4 мая 2020—4 мая 2020
За первое десятилетие существования музея собрание возросло почти вдвое. Значительно пополнилась коллекция гравюр и рисунков. Приобретение знаменитой коллекции русских и греческих икон у известного историка и коллекционера Николая Лихачева (1862-1936) основательно расширило отдел христианских древностей, что позволило превратить его в 1914 году в Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины, ставшее на тот момент крупнейшей государственной коллекцией икон в России. Огромную роль в первоначальном формировании собрания сыграли коллекционеры, подарившие в музей бесценные сокровища, картины и фотографии.
Товарищ Управляющего музеем Д.И. Толстой и П.И. Нерадовский, назначенный в 1909 году хранителем, в 1910-е годы приняли немало усилий для дальнейшего пополнения коллекций музея. Согласно отчетам за 1910 год, в Художественном отделе «были произведены работы по разбору всех коллекций и их систематическому распределению по эпохам, по отдельным художникам, по направлениями и специальным группам». Коллекция музея, выросшая к тому времени вдвое, впервые подверглась научной систематизации.
Также, они добились существенного увеличения государственных средств на финансирование закупок и всей деятельности музея. В 1911 году дотации из государственного фонда достигли 60 тысяч рублей, в два раза перекрыв бюджетную сумму на закупки. В предвоенные годы (1912-13) эти дотации составляли приблизительно 45 тысяч рублей в год.
В 1912 году, вместо ушедшего в отставку П.А. Брюллова приходит Н. А. Околович, специалист по реставрации и консервации, в музее появляется собственная реставрационная служба. До этого реставрационные нужды музея обслуживали на договорных началах реставраторы Эрмитажа.
Примером новых подходов к экспонированию стало открытие Древлехранилища памятников русской иконописи и старины имени императора Николая II. В состав Древлехранилища вошли: собрание Христианского музея Академии художеств, коллекции Н.П. Кондакова, Ф.М. Плюшкина, В.В. Шереметьева, А.А Васильчикова, иконы переданные из Покровского Суздальского монастыря. В 1913 году правительством была приобретена и передана Русскому музею коллекция Н.П. Лихачева. На пожертвования миллионеров П.Н. и В.А. Харитоненко, а также Е.М. Терещенко в залах были установлены дорогостоящие витрины из мореного дуба.
В 1900 году после реставрации и реконструкции была открыта бывшая Домовая церковь Михайловского дворца во имя святого архистратига Михаила.
Свержение монархии сделало задачу радикального пересмотра всех основ жизнедеятельности музея неотложной. С февраля 1917 года выставочные залы художественного отдела закрываются для реэкспозиции. Однако логикой последующий событий (Гражданская война, интервенция, хозяйственная разруха) превращает это временное мероприятие в многолетний перерыв нормальной деятельности музея. Одной из причин этого было решение временного правительства об эвакуации художественных ценностей музеев и императорских дворцов из Петербурга в Москву. Разместить коллекцию Русского музея предполагалось в Третьяковской галерее, о чем в то время велась интенсивная переписка с И.Э Грабарем, тогдашним директором галереи.
30 сентября 1917 года в Москву отправляется первый поезд (115 ящиков, 700 пудов), 6 октября уходит второй поезд – 121 ящик. Третий поезд (169 ящиков) должен был отправиться в Москву 26 октября (8 ноября по новому стилю), но советским правительством сразу же были отменены все мероприятия по эвакуации художественных ценностей.
В революционные годы действовал Исполнительный Комитет Русского музея.
Во время Гражданской войны и голода было отключено отопление, от протечек отсырели и покрылись плесенью стены, разрушалась лепнина и паркет. В ноябре 1920 года из Москвы прибывают эвакуированные в 1917 году экспонаты. В декабре начинается распаковка ящиков с участием П.И. Нерадовского, Г.С. Лобуса, ветерана технической службы, и С.А. Ухтомского.
Нельзя сказать, что музей не пострадал во время Октябрьской революции. Но в первое послереволюционное десятилетие коллекция музея значительно пополнилась. В первую очередь за счет значительных поступлений из царских и великокняжеских дворцов – Зимнего, Аничкова, Гатчинского, Мраморного.
Для многих тысяч произведений искусства, оставшихся в упраздненных революцией организациях, учреждениях, банках, брошенных в разграбленных и разоренных дворцах, усадьбах, домах – помещение в фонды музея были спасением. Так же как и для многих коллекционеров – передать свои коллекции в музей становилось единственной гарантией того, что и произведения и имена их собирателей будут сохранены для истории.
Существенно пополнили коллекцию и произведения, поступившие в 1923 году из Академии художеств. Происходило перераспределение музейных фондов в соответствии со спецификой каждого музея. Эрмитаж, Русский музей и Третьяковская галерея обменивались экспонатами.
Весной 1922 года после восстановления отопления возобновились ремонтные работы, началось претворение в жизнь плана реэкспозиции музея, разработанного П.И. Нерадовским и утвержденного заседанием Художественного отдела 4 мая 1920 мая.
На рассмотрении годичного заседания Совета музея, состоявшегося 3 июля 1922 года, была представлена и утверждена новая, первая в музейной практике комплексная научно обоснованная экспозиция. Ее автор, П.И. Нерадовский, преследовал цель размещения коллекций в «исторической последовательности, по эпохам, в которых коллекции группируются по отдельным течениям; в этих группах … художественные произведения размещены по авторам, по возможности таким образом, чтобы каждую картину, всякий поставленный предмет можно было смотреть отдельно, и чтобы соседние картины и предметы наиболее выгодно выделяли ее и гармонировали с ней».
Нельзя не отметить быстрого темпа работ, которые были выполнены с весны по декабрь 1922 года. 4 ноября для зрителей открылся второй этаж Русского музея, 9 декабря - первый.
Позади осталось пять лет, быть может, самого сложного периода в существовании музея. За эти годы были пересмотрены основы всей деятельности, самым радикальным образом пополнена и сохранена богатейшая коллекция. Музей стал одним из самых представительных хранилищ произведений отечественной изобразительной культуры, собранием национального и мирового значения.
Наряду с напряженной работой по созданию новой экспозиции, ее совершенствованию, в 1922-1925 годах музей организует выставки.
30 мая 1925 года открывается юбилейная выставка И.Е. Репина, посвященная 80-летию со дня рождения художника.
В настоящее время в музее собрана величайшая в мире коллекция российского изобразительного искусства, насчитывающая около 400 000 произведений. Ее уникальность определяется как широтой хронологических рамок, от начала 11 века до наших дней, так и тем, что в ней представлены практически все виды и жанры изобразительного искусства.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея