Сегодня день рождения живописца Михаила Константиновича Клодта
11 января 2025
Барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (30 декабря 1832 (11 января) 1833, Санкт-Петербург — 16 (29) мая 1902, Санкт-Петербург)
Живописец, педагог. Сын К. К. Клодта, племянник скульптора П. К. Клодта, двоюродный брат художника М. П. Клодта.
В обзоре Академической выставки 1867 года знаменитый критик В. В. Стасов писал:
«Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов. Не знаю, что можно сравнить с его Осенью, а потом и с Закатом солнца, выставленных на нынешней выставке. Все это очень и очень далеко от Соррентов, видов на Чёрное море и т. п., которыми обыкновенно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу! Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины».
Родился в художественно одарённой семье Клодт фон Юргенсбургов. Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Клодт, увлекался гравюрой по дереву, а дядя, Пётр Клодт, был одним из лучших скульпторов России того времени. Первоначально обучался горному делу в Корпусе горных инженеров, но учёба не нравилась Михаилу, и он часто пропускал занятия. Лишь занятия по рисованию, которые в корпусе вёл Иван Хруцкий, вызывали в нём удовлетворение.
В 1851 году в 18 лет поступил в Императорскую Академию художеств, где с большим увлечением проходил обучение в классе Максима Воробьёва, преподававшего пейзажную живопись. В 1853 году за одну из своих ученических работ был удостоен серебряной медали второй степени и стал стипендиатом Общества поощрения художников. По свидетельству летописца семьи Григория Клодта, молодой художник отказался от стипендии в пользу более нуждающихся художников, и она была передана одному из двух братьев Крейтанов.
В 1855 году был удостоен большой серебряной медали, а в 1857 году за написанную в 1854 году картину «Вид на острове Валаам» ему была вручена малая золотая медаль, а само полотно было выставлено на академической выставке 1857 года и получило хорошие критические отзывы. Иван Крамской писал об этой работе: «…
оригинальность Клодта вылилась здесь вполне и окончательно определилась, не изменяясь и впоследствии. Холодная гармония красок, удивительная окончательность и стереоскопический рельеф делают эту картину самой характерной».
После окончания Академии художеств в 1858 году получил звание художника первой степени, а за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» ему была вручена большая золотая медаль и право на поездку за государственный счёт в Европу сроком на три года. В мае 1858 года приехал в Швейцарию, где поселился в небольшой гостинице на берегу Женевского озера. Однако швейцарская природа не вдохновляла художника, и вместо плодотворной работы в его творчестве начался спад. Живописец принял решение сменить обстановку и переехал в Париж, рассчитывая, что мировая столица искусств вдохновит его. В столице Второй империи он познакомился с представителями барбизонской школы — Теодором Руссо, Шарлем Франсуа Добиньи, Камилем Коро, а также встретился со своим двоюродным братом Михаилом Петровичем Клодтом, вместе с которым отправился сначала в Бретань, а затем — в Нормандию. Но и здесь художник не нашёл удовлетворёния — французская архитектура и живопись не произвели на него впечатления, чужая природа не вдохновляла, а французская и швейцарская живописные школы показались ему «неопрятными и неоконченными» и недостойными подражания.
Получив официальное разрешение от Академии, в январе 1861 года Михаил Клодт вернулся в Россию. Академия художеств разрешила продолжить ему творческое путешествие уже в России и даже продлила ему срок пенсионерства. Летом того же года он познакомился с Елизаветой Михайловной Станюкович, дочерью адмирала Михаила Станюковича и сестрой начинающего писателя Константина Станюковича, и сделал ей предложение, но получил отказ. Вскоре, по настоянию родных, женился на Елизавете Гавриловне Владимирцовой.
По результатам поездки в Европу, Клодт в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки». За эти работы в 1862 году Михаил Константинович получил звание академика и продление срока пенсионерства ещё на один год.
Летом 1863 года художник вместе с женой был приглашён погостить у родственников в Мценском уезде Орловской губернии. Среди его успешных работ этого периода — картины «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864). Полотно «Большая дорога осенью» с изображением типичного неброского русского пейзажа. За картину «Вид в Орловской губернии» живописец в 1864 году получил звание профессора, а следовательно, право на преподавание в Академии художеств, но штатной должности для него на тот момент не нашлось.
Весной 1866 года снова уехал на Орловщину, где много работал. По возвращении в Санкт-Петербург, овдовевший Михаил Константинович повторно сделал предложение Елизавете Михайловне Станюкович и, в январе 1867 года они обвенчались, а в ноябре того же года у них родился сын Пётр. В этот период Клодт создал множество полотен, среди которых «Лучи солнца», «Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии», «Аллея в березовой роще».
В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества передвижных выставок, в состав которого вошел и Клодт, и следующее десятилетие его жизни связано с работой товарищества, которое очень быстро стало крупным центром художественной жизни в России. На первой выставке передвижников, открытой 29 ноября 1871 года в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге представил две работы: «Полдень» и «Вид в Киеве, из сада Г. Муравьева». На выставке также был представлен и портрет самого Клодта работы Ивана Крамского. Критики того времени отмечали, что лучшими пейзажами на выставке явились работа Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и картины Клодта.
На второй выставке передвижников была выставлена работа Клодта «На пашне», которая вызвала невольные ассоциации с одноимённой работой Алексея Венецианова. Наряду с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели», это полотно стало одним из живописных символов России. Картина была куплена прямо с выставки Павлом Третьяковым в свою коллекцию и в настоящее время находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Впоследствии, в 1873, 1879 и 1881 годах, написал ряд повторений полотна для различных российских музеев.
В 1873 году был зачислен в Академии на профессорский оклад (с 1871 года числился в Академии сверхштатным преподавателем «без содержания»), что значительно улучшило его финансовое положение. В Академии он, вместе с Алексеем Боголюбовым и Сократом Воробьёвым, создал класс пейзажной живописи и до введения нового временного устава Академии в 1894 году являлся членом её совета. Некоторые из его учеников впоследствии стали известными художниками, работающими в разных направлениях — пейзажисты Николай Дубовской и Юлий Клевер, Александр Беггров и другие. В то же время в развернувшемся в это время в русской художественной среде конфликте вокруг Василия Верещагина, Клодт не поддержал профессорский состав Академии и встал на защиту баталиста.
В течение этого периода ежегодно совершал творческие поездки по стране и создал серию полотен, которые вошли в золотой фонд русского пейзажа. Его работы, такие как «Крестьянка у сломанной телеги со льном» (1873), «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874), «Рожь» (1877), «Коровы на водопое» (1879). В это же время под воздействием творчества Ивана Шишкина в работах Клодта возрастают эпические мотивы в написании русской природы («Лесная даль в полдень»).
В конце 1870-х годов развёлся с женой, а в 1880 году у художника возник конфликт с другим членом Товарищества передвижников, Архипом Куинджи, вследствие которого оба покинули общество. 21 марта 1879 года на общем собрании Товарищества передвижных художественных выставок в ревизионную комиссию были избраны Архип Куинджи и Михаил Клодт[15], и тогда же, вскоре после закрытия выставки, в газете «Молва» за подписью «Любитель» появилась статья, в которой автор отказывал Куинджи в истинном таланте и утверждал, что суть его живописи лишь в особом освещении, которым живописец злоупотребляет, где только может. Вскоре выяснилось, что автором статьи в газете является Михаил Клодт[9][15]. Куинджи потребовал исключить Клодта из Товарищества, а не добившись желаемого, покинул его сам. Последней серьезной работой художника до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.
В этот же период им написана небольшая работа «Коровы на водопое» (1879) с аккуратно выписанными фигурами животных. Пейзажи Клодта всегда характеризуются пристальным вниманием к природе и одновременно её лирическим восприятием. Критик В. В. Стасов называл художника «живописцем поэтических сельских настроений».
Работы Михаила Клодта неоднократно экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867, 1868), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876).
После оставления Товарищества передвижников художник продолжил путешествовать по России и создавать новые произведения. Из его работ этого периода интересны «Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885). Постепенно его здоровье ухудшалось, начались проблемы со зрением, художника стали беспокоить головные боли. По мнению одних авторов, вскоре у него развилось психическое расстройство — по вечерам он стал «слышать голос», по мнению других — страдал алкоголизмом. В 1886 году он был уволен с профессорской должности в академии с оставлением за штатом, а в 1894 году — уволен окончательно с назначением ему небольшой пенсии. Служебное жильё, предоставленное Академией, он был вынужден вернуть, и вместе с сыном от первого брака Борисом жил в снятой внаём небольшой квартире на Коломенской улице. Борис Михайлович умер в 1899 году в возрасте 36 лет. Имя самого Михаила Клодта в последний раз было упомянуто в 1897 году в связи с юбилейной выставкой передвижников. О последних годах его жизни практически ничего не известно. Архивные документы в виде судебных выписок и исполнительных листов свидетельствуют, что он находился в нужде и был вынужден занимать деньги у разных людей.
Скончался 16 (29) мая 1902 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Семья:
Первый брак: Елизавета Гавриловна Владимирцова.
сын - Борис Михайлович
Второй брак: Елизавета Михайловна Станюкович, дочь адмирала Михаила Станюковича и сестра писателя Константина Станюковича.
сын - Пётр Михайлович, барон Клодт фон Юргенсбург (с 24 марта 1916 года — Красинский) (13.11.1867, Санкт-Петербург — 1920, Севастополь) — командир канонерской лодки «Грозящий» и транспортного судна «Волхов», помощник командира 1-го флотского экипажа (1913—1917).
Картины М.К.Клодта в коллекции Русского музея
Русский музей. «Художественная династия Клодтов». Онлайн-лекция. Лектор: Ольга Григорьевна Клодт-Володина – художник, иконописец, преподаватель.
Специально к выставке «Художественное наследие семьи Клодтов», которая проходила в Михайловском замке в 2020 году, подготовлен виртуальный гид «Семья Клодтов» в бесплатном мобильном приложении дополненной реальности «Артефакт».
Иван Крамской. Портрет барона М. К. Клодта. 1871. Холст, масло. Третьяковская галерея