ENG
Филиалы:

/ / / Публичная программа на июнь в рамках выставки «Машины эмпатии»
Часы работы музея
IMG_9483_2_2.jpg












Восточный павильон

Посещение организовано по сеансам

Понедельник 11:00—18:00
Вторник Выходной
Среда 11:00—18:00
Четверг 11:00—18:00
Пятница 11:00—18:00
Суббота 11:00—18:00
Воскресенье 11:00—18:00


Западный павильон

Понедельник 11:00—18:00
Вторник Работа лектория
Среда 11:00—19:00
Четверг 11:00—19:00
Пятница 11:00—19:00
Суббота 11:00—19:00
Воскресенье Выходной

Как добраться
загрузка карты...

Восточный павильон:
Санкт-Петербург. Инженерная ул., 10

Западный павильон:
Санкт-Петербург. Инженерная ул., 8


Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22
Трамвай: № 3

Публичная программа на июнь в рамках выставки «Машины эмпатии» - События

4 июня—30 июня 2025

Выставка будет сопровождаться образовательной программой: медиациями, лекциями, дискуссиями, перформансами и мастер-классами, ведущими которых выступят как выпускники магистратуры, так и опытные эксперты.

Входные билеты на выставку

Билеты на арт-медиации

Билеты на лекции

Публичная программа: https://vk.com/studclubrm

  • Арт-медиации по выставке «Машины эмпатии»
  • Как в искусстве новых медиа пересекаются человеческие эмоции, технологии, машинный интеллект и биологические процессы? Проекты, представленные на выставке затрагивают важные вопросы: что значит быть эмпатичным в эпоху технологического прогресса? Как цифровые системы влияют на способность человека к сопереживанию? Могут ли машины не только имитировать, но и усиливать наши чувства, делая нас более человечными? Об этом поговорим на арт-медиации в рамках выставки «Машины эмпатии».

  • Кураторская экскурсия по выставке «Машины эмпатии»

Экскурсия по выставке «Машины эмпатии» погружает в мир, где искусство, наука и технологии пересекаются с человеческими эмоциями и биологией. 13 авторских проектов исследуют границы взаимодействия между природным и искусственным, предлагая зрителю не просто наблюдать, но участвовать: общаться с грибами, слушать звуки пузырьков, входить в контакт с роботизированным ульем и переосмысливать реальность через виртуальные среды. Это путешествие в пространство чувствительных машин и новых форм восприятия под руководством куратора выставки Ольги Вад.

  • Лекция «Теория машин и механизмов»

Традиционные схемы, противопоставляющее технику природе, письменной культуре - все основаны на фобическом неприятии вытеснения человеческого иньеллекта грядущим technosapiens. Дело больше не в том, что мы думаем о технике, а что техника думает о себе. Возможно пройдет несколько десятилетий перед тем, как искусственный интеллект переступит за горизонт биологического, однако верить в то, что человеческому интеллекту господствовать в культуре вечность большая ошибка.

  • Лекция «Шапочка из фольги и другие носимые технологии: апология wearable art и body performance»

Интерес к взаимодействию тела и технологий обусловлен особенностями современного мира, который можно охарактеризовать как эпоху радикальной цифровизации, автоматизации и технологизации всех сфер жизни — от повседневного быта до производства и медицины. Тело, будучи как биологическим, так и социальным феноменом, оказывается втянутым в эти практики, затрагивающие не только функции тела, но и способы его восприятия и репрезентации— как собственного, так и чужого. Особенно ярко эти тенденции можно наблюдать в современном искусстве, связанном с технологиями, многие проекты которого обращены к проблематике тела и телесности.

На лекции мы коснемся истории «носимых устройств» в искусстве, кратко обсудим проблемы и границы таких понятий как: тело, телесность, технологии. Рассмотрим художественную практику как точку зрения на современность и обсудим арт-проекты, существующие на пересечении технонаучного знания и тела художника.

  • Дискуссия «Растворяя границы: ароматы в искусстве»
В мире, где визуальные и звуковые образы доминируют, обоняние часто оказывается на периферии нашего эстетического восприятия. Однако современные художники показывают, что аромат может выступать в качестве выразительного средства наравне с изображениями и звуками. В рамках дискуссии эксперты попытаются прояснить потенциал ольфакторного искусства, где главным инструментом выступают ароматы. Как ольфакторное искусство помогают проявить скрытое и разбудить воспоминания? Как классическое искусство предпринимало первые попытки передать запахи через натюрморты и изображение миазмов. На примерах живописи прошлых эпох и современных art & science проектов участницы обсудят, как обоняние постепенно возвращается в центр художественного опыта.

  • Лекция «Медиаархеология в контексте российского искусства: от фотографии к виртуальной реальности»
Интерес к медиаархеологии в контексте российского искусства возник на рубеже тысячелетия, когда художники и теоретики начали переосмысливать медиакультуру во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Истоки изобретений в области современного кино и фотографии, саунд-арта и иммерсивных инсталляций, сетевого искусства и VR арт проектов обнаруживали не только в искусстве русского авангарда 1910-20-х годов и кинетизма 1960-х, напрямую связанного с идеями НТР, но и в панорамах XVIII-XIX вв. Можно сказать, что кинетизм с его увлечением авангардом, сосредоточенностью на «медиа» и ориентиром на научное познание мира стал своеобразным прототипом для художников, которые следовали сформулированной в этой время необходимости мыслить через медиа-технологии.В лекции представлен обзор возникших в России на протяжении последних двух десятилетий художественных явлений, связанных с медиаархеологией и повлиявших на них теорий.

  • Аудио-визуальный перформанс «Переменная видимость»
Перформанс переносит зрителя в пограничное состояние между сном и реальностью. Живой звуковой ландшафт — текучий эмбиент и флюидный глитч — создаёт атмосферу, в которой всё кажется зыбким и нестабильным. Аудио-визуальный перформанс вдохновлён экспериментами НИИ «Прометей» и переосмысляет разработки светоиндикационных систем конца 1960-х — начала 1970-х годов, исследуя потенциал синестезии и светозвуковой среды как формы взаимодействия с телом и восприятием.

  • Дискуссия «Машины эмпатии и технологии чувственности»

Дискуссия посвящена тому, как технологии становятся участниками эмоционального и сенсорного опыта. Может ли машина по-настоящему распознавать и выражать эмпатию, или она лишь симулирует человеческие реакции? Как вспомогательные и сенсорные интерфейсы — от нейроинтерфейсов до биосенсоров — меняют восприятие тела, чувств и коммуникации?

Особое внимание будет уделено современным художественным практикам, где художники исследуют границы между телесным и цифровым, природным и технологическим и исследуют вопрос: технология — это продолжение человека или человек становится частью технологической системы? Как технологии, изначально созданные для поддержки тела (медицинские, протезирующие, терапевтические), становятся языком нового художественного высказывания? Вместе с участниками мы обсудим, как меняется понимание эмпатии в постгуманистическом контексте.




Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее