ENG
Филиалы:
Помним!
Корпус Бенуа

Помним!

Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады.

Подробнее

Школа Филонова
Мраморный дворец

Школа Филонова

6 октября 2023—15 апреля 2024

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея кол...

Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...


/ / Михайловский дворец. 1900-1920-е

Михайловский дворец. 1900-1920-е - События

Михайловский дворец. 1900-1920-е

4 мая 2020—4 мая 2020

За первое десятилетие существования музея собрание возросло почти вдвое. Значительно пополнилась коллекция гравюр и рисунков. Приобретение знаменитой коллекции русских и греческих икон у известного историка и коллекционера Николая Лихачева (1862-1936) основательно расширило отдел христианских древностей, что позволило превратить его в 1914 году в Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины, ставшее на тот момент крупнейшей государственной коллекцией икон в России. Огромную роль в первоначальном формировании собрания сыграли коллекционеры, подарившие в музей бесценные сокровища, картины и фотографии.

Товарищ Управляющего музеем Д.И. Толстой и П.И. Нерадовский, назначенный в 1909 году хранителем, в 1910-е годы приняли немало усилий для дальнейшего пополнения коллекций музея. Согласно отчетам за 1910 год, в Художественном отделе «были произведены работы по разбору всех коллекций и их систематическому распределению по эпохам, по отдельным художникам, по направлениями и специальным группам». Коллекция музея, выросшая к тому времени вдвое, впервые подверглась научной систематизации.

Также, они добились существенного увеличения государственных средств на финансирование закупок и всей деятельности музея. В 1911 году дотации из государственного фонда достигли 60 тысяч рублей, в два раза перекрыв бюджетную сумму на закупки. В предвоенные годы (1912-13) эти дотации составляли приблизительно 45 тысяч рублей в год.

В 1912 году, вместо ушедшего в отставку П.А. Брюллова приходит Н. А. Околович, специалист по реставрации и консервации, в музее появляется собственная реставрационная служба. До этого реставрационные нужды музея обслуживали на договорных началах реставраторы Эрмитажа.

Примером новых подходов к экспонированию стало открытие Древлехранилища памятников русской иконописи и старины имени императора Николая II. В состав Древлехранилища вошли: собрание Христианского музея Академии художеств, коллекции Н.П. Кондакова, Ф.М. Плюшкина, В.В. Шереметьева, А.А Васильчикова, иконы переданные из Покровского Суздальского монастыря. В 1913 году правительством была приобретена и передана Русскому музею коллекция Н.П. Лихачева. На пожертвования миллионеров П.Н. и В.А. Харитоненко, а также Е.М. Терещенко в залах были установлены дорогостоящие витрины из мореного дуба.

В 1900 году после реставрации и реконструкции была открыта бывшая Домовая церковь Михайловского дворца во имя святого архистратига Михаила.

Свержение монархии сделало задачу радикального пересмотра всех основ жизнедеятельности музея неотложной. С февраля 1917 года выставочные залы художественного отдела закрываются для реэкспозиции. Однако логикой последующий событий (Гражданская война, интервенция, хозяйственная разруха) превращает это временное мероприятие в многолетний перерыв нормальной деятельности музея. Одной из причин этого было решение временного правительства об эвакуации художественных ценностей музеев и императорских дворцов из Петербурга в Москву. Разместить коллекцию Русского музея предполагалось в Третьяковской галерее, о чем в то время велась интенсивная переписка с И.Э Грабарем, тогдашним директором галереи.

30 сентября 1917 года в Москву отправляется первый поезд (115 ящиков, 700 пудов), 6 октября уходит второй поезд – 121 ящик. Третий поезд (169 ящиков) должен был отправиться в Москву 26 октября (8 ноября по новому стилю), но советским правительством сразу же были отменены все мероприятия по эвакуации художественных ценностей.

В революционные годы действовал Исполнительный Комитет Русского музея.

Во время Гражданской войны и голода было отключено отопление, от протечек отсырели и покрылись плесенью стены, разрушалась лепнина и паркет. В ноябре 1920 года из Москвы прибывают эвакуированные в 1917 году экспонаты. В декабре начинается распаковка ящиков с участием П.И. Нерадовского, Г.С. Лобуса, ветерана технической службы, и С.А. Ухтомского.

Нельзя сказать, что музей не пострадал во время Октябрьской революции. Но в первое послереволюционное десятилетие коллекция музея значительно пополнилась. В первую очередь за счет значительных поступлений из царских и великокняжеских дворцов – Зимнего, Аничкова, Гатчинского, Мраморного.

Для многих тысяч произведений искусства, оставшихся в упраздненных революцией организациях, учреждениях, банках, брошенных в разграбленных и разоренных дворцах, усадьбах, домах – помещение в фонды музея были спасением. Так же как и для многих коллекционеров – передать свои коллекции в музей становилось единственной гарантией того, что и произведения и имена их собирателей будут сохранены для истории.

Существенно пополнили коллекцию и произведения, поступившие в 1923 году из Академии художеств. Происходило перераспределение музейных фондов в соответствии со спецификой каждого музея. Эрмитаж, Русский музей и Третьяковская галерея обменивались экспонатами.

Весной 1922 года после восстановления отопления возобновились ремонтные работы, началось претворение в жизнь плана реэкспозиции музея, разработанного П.И. Нерадовским и утвержденного заседанием Художественного отдела 4 мая 1920 мая.

На рассмотрении годичного заседания Совета музея, состоявшегося 3 июля 1922 года, была представлена и утверждена новая, первая в музейной практике комплексная научно обоснованная экспозиция. Ее автор, П.И. Нерадовский, преследовал цель размещения коллекций в «исторической последовательности, по эпохам, в которых коллекции группируются по отдельным течениям; в этих группах … художественные произведения размещены по авторам, по возможности таким образом, чтобы каждую картину, всякий поставленный предмет можно было смотреть отдельно, и чтобы соседние картины и предметы наиболее выгодно выделяли ее и гармонировали с ней».

Нельзя не отметить быстрого темпа работ, которые были выполнены с весны по декабрь 1922 года. 4 ноября для зрителей открылся второй этаж Русского музея, 9 декабря - первый.

Позади осталось пять лет, быть может, самого сложного периода в существовании музея. За эти годы были пересмотрены основы всей деятельности, самым радикальным образом пополнена и сохранена богатейшая коллекция. Музей стал одним из самых представительных хранилищ произведений отечественной изобразительной культуры, собранием национального и мирового значения.

Наряду с напряженной работой по созданию новой экспозиции, ее совершенствованию, в 1922-1925 годах музей организует выставки.

30 мая 1925 года открывается юбилейная выставка И.Е. Репина, посвященная 80-летию со дня рождения художника.

В настоящее время в музее собрана величайшая в мире коллекция российского изобразительного искусства, насчитывающая около 400 000 произведений. Ее уникальность определяется как широтой хронологических рамок, от начала 11 века до наших дней, так и тем, что в ней представлены практически все виды и жанры изобразительного искусства.

Экспозиция отделения христианских древностей 1900-е

Экспозиция отделения христианских древностей 1900-е

Академик Н.П. Лихачев (1862-1936) – историк, коллекционер. В 1913 году музей приобрел у него коллекцию, насчитывавшую около 1500 икон.

Академик Н.П. Лихачев (1862-1936) – историк, коллекционер. В 1913 году музей приобрел у него коллекцию, насчитывавшую около 1500 икон.

Интерьер церкви Архистратига Михаила в Михайловском дворце

Интерьер церкви Архистратига Михаила в Михайловском дворце

Интерьер церкви Архистратига Михаила в Михайловском дворце

Интерьер церкви Архистратига Михаила в Михайловском дворце

Зал с картинами И.Е.Репина и скульптурой Ф.В.Каменского «Первый шаг». Начало 1900-х

Зал с картинами И.Е.Репина и скульптурой Ф.В.Каменского «Первый шаг». Начало 1900-х

Открытое заседание Совета музея, на котором была одобрена первая в музейной практике комплексная научно-обоснованная экспозиция. Автор П.И.Нерадовский. 3 июля 1922 года

Открытое заседание Совета музея, на котором была одобрена первая в музейной практике комплексная научно-обоснованная экспозиция. Автор П.И.Нерадовский. 3 июля 1922 года



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее