ENG
Филиалы:
Иван Иванович Шишкин. 1832–1898
Корпус Бенуа

Иван Иванович Шишкин. 1832–1898

23 июня—15 ноября 2021

Творчество Ивана Ивановича Шишкина занимает особое место в истории отечественного изобразительного искусства. Выставка из фондов Русского музея предоставит возможн...

Павел Сергеевич Строганов. Итальянское путешествие
Строгановский дворец

Павел Сергеевич Строганов. Итальянское путешествие

9 сентября—15 ноября 2021

Русский музей впервые покажет 60 замечательных рисунков молодого графа Павла Строганова, который, путешествуя в сопровождении своей семьи по Ита...

Акция «Неделя Покрова»
Русский музей

Акция «Неделя Покрова»

11 октября—31 октября 2021

Электронная экспозиция, посвященная церковному празднику Покрову Богородицы, развернется на 1 этаже технологичного Центра.

Подробнее

Достоевский в изобразительном искусстве из собрания Русского музея. К 200-летию со дня рождения писателя.
Михайловский замок

Достоевский в изобразительном искусстве из собрания Русского музея. К 200-летию со дня рождения писателя.

14 октября—15 ноября 2021

Выставка подготовлена к 200-летию со дня рождения одного из наиболее известных и часто цити...

Внимание! Изменение порядка посещения Русского музея.
Русский музей

Внимание! Изменение порядка посещения Русского музея.

30 октября

Уважаемые посетители! в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года №595 «Об установлении на территории Ро...

Подробнее

Космизм в русском искусстве
Корпус Бенуа

Космизм в русском искусстве

17 ноября 2021—10 марта 2022

На выставке впервые собраны произведения знаменитых и менее известных мастеров, в творчестве которых нашли отражение разные стороны идей космизма, ярко проявившихся ...

Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи
Корпус Бенуа

Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи

9 декабря 2021—7 марта 2022

В.В. Пакулин, наделенный уникальным, ярким талантом, был увлечен в 1920-30-е годы поисками «большого стиля», отдавая дань общим устремлениям многих художни...

/ / / Павел Строганов. Итальянское путешествие.
Часы работы музея
Строгановский дворец

На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.


Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 13:00—21:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

Кассы закрываются на полчаса раньше

Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург, Невский пр., 17

Метро: «Невский проспект»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

Павел Строганов. Итальянское путешествие. - События

Павел Строганов. Итальянское путешествие.

10 сентября 2021

9 сентября в Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Павел Строганов. Итальянское путешествие». На экспозиции представлены 60 графических произведений (карандашные наброски, карты и акварели) графа Павла Сергеевича Строганова (1823-1911), художественное наследие которого до недавнего времени было неизвестно. Юный граф во время путешествия в Италию со своей семьей запечатлел, главным образом, пейзажи южных берегов этой страны. Долгое время автор рисунков оставался неизвестен – установить принадлежность их Строганову удалось лишь в 2019 году. С помощью мультимедиа технологий посетители выставки смогут узнать о том, как проходила атрибуция изображений. Работы графа П. С. Строганова в таком объеме представлены впервые. 

Павел Строганов, путешествуя в Италию и, прожив в ней примерно полтора года, в 1839-1841 годах в сопровождении отца, графа Сергия Григорьевича Строганова (1794-1882), запечатлел виды этой страны в многочисленных рисунках. Вполне вероятно, что еще в Москве Павел посещал классы знаменитой отцовской «Строгановки» (Школы рисования по отношению к ремеслам), а затем, уже в Риме, неделю брал уроки у римского акварелиста Соломона Корроди. За полтора года Павел Строганов создал примерно 150 изображений (в Русском музее хранится 132 работы, для выставки отобрано 60). Рисунки были обнаружены в 1925 году в той части Строгановского дворца, где создана экспозиция. Оказавшись в собрании Русского музея и не имея подписей автора, листы были внесены в инвентарь музея как работы неизвестного художника, много позже было установлено авторство Строганова.

После возвращения из Италии Павел Строганов к рисованию не вернулся, но впоследствии стал известным художественным деятелем и коллекционером. Его энергия воплотилась в деятельности Общества поощрения художников и его музея. Как память о чудесной поездке в Италию в коллекции графа появилась картина Сильвестра Щедрина, три работы Джанчито Джиганте, а также произведения Габриеле Смарджасси и Алессандро ла Вольпе – представителей школы Позилиппо, к которой условно можно отнести и самого Строганова. В настоящее время эти работы находятся в Тамбовской областной картинной галерее.

В первом зале выставки на мультимедийной панели представлена презентация о работе над атрибуцией рисунков Павла Строганова. Здесь же можно познакомиться с картами окрестностей Неаполя, выполненными графом, а также со страницами его дневника конца июня 1840 года. Кроме того, в первом зале выставлена одна из самых удачных работ Строганова – вид Сорренто из Малой гавани.

Во втором зале экспозиции, посвященном пути семьи Строгановых в Италию, 
демонстрируются первые рисунки автора, созданные осенью 1839 года. От этого времени сохранилось всего десять работ, представляющих некоторые места Баварии, Австрии и Северной Италии. Вид города Инсбрук («Инсбрук. Вид близ гостиницы»,1839), а также изображение бенедектинского монастыря Бойерн в Баварии, которые можно найти в этом зале, дают представление о первых шагах Строганова-художника. С ноября 1839 года по середину мая 1840 года Строгановы жили в Неаполе. На выставке представлен рисунок этого периода – «Вид озера Астрони над озером Агниано близ Сольффотрано» (1839-1840).

В середине мая 1840 года семья Строгановых перебралась на остров Иския, где они и оставались до конца июля. В это же время Строгановы совершили поездку через Сорренто и Амальфи в Салерно, которая значительно повлияла на творчество графа. Виды Искии («Остров Иския близ Неаполя. Вилла Панелла. Набросок», 1840), Сорренто и Амальфи («Амальфи. Вид на монастырь», 1840) также можно увидеть во втором зале выставки.

Спустя месяц после первого посещения графы Строгановы вновь вернулись в Сорренто. Именно здесь, а также в Амальфи едва ли не ежедневно граф, используя графитный карандаш, создал большинство своих рисунков. Работы этого времени представлены в третьем зале экспозиции. Павел нарисовал отдельную серию изображений деревьев из сада («Оливковое дерево. Вилла Серракаприола. Сорренто», 1840), окружавшего виллу, в которой он жил. Как и его заочные учителя из школы Позилиппо, юный граф часто рисовал в Малой гавани, виды на море и Везувий («Вид на Везувий от стены монастыря капуцинов в Сорренто», 1840), открывавшиеся из Капуцинского монастыря. В конце августа была совершена поездка на остров Капри, результатом которой стало несколько пейзажей – например, вид Лазурного грота, который также показан на выставке.

Из Сорренто Строгановы в начале октября 1840 года отправились в обратный путь, в Рим, где они пробыли полгода. В это время Павел продолжал рисовать, но уже с меньшей интенсивностью. 

В четвертом зале собраны сделанные Строгановым акварелью изображения итальянских типов, независимо от места и времени их создания («Неаполитанки. Наброски», 1839; «Уличный продавец», 1839-1840). Сохранилось примерно полтора десятка таких изображений. Первые появились в Неаполе, где внимание художника привлекали лаццорони (нищие), зрители кукольного театра с Пульчинелло, монахи различных католических орденов, девушки в красочных одеждах, рыбаки. Все они изображены с большим чувством юмора, особенно продавец воды. В Риме, где Строгановы жили с ноября 1840 года по март 1841 года, граф сделал наброски с папы римского, восседающего в соборе св. Петра в окружении кардиналов в первый день нового года («Рим. Кардиналы. Наброски», 1841) и провозглашающего о Воскресении Христа на Пасху («Рим. Пасхальные наброски», 1841). В обоих случаях предметом интереса графа служили одеяния и необыкновенные головные уборы священников.  


В открытии выставки приняли участие: 
- заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX века Наталья Соломатина;
- заведующий сектором изучения истории Строгановского дворца Сергей Кузнецов;
- представитель туристической компании TUI Екатерина Баштовая.


Выставка организована при поддержке ПАО «Северсталь» и туристической компании TUI.
Павел Строганов. Берег моря. Амальфи. 1840. Бумага, коричневая акварель, графитный карандаш. 14.1 х 20.5 ГРМ.

Павел Строганов. Берег моря. Амальфи. 1840. Бумага, коричневая акварель, графитный карандаш. 14.1 х 20.5 ГРМ.

Павел Строганов. Вид озера Астрон...акварель, графитный карандаш. 17 х 21.7. ГРМ.

Павел Строганов. Вид озера Астрон...акварель, графитный карандаш. 17 х 21.7. ГРМ.

Павел Строганов. Неаполитанки. Наброски. 1839. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15.2 х 21.5. ГРМ.

Павел Строганов. Неаполитанки. Наброски. 1839. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15.2 х 21.5. ГРМ.



Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее

Портал КУЛЬТУРА.РФ
Портал КУЛЬТУРА.РФ

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт