санкт-Петербург —  2000 Париж). Художник театра.
Старший сын М. В. Добужинского и пианистки Е. О. Добужинской, брат художника В. М. Добужинского. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца, копировал его театральные эскизы..

После смерти отца Всеволод вместе с братом Ростиславом учредили Международное общество друзей искусства М.В. Добужинского, в которое вошли Н.А. Бенуа, Д.Д. Бушен, С.М. Лифарь, В.Н. Немчинова, В.А. Стравинская, С.Р. Эрнст и др. Общество в том числе занималось устройством выставок работ М.Добужинского.

Избранные работы в коллекции Русского музея


Онлайн-лекция «Петербург в произведениях художников»
Браз И.Э. Портрет М.В.Добужинского. 1922 год. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Браз И.Э. Портрет М.В.Добужинского. 1922 год. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Кустодиев Б. М. Портрет М. В. Добужинского. 1913. ГРМ

Кустодиев Б. М. Портрет М. В. Добужинского. 1913. ГРМ

Сомов К.А. Портрет Мстислава Добужинского. 1910 год. Государственная Третьяковская галерея

Сомов К.А. Портрет Мстислава Добужинского. 1910 год. Государственная Третьяковская галерея

Мстислав Добужинский с семьёй (работа Карла Буллы)

Мстислав Добужинский с семьёй (работа Карла Буллы)

Мстислав  Добужинский

Мстислав Добужинский

Мстислав  Добужинский. Около 1908 года.

Мстислав Добужинский. Около 1908 года.

Мстислав Добужинский с отцом и сыном Ростиславом

Мстислав Добужинский с отцом и сыном Ростиславом

Объединение "Мир искусства"

Объединение "Мир искусства"

М.В.Добужинский. Автопортрет. 1901 г. ГРМ

М.В.Добужинский. Автопортрет. 1901 г. ГРМ



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее