Выставка «Русский декоративный поднос» впервые показывает более 150 экспонатов XVII–XXI веков, демонстрирующих все разнообразие материалов, приемов украшения, имен выдающихся мастеров и известных художественных центров. Подносы создавали и использовали в разных социальных слоях и в разные исторические эпохи. Эти блюда издревле служили украшением праздничного стола и интерьера как в царских дворцах и помещичьих усадьбах, так и в трактирах и крестьянских избах. Русский музей представит пятивековую историю одного из главных предметов прикладного искусства России.
Обычай подносить почетным гостям дары и угощенья на блюде укоренился в России еще в XVI–XVII веках. В XVIII веке развитие производства самоваров и их популярность в быту укрепили спрос на прочные металлические подносы. Забавные миниатюрные сценки угощения гостей можно рассмотреть на эмалевых подносах, выполненных в Великом Устюге в 1760–1770-е годы. Уже во второй половине XIX – начале XX века подносные или «хлебосольные» блюда стали важной частью общественной жизни и встречались практически в каждом доме.
В начале XIX на подмосковной фабрике купца Лукутина начинается производство лакированных подносов из папье-маше, на Урале, в Подмосковье и в Петербурге – кованых железных подносов с росписью с использованием металлических порошков и сусального золота.
ХХ век принес новые идеи оформления подносов. В росписи фарфоровых сервизов, выполненных на Государственном фарфоровом заводе и в Декоративном институте в Петрограде в 1920–1930-е годы, сочетались агитационные призывы и советская эмблематика, супрематические мотивы. Подносы стали ярким проявлением разных направлений авангарда, возникших в начале века в теоретических манифестах и живописных произведениях.
Подносы знаменитой Жостовской фабрики декоративной росписи, расположенной в Подмосковье, впечатляют разнообразием форм и размеров, переливами оттенков перламутра и сусального золота, на фоне которых сияют цветы.
Поднос объединяет людей: как буквально, рассаживая их вокруг себя, так и увлекая интересными сюжетами и красотой композиций, изображенных на их поверхности. Являясь и бытовым предметом, и подносом-картиной, экспериментальной работой или массовым образцом, поднос отражает вкусы и потребности общества, его стиль жизни и интересы.Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова
30 июня 2025—1 февраля 2026
Выставка знакомит посетителей с произведениями иконописи, лицевого шитья и художественного металла из фондов Русского музея. Во второй половине XIX века коллекция икон Сергея Григорьевича Строганова принадлежала к числу самых значительных и насчитывала около 180 икон древнего и нового письма. Залы Строгановского дворца выбраны для выставки не случайно: именно здесь, в фамильном доме на Мойке, до революции хранились многочисленные коллекции семьи Строгановых.
25 апреля 2025—15 января 2026
Выставка посвящена сервизам, созданным по Высочайшему заказу на Императорском фарфоровом заводе. На выставке представлены парадные сервизы (около 200 произведений), в том числе изготовленные для определенных императорских и великокняжеских резиденций, коронационные, выполненные по случаю бракосочетания.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея