ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Сегодня день рождения блистательного художника Сергея Судейкина

Сегодня день рождения блистательного художника Сергея Судейкина - События

Сегодня день рождения блистательного художника Сергея Судейкина

19 марта 2024—19 марта 2024


Сергей Юрьевич (Георгиевич) Судейкин (7 [19] марта 1882, Санкт-Петербург — 12 августа 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США)

Спокоен ход простых суровых дней,
Покорно все приемлю превращенья.
В сокровищнице памяти моей
Твои слова, улыбки и движенья.

Анна Ахматова. Сергею Судейкину 1914

Родился в Петербурге в семье подполковника Отдельного корпуса жандармов Георгия Порфирьевича Судейкина. Отец был убит в декабре 1883 г. 

В 1897-1909 гг. Судейкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова, А.С. Степанова, А.М. Васнецова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака.
За демонстрацию на студенческой выставке весьма фривольного содержания рисунков, в манере, «не входившей в учебную программу», был отчислен сроком на один год (вместе с М.Ф. Ларионовым и А.В. Фонвизиным). В 1903 г. также учился в мастерских В.А. Серова и К.А. Коровина.
Начало карьеры Сергея Судейкина как театрального художника связано с московским театром «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Здесь в 1902 г. совместно с Н.Н. Сапуновым он работал над оформлением оперных постановок, в т.ч. «Орфей» К.В. Глюка и «Валькирия» Р. Вагнера. В 1903 г. с тем же Сапуновым иллюстрирует драму М. Метерлинка «Смерть Тентажиля».
В дальнейшем Судейкин оформляет постановки для Малого драматического, Русского драматического и театра Комиссаржевской в Петербурге. Помимо этого, как художник он сотрудничает с журналами «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
В 1904 г. участвует в выставке «Алая роза» в Саратове. С 1905 г. – участник выставок «Московского товарищества художников», «Союза русских художников» (1905, 1907-1909). В 1907 г. стоял у истоков символистского художественного объединения «Голубая роза»*. Участник выставок «Венок-Стефанос» (1907, Москва), «Венок» (1908, Петербург).

  В январе 1907 г. женился на актрисе и танцовщице Ольге Глебовой. Свадьбе предшествовали несколько месяцев отнюдь не платонических отношений с поэтом Михаилом Кузминым, описанные последним в повести «Картонный домик».
В 1909 г. закончил МУЖВЗ со званием неклассного художника. В том же году поступил в Академию художеств, в мастерскую Д.Н. Кардовского. Тогда же знакомится с А.Н. Бенуа и другими «мирискуссниками». В 1911 г. официально вступил в объединение «Мир Искусства». В этот период большое влияние на художника оказывает творчество К.А. Сомова.
Один из организаторов и декоратор литературно-художественного кабаре «Бродячая собака». В 1912 г. оформил спектакль «Изнанка жизни» по пьесе Х. Бенавенте в петербургском театре А. Рейнеке.
В 1915 г. выполняет декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов». В конце 1915 г. расстаётся с женой, Ольгой Глебовой-Судейкиной. В этом же году знакомится с актрисой Верой Шиллинг, урожд. Боссе в марте 1916 г. она переезжает к нему в Петербург. Их образы получили отражение в творчестве Михаила Кузмина («Чужая поэма», пантомима «Влюблённый дьявол»). Обе жены, он сам и Кузмин изображены С. Судейкиным на картине «Моя жизнь» 1916 г.
В 1917 г. Судейкин уезжает в Крым, живёт в окрестностях Алушты, затем в Мисхоре, в Ялте участвует в выставке, организованной С.К. Маковским, вместе с Н.Д. Миллиоти, С.А. Сориным и др. В феврале 1918 г. женится на Вере Шиллинг, взявшей его фамилию. В апреле 1919 г. переезжает в Тифлис, где оформляет литературные кафе – «Химериони» (ныне – гардероб Государственного Театра им. Шота Руставели) и «Ладья аргонавтов». В декабре 1919 г. следует в Баку, затем возвращается в Тифлис, а далее в Батум.

