27 октября 2024
Роберт Рафаилович Фальк (15 [27] октября 1886, Москва — 1 октября 1958, Москва). Живописец, график, художник театра, педагог. Родился в Москве.Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в семье Рафаила Фалька, известного юриста и заядлого любителя шахмат. Интеллигентные и образованные родители стремились привить своим троим сыновьям интерес к столь же почтенным занятиям. В их семье общались только на немецком языке и все дети были определены в престижную лютеранскую школу. С 1904 по 1905 годы учился изобразительному искусству в школе-студии Константина Юона и Ивана Дудина, в частной студии Ильи Машкова, а затем с 1905 по 1909 годы — в Училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на него оказали Валентин Серов и Константин Коровин.
Жил в основном в Москве. В 1909 году, чтобы вступить в брак с Елизаветой Потехиной, крестился именем Роман (после революции снова вернулся к прежнему имени).
В 1910 году стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в деятельности которого он участвовал с 1910 по 1916 годы. С 1910 по 1911 годы осуществил поездку в Италию.
После революции 1917 года, с 1918 по 1928 годы преподавал в ГСХМ — ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (ныне МГАХИ им. Сурикова); был деканом факультета живописи; его учениками были Семён Чуйков, Михаил Иванов-Радкевич, Георгий Нисский, Ева Левина-Розенгольц, Раиса Идельсон, Николай Ромадин, Виктор Остроумов, Порфирий Фальбов.
С 1918 по 1921 годы работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Периодически с 1921 года преподавал в Витебском художественном училище. В 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге» (ига еврейской культуры)— объединение еврейских художников, писателей, режиссёров и издателей, созданное в городе Киеве в начале 1918 года для развития культуры на языке идиш).
В 1928 году выехал в командировку за границу и до 1937 года жил и работал в Париже. Роберт Фальк вместе с сыном в 1937 году вернулся в СССР в самый разгар сталинских репрессий. Он избежал ареста — во многом благодаря заступничеству бывшего тестя Константина Станиславского, а также дружбе с известным летчиком Андреем Юмашевым, который был его учеником. По возвращении Фальк поселился в мастерской в Доме Перцова на Пречистенской набережной, где по просьбе бывших соратников по Бубновому валету Александра Куприна и Василия Рождественского и при активнейшей помощи лётчика Андрея Юмашева получил мастерскую, которую раньше занимал художник Павел Соколов-Скаля. С Юмашевым Фальк познакомился в 1936 году в посольстве СССР во Франции, они сдружились. В 1937—1938 годах они совершили своеобразное «турне» по Крыму и Средней Азии, где знаменитый лётчик читал лекции о своём перелёте через Северный полюс, а на досуге ставил свой любительский мольберт рядом с мольбертом Фалька. Работал оформителем сцены Московского государственного еврейского театра (с которым сотрудничал и до своего отъезда за рубеж), а также еврейских театров других городов.
В 1939 году состоялась персональная выставка Фалька в Доме литераторов. В его творчестве преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщённой, приглушенной манере. Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год был в эвакуации в Башкирии и в Средней Азии (Самарканд). Во время проработочных кампаний 1940-х годов Фальк часто подвергался критике как «формалист». После 1953 года стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей эпохи живописи, мостом между искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.
Похоронен на Калитниковском кладбище. В 2018 году в Москве в Даниловском районе появилась улица Роберта Фалька.
В 1958 году Роберт Фальк умер. А в декабре 1962 года его картина «Обнаженная в кресле» стала одним из экспонатов выставки, которая открылась в честь 30-летия Московского Союза художников. Когда в декабре 1962 года Манеж посетил Хрущёв и увидел эту картину, пораженный кубистической трактовкой женской плоти глава государства возмутился: «Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это извращение, это ненормально. Во всяком случае, я, председатель совета министров, ни копейки не дал бы, а кто будет брать деньги на этот хлам, того будем наказывать, а печать не поддержит <…> у нас покамест такое “творчество” считается неприличным, у нас милиционер задержит». А «Обнаженная» Фалька прочно вошла в историю культуры нашей страны под именем «Голая Валька». Хрущев именно так услышал ее название. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее. В январе 2021 года в Третьяковской галерее открылась выставка работ Роберта Фалька. Первым экспонатом, который могли увидеть зрители, стала именно «Обнаженная в кресле».
Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет. 1906–1907. Государственный историко-художественный и литературный музей- заповедник «Абрамцево»
Р.Р.Фальк. Автопортрет на фоне окна 1916. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Фальк Р. Р. Автопортрет в красной феске и желтом шарфе. Коллекция Валентина Шустера. Санкт-Петербург
Валерий Фальк с отцом Робертом Фальком в Париже. Середина 1930-х годов. Фото из собрания К. Р. Барановской-Фальк
Роберт Фальк, Париж. Начало 1930-х годов. Фотография, частный архив. Ангелина Щекин-Кротова, Москва. 1936 год. Фотография. Архив А.В. Тимофеева, Москва
А.В. Щекин-Кротова, Р.Р. Фальк и Н.К. Шапошникова Абрамцево. 1950-е Фотография. Архив О.С. Северцевой, Москва.
А.В. Щекин-Кротова у картины Р.Р. Фалька «Автопортрет в желтом» (1924) 1970-е Фотография Частный архив, Москва
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея