Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения художника-символиста Василия Милиоти
17 февраля 2025
Василий Дмитриевич Милиоти ( 5 [17] февраля 1875, Москва — 5 марта 1943, Москва) — русский живописец, последователь символизма, видный деятель русского модерна; младший брат и ученик
Николая Милиоти.
Василий Дмитриевич Милиоти – художник, сценограф, график, представитель русского символизма. Он не получил специального художественного образования, но с детства проявлял интерес к искусству. Милиоти поступил на филологический факультет Московского университета, но через пару лет перешел на юридический, который окончил в 1904 году. В студенческие годы Василий Милиоти состоял секретарем объединения «36 художников» и впоследствии «Союза русских художников». Благодаря этой службе он имел возможность общаться с художниками того времени и показывать им свои произведения.
Впервые Милиоти представил свои работы широкой публике 15 января 1905 года на XII выставке Московского товарищества художников (МТХ). Дальнейшая творческая биография мастера была тесно связана с группой молодых художников, выступивших совместно на выставке «Голубая роза» (1907, Москва). Этот период жизни определил вектор его художественных поисков на долгие годы вперед. Василий Милиоти остался верным рыцарем «Голубой розы», сохранив приверженность эстетическим идеалам, сюжетам и образам эпохи символизма.
Гуашь «Утро» (1905) из собрания Русского музея, возможно, – одна из пяти работ Василия Милиоти, экспонировавшихся на выставке «Два века русской живописи и скульптуры». Эта экспозиция была организована Сергеем Дягилевым в рамках Осеннего салона в Париже в 1906 году.
В 1906 году дебютировал как сценограф (совместно с Н. Н. Сапуновым) в петербургском театре В. Ф. Комиссаржевской) в спектакле В. Э. Мейерхольда по пьесе Г. Ибсена «Гедда Габлер».
С 1906 по 1909 года сотрудничал с журналами «Весы» и «Золотое руно», оформляя их своими графическими работами, а в «Золотом руне» кроме того выступал в качестве художественного критика.
В 1907 году вместе с братом участвовал в выставке и творческом объединении московских художников «Голубая роза», а позднее в выставках «Золотое руно», «Союза русских художников» и «Мира искусства».
В 1909 году неожиданно отошёл от творчества, уехал из Москвы, работая в северных губерниях следователем по уголовным делам.
В 1917 году вернулся в Москву и вновь занялся живописью и графикой, но после нескольких лет активной общественной деятельности и участия в Комиссии по закупке картин в музейный фонд Москвы, вновь отдалился от общественных объединений, вёл уединенный образ жизни.
В 1927 году создал цикл рисунков к «Пиру во время чумы» А. С. Пушкина. Продолжал писать романтически-цветистые, малые по формату, почти миниатюрные «сказки» («Сон», 1932; «Каменный балкон», 1935; обе работы — частные собрания, Москва), а также картины по мотивам литературной (М. Сервантес, Н. В. Гоголь, Ч.Диккенс) и музыкальной классики. Работы позднего периода показывал лишь узкому кругу друзей и с 1927 года не участвовал в выставках. Скончался художник 5 марта 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище/
Фокина С.И. В.Д. Милиоти как художник театрального костюма. От графики к сценическому образу
Милиоти В.Д. Утро, гуашь. 1905. ГРМ
Сапунов Н.Н. Портрет художника Николая Дмитриевича Милиоти (1874-1962). 1908. ГРМ
Милиоти В.Д. Автопортрет. 1920-е. Государственная Третьяковская галерея