8 мая 1920 Судейкины вместе с С. А. Сориным выехали из Батума в Марсель на корабле «Souirah», 20 мая они прибыли в Париж. Сотрудничал в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» и театре «Балаганчик». Оформил балеты «Фея кукол» И. Байера и «Спящая красавица» П. И. Чайковского для труппы Анны Павловой, пьесу «Любовь – книга золотая» в театре «Vieux-Colombier» (1922, реж. Н. Бутковская). Исполнил портреты театральных деятелей. Участвовал в выставках русских художников в Париже (галерея La Boёtie и Осенний салон, 1921 – группа «Мир искусства»), Лондоне (Whitechapel, 1921), Брюсселе (1923 – «Мир искусства»).

В августе 1922, расставшись с женой, приехал с театром Н. Ф. Балиева в США и поселился в Нью-Йорке. В 1925 сотрудничал в русско-американском издании «Альманах пилигримов» (в частности, исполнил обложку к вып. 2). Оформил для Метрополитен-Опера балет «Петрушка» (1925, труппа Анны Павловой) и «Свадебка» (1929) И. Ф. Стравинского, оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1926), «Соловей» И. Ф. Стравинского (1926), «Миньон» А. Тома (1927), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1930), «Летучий Голландец» Р. Вагнера (1930), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (1930). Оформил балеты: «Лунная соната» на музыку Л. Бетховена (1944; American Ballet Theatre; балетм. Л. Ф. Мясин), «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля, «Золотая рыбка» Н. Н. Черепнина и «Жизель» А. Адана (1937–1938; нью-йоркская труппа М. Мордкина), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1939; Original Ballet Russe, Covent Garden, Лондон; балетм. М. М. Фокин). Исполнил декорации к кинофильму «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1934–1935) в Голливуде. Написал панно по мотивам балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского, картины «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь».

Провел персональные выставки в Нью-Йорке (New Gallery, 1924; Публичная библиотека, 1933; Бруклинский музей, 1933), Чикаго (Художественный институт, 1927/1928), Питтсбурге (Институт Карнеги, 1929). Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Чикаго (1923), Брюсселе (1928), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924), Филадельфии (1926) и Нью-Йорке (1930).

Похоронен на Бруклинском кладбище. В 1964 мемориальная выставка состоялась в галерее Nikoff в Нью-Йорке. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ, ГТГ и ГЦТМ. В 2008–2009 работы экспонировались на выставке «Американские художники из Российской империи» в ГТГ и ГРМ. В 2015 выставка произведений художника с привлечением работ из частных и государственных собраний состоялась в Санкт-Петербурге в KGallery.

*«Голубая роза» — художественное объединение, которое получило свое название после одноименной выставки, прошедшей в 1907 году в Москве. В объединение входили художники, которые вместе поcещали Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ядро группы составляли живописцы Павел Кузнецов, Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев. Художники познакомились в родном Саратове. Они вдохновлялись работами Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. «Голуборозовцы» следовали ценностям символизма, для их живописи характерны голубоватые, пастельные тона. Целью творчества художники видели «стремление к трансцендентному», «запредельному», уделяли внимание музыкальности произведений.  18 марта 1907 года в Москве в доме 8 на Мясницкой улице (дом известного фарфорового магната Матвея Кузнецова) состоялась выставка «Голубая роза», в которой участвовали все 16 членов объединения. Мероприятие было организовано после посмертной ретроспективы работ главного вдохновителя молодых художников Виктора Борисова-Мусатова, которая прошла в том же году. Представлению «Голубой Розы» и анализу проблем, связанных с ее деятельностью посвящен специальный номер журнала «Золотое Руно», оформленный самими участниками экспозиции в свойственной им стилистике. Покровителем «голуборозовцев» и инициатором первой выставки стал Николай Павлович Рябушинский (русский промышленник, меценат, издатель и коллекционер; также пробовал свои силы как поэт и художник.).


Семья:

Старший брат — Леонид Георгиевич Судейкин (1876 — не ранее 1937, репрессирован), штабс-ротмистр 1-го гусарского Сумского полка, штабс-капитан (1916). Действительный член Историко-родословного общества в Москве (с 20 ноября 1907). Домовладелец (Боженинский пер., 8; Зубовская ул., 13). Служил в Московском комендантском управлении, в Первую мировую числился по гвардейской кавалерии. После 1917 неоднократно арестовывался.

Сестра — Софья Георгиевна Судейкина (1879 — ок. 1913?), была замужем за Владимиром Дриттенпрейсом ((позднее Гончаровым) — живописец, график, декоратор, архитектор. Примыкал к кругу художников-символистов и представителей модерна. Член объединения «Голубая роза».

Первая жена – Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина (27 мая 1885, Санкт-Петербург — 19 января 1945, Париж) — значимая фигура Серебряного века: актриса, танцовщица, художница, скульптор, переводчица, декламатор, одна из первых русских манекенщиц.

Вторая жена – Вера Артуровна Боссе (в замужествах Люри, Шиллинг, Судейкина, Стравинская; 25 декабря 1888 [6 января 1889], Санкт-Петербург — 17 сентября 1982, Нью-Йорк, Нью-Йорк) — актриса русского немого кино и Камерного театра, художница прикладного искусства, живописец. С 1922 года подруга композитора Игоря Стравинского, а с 1940 года его жена.

Третья жена – американская певица, солистка Метрополитен-Опера Дмин Палмер-Судейкина (1899-1986)

Сергей Судейкин. Арлекин и Пьеро. Двойной автопортрет. 1927. Холст, масло. Частное собрание.

Сергей Судейкин. Арлекин и Пьеро. Двойной автопортрет. 1927. Холст, масло. Частное собрание.

Сергей Судейкин. Автопортрет. 1945

Сергей Судейкин. Автопортрет. 1945

 Сергей Судейкин. Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»). 1916. Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. сам художник (Арлекин), Ольга Глебова-Судейкина (Коломбина), Вера де Боссе (женщина в зеркале), Михаил Кузмин (Доктор), офицер Всеволод Князев (Пьеро)

Сергей Судейкин. Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»). 1916. Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. сам художник (Арлекин), Ольга Глебова-Судейкина (Коломбина), Вера де Боссе (женщина в зеркале), Михаил Кузмин (Доктор), офицер Всеволод Князев (Пьеро)

Давид Бурлюк. Портрет Сергея Судейкина

Давид Бурлюк. Портрет Сергея Судейкина

Зал выставки "Голубая роза". 1907

Зал выставки "Голубая роза". 1907

Сергей Судейкин. Портрет О.А. Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Д. Беляева. 1909 (1910?). Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Сергей Судейкин. Портрет О.А. Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Д. Беляева. 1909 (1910?). Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Ольга Глебова-Судейкина. 1910-е

Ольга Глебова-Судейкина. 1910-е

Сергей Судейкин. Вера Судейкина. 1924. Национальная библиотека Франции

Сергей Судейкин. Вера Судейкина. 1924. Национальная библиотека Франции

Сергей Судейкин

Сергей Судейкин

Вера Боссе-Судейкина

Вера Боссе-Судейкина

Сергей Судейкин. Джин Палмер-Судейкина. 1930. Аукцион Shapiro Auctions LLC., Мамаронек, Нью-Йорк, 2020

Сергей Судейкин. Джин Палмер-Судейкина. 1930. Аукцион Shapiro Auctions LLC., Мамаронек, Нью-Йорк, 2020

Афиша выступления Джин Палмер-Судейкиной, драматическое сопрано. Иллюстрация из альбома Театр Судейкина. Нью-Йорк, 1935 год. Сергей Судейкин

Афиша выступления Джин Палмер-Судейкиной, драматическое сопрано. Иллюстрация из альбома Театр Судейкина. Нью-Йорк, 1935 год. Сергей Судейкин

Сергей Судейкин. Моя жизнь. 1940-е гг. Частное собрание, Нью-Йорк

Сергей Судейкин. Моя жизнь. 1940-е гг. Частное собрание, Нью-Йорк



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее