В Русском музее завершена реставрация двух картин из собрания Белгородского государственного художественного музея
18 февраля 2025
В Русском музее завершилась реставрация двух картин из коллекции Белгородского государственного художественного музея: «Портрет Андрюши» (1950-е) Анатолия Левитина и «На цветочном хозяйстве» (1975) Михаила Добронравова.
Отреставрированные произведения войдут в состав экспозиции «О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли», которая с большим успехом проходит в Мраморном дворце Русского музея.
Выставка «О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли» представляет избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского государственного художественного музея. Среди них работы Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Александра Лактионова, Георгия Ряжского, Петра Оссовского и других классиков советского искусства.
Основу собрания Белгородского государственного художественного музея составили произведения советского искусства, в частности, дар (245 работ) вдовы художника Михаила Николаевича Добронравова. В Русском музее завершилась реставрация двух произведений, входивших в состав этого дара:
«Портрет Андрюши» (1950-е) Анатолия Левитина и «На цветочном хозяйстве» (1975) Михаила Добронравова.
«Эта выставка для нас – важная демонстрация отличных работ советской эпохи, но также и акт солидарности с белгородскими коллегами и жителями белгородской земли, которые сегодня в сложнейших условиях проявляют мужество и стойкость. Поэтому для нас это больше, чем выставка.
Когда коллеги привезли работы, а это советский период от 1940-х до начала 1990-х, мы обнаружили, что две из них, имеющие ключевое значение для этой выставки, невозможно экспонировать немедленно – они нуждаются в срочной реставрации, просто в скорой помощи. Причем это не косметическая, а весьма серьезная реставрация, за которую незамедлительно взялись реставраторы Русского музея.
Картины пополнят экспозицию, несмотря на то, что осталось не так много времени до окончания выставки, это 10 марта. Мы рады, что люди всё-таки смогут увидеть эти работы уже в отреставрированном виде», - рассказала генеральный директор Русского музея
Алла Манилова.
Воплощение детской темы - одна из ярких страниц отечественного искусства. Работы на эту тему почти не бывали заказными, писались по велению души, поэтому отличаются особой теплотой. Таков
«Портрет Андрюши» Анатолия Павловича Левитина (1922 – 2018) – выдающегося русского советского живописца, мастера портрета. Левитин – народный художник РСФСР, академик АХ СССР, вице-президент Российской академии художеств (2009-2018), участник Великой Отечественной войны.
Тема сельского труда в живописи 1970–х – 1980-х была очень популярна. Картины, отражавшие романтику трудовых будней селян, помогали людям быть уверенными в завтрашнем дне, радоваться жизни, гордиться достижениями страны. Труд колхозников-земледельцев многопланово звучит в произведениях той эпохи, включая
«На цветочном хозяйстве» Михаила Николаевича Добронравова (1904–1979). Добронравов – уроженец Белгорода, учился в Харьковском художественном институте. Он был художником яркого творческого дарования, мастером жанровой картины, портрета и натюрморта.
Перед началом реставрации картин были проведены комплексные технологические исследования, позволившие четко сформулировать методики, по которым предполагалось вести дальнейшие работы.
За относительно короткий промежуток времени был проделан весь комплекс консервационных мероприятий. Вся структура красочного слоя на экспонатах была укреплена и стабилизирована. На картине
«На цветочном хозяйстве» по современным музейным технологиям был перезаделан старый прорыв, сильно портящий визуальное восприятие экспоната. Подрамники были заменены на современные, отвечающие всем музейным требованиям. На тыльную сторону подрамника к картине
«Портрет Андрюши»
был перенесен тонкий слой шпона со старого, авторского подрамника, имеющего большое количество важных исторических надписей и наклеек. Во все утраты красочного слоя был подведен реставрационный грунт, на финальном этапе реставрации было выполнено тонирование строго в пределах утрат авторского красочного слоя.
Реставрация проводилась в открытой реставрационной мастерской в корпусе Бенуа, что давало посетителям Русского музея возможность наблюдать за всеми этапами работы.
Выставка «О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли», где будут представлены отреставрированные картины, продолжит свою работу в Мраморном дворце Русского музея до 10 марта.