19 марта 2024—19 марта 2024
8 мая 1920 Судейкины вместе с С. А. Сориным выехали из Батума в Марсель на корабле «Souirah», 20 мая они прибыли в Париж. Сотрудничал в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» и театре «Балаганчик». Оформил балеты «Фея кукол» И. Байера и «Спящая красавица» П. И. Чайковского для труппы Анны Павловой, пьесу «Любовь – книга золотая» в театре «Vieux-Colombier» (1922, реж. Н. Бутковская). Исполнил портреты театральных деятелей. Участвовал в выставках русских художников в Париже (галерея La Boёtie и Осенний салон, 1921 – группа «Мир искусства»), Лондоне (Whitechapel, 1921), Брюсселе (1923 – «Мир искусства»).
В августе 1922, расставшись с женой, приехал с театром Н. Ф. Балиева в США и поселился в Нью-Йорке. В 1925 сотрудничал в русско-американском издании «Альманах пилигримов» (в частности, исполнил обложку к вып. 2). Оформил для Метрополитен-Опера балет «Петрушка» (1925, труппа Анны Павловой) и «Свадебка» (1929) И. Ф. Стравинского, оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1926), «Соловей» И. Ф. Стравинского (1926), «Миньон» А. Тома (1927), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1930), «Летучий Голландец» Р. Вагнера (1930), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (1930). Оформил балеты: «Лунная соната» на музыку Л. Бетховена (1944; American Ballet Theatre; балетм. Л. Ф. Мясин), «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля, «Золотая рыбка» Н. Н. Черепнина и «Жизель» А. Адана (1937–1938; нью-йоркская труппа М. Мордкина), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1939; Original Ballet Russe, Covent Garden, Лондон; балетм. М. М. Фокин). Исполнил декорации к кинофильму «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1934–1935) в Голливуде. Написал панно по мотивам балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского, картины «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь».
Провел персональные выставки в Нью-Йорке (New Gallery, 1924; Публичная библиотека, 1933; Бруклинский музей, 1933), Чикаго (Художественный институт, 1927/1928), Питтсбурге (Институт Карнеги, 1929). Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Чикаго (1923), Брюсселе (1928), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924), Филадельфии (1926) и Нью-Йорке (1930).
Похоронен на Бруклинском кладбище. В 1964 мемориальная выставка состоялась в галерее Nikoff в Нью-Йорке. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ, ГТГ и ГЦТМ. В 2008–2009 работы экспонировались на выставке «Американские художники из Российской империи» в ГТГ и ГРМ. В 2015 выставка произведений художника с привлечением работ из частных и государственных собраний состоялась в Санкт-Петербурге в KGallery.
*«Голубая роза» — художественное объединение, которое получило свое название после одноименной выставки, прошедшей в 1907 году в Москве. В объединение входили художники, которые вместе поcещали Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ядро группы составляли живописцы Павел Кузнецов, Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев. Художники познакомились в родном Саратове. Они вдохновлялись работами Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. «Голуборозовцы» следовали ценностям символизма, для их живописи характерны голубоватые, пастельные тона. Целью творчества художники видели «стремление к трансцендентному», «запредельному», уделяли внимание музыкальности произведений. 18 марта 1907 года в Москве в доме 8 на Мясницкой улице (дом известного фарфорового магната Матвея Кузнецова) состоялась выставка «Голубая роза», в которой участвовали все 16 членов объединения. Мероприятие было организовано после посмертной ретроспективы работ главного вдохновителя молодых художников Виктора Борисова-Мусатова, которая прошла в том же году. Представлению «Голубой Розы» и анализу проблем, связанных с ее деятельностью посвящен специальный номер журнала «Золотое Руно», оформленный самими участниками экспозиции в свойственной им стилистике. Покровителем «голуборозовцев» и инициатором первой выставки стал Николай Павлович Рябушинский (русский промышленник, меценат, издатель и коллекционер; также пробовал свои силы как поэт и художник.).
Семья:
Старший брат — Леонид Георгиевич Судейкин (1876 — не ранее 1937, репрессирован), штабс-ротмистр 1-го гусарского Сумского полка, штабс-капитан (1916). Действительный член Историко-родословного общества в Москве (с 20 ноября 1907). Домовладелец (Боженинский пер., 8; Зубовская ул., 13). Служил в Московском комендантском управлении, в Первую мировую числился по гвардейской кавалерии. После 1917 неоднократно арестовывался.
Сестра — Софья Георгиевна Судейкина (1879 — ок. 1913?), была замужем за Владимиром Дриттенпрейсом ((позднее Гончаровым) — живописец, график, декоратор, архитектор. Примыкал к кругу художников-символистов и представителей модерна. Член объединения «Голубая роза».
Первая жена – Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина (27 мая 1885, Санкт-Петербург — 19 января 1945, Париж) — значимая фигура Серебряного века: актриса, танцовщица, художница, скульптор, переводчица, декламатор, одна из первых русских манекенщиц.
Вторая жена – Вера Артуровна Боссе (в замужествах Люри, Шиллинг, Судейкина, Стравинская; 25 декабря 1888 [6 января 1889], Санкт-Петербург — 17 сентября 1982, Нью-Йорк, Нью-Йорк) — актриса русского немого кино и Камерного театра, художница прикладного искусства, живописец. С 1922 года подруга композитора Игоря Стравинского, а с 1940 года его жена.
Третья жена – американская певица, солистка Метрополитен-Опера Дмин Палмер-Судейкина (1899-1986)
Сергей Судейкин. Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»). 1916. Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. сам художник (Арлекин), Ольга Глебова-Судейкина (Коломбина), Вера де Боссе (женщина в зеркале), Михаил Кузмин (Доктор), офицер Всеволод Князев (Пьеро)
Сергей Судейкин. Портрет О.А. Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Д. Беляева. 1909 (1910?). Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Сергей Судейкин. Джин Палмер-Судейкина. 1930. Аукцион Shapiro Auctions LLC., Мамаронек, Нью-Йорк, 2020
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея