ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Ответ на второй вопрос онлайн марафона

Ответ на второй вопрос онлайн марафона - События

Ответ на второй вопрос онлайн марафона

10 апреля 2020—10 апреля 2020

Друзья, мы продолжаем наш марафон «Искусство и наука».

В прошлый раз мы спрашивали вас о том, какую красную краску получали

из корня растения. Многие из вас ответили верно, это краплак. 

Красную краску органического происхождения готовили из растения Марена красильная (Rubia tintorium) или мальва. Чтобы усилить красящую способность, из корня получали экстракт или вытяжку. Использовали такой краситель уже в Древнем Египте, Греции и Риме. Краповым сукном также окрашивали ткани, элементы военной формы.

Художники использовали краплак в разных техниках живописи – масле, темпере, акварели; а также готовили цветные лаки. Цвет этой краски варьируется от густого красно-коричневого до рубиново-малинового.

В работах Филиппа Андреевича Малявина очень много оттенков красного: среди них есть киноварь, о которой мы говорили в прошлый раз; краплак и не только! Мастер «красного» начал свой профессиональный путь как иконописец: изучал иконопись в Афонском православном монастыре. Уже во время своего обучения в Академии художеств Малявин находит свою тему – пишет огромные полотна с изображениями русских крестьян. Активно звучащий красный цвет играет одну из главных ролей в полотнах художника.

Несмотря на импровизационный характер живописи, художник стремился глубже понять законы оптического смешения цветов, взаимодействие цвета и света; в особенности его волновали трансформации красного пигмента. В поисках связующего вещества, способного придать краскам большую светостойкость и интенсивность цвета, Малявин даже обращался за советом к своему коллеге – художнику и реставратору И. Э. Грабарю.

Уже в начале XX века органический краплак был вытеснен из производства синтетическими красителями, а палитра художников значительно расширилась за счет открытий в области химии – появились яркие красные и оранжевые краски на основе металла кадмия.

На фото:

Ф. А. Малявин. Пляшущая баба. 1900-е. Русский музей, Санкт-Петербург

Ф. А. Малявин. Бабы. 1905. Русский музей, Санкт-Петербург

Ф. А. Малявин. Автопортрет (с палитрой). Конец 1900-х. Русский музей, Санкт-Петербург

До скорых встреч в музее, друзья! Любите искусство!

#искусствоинаука #химияиживопись #artandscience



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее