ENG
Филиалы:
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет
Корпус Бенуа

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет

21 апреля—12 сентября 2022

Выставка посвящена 100-летию организации в Русском музее первой реставрационной мастерской. На выставке будут представлены 330 ...

Александр Рубцов
Михайловский замок

Александр Рубцов

28 апреля—19 сентября 2022

Уникальный русский художник, оказавшийся волею судеб «певцом и летописцем» Туниса. На выставке будет представлено более 60 живописных произведений разных лет из частной коллекц...

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения

3 июня—15 октября 2022

Выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), объединила более 220 произведений из собраний...

И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре
Михайловский замок

И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре

9 июня—26 сентября 2022

Выставка, приуроченная ко дню празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого – дань памяти императору. В экспоз...

Русское лоскутное шитье
Строгановский дворец

Русское лоскутное шитье

16 июня—22 августа 2022

Основная цель выставки - представить местные особенности лоскут-ного шитья многочисленных центров народного искус¬ства России и показать своеобразный творческий почерк отд...

Современное российское искусство – языком анимации
Мраморный дворец

Современное российское искусство – языком анимации

1 июля—29 августа 2022

Выставка посвящена языку анимации, который теперь часто замещает язык традиционного фигуративного искусства. Произведения российских художников ...

Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков
Мраморный дворец

Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков

18 августа—10 октября 2022

Выставка познакомит зрителей с малоизвестной широкой публике коллекцией мебели Русского музея, а также позволит под новым углом зрения вз...

/ / / Павел Строганов. Итальянское путешествие.
Часы работы музея
Строгановский дворец

На информационной стойке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.


Понедельник 10:00—18:00
Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00
Вторник Выходной день
Среда 10:00—18:00
Четверг 13:00—21:00
Пятница 10:00—18:00
Суббота 10:00—18:00
Воскресенье 10:00—18:00

Кассы закрываются на полчаса раньше

Как добраться

загрузка карты...

Санкт-Петербург, Невский пр., 17

Метро: «Невский проспект»
Автобус: №3, №22, №27, №49, К212
Троллейбус: №5, №22

Павел Строганов. Итальянское путешествие. - События

Павел Строганов. Итальянское путешествие.

10 сентября 2021—10 сентября 2021

9 сентября в Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Павел Строганов. Итальянское путешествие». На экспозиции представлены 60 графических произведений (карандашные наброски, карты и акварели) графа Павла Сергеевича Строганова (1823-1911), художественное наследие которого до недавнего времени было неизвестно. Юный граф во время путешествия в Италию со своей семьей запечатлел, главным образом, пейзажи южных берегов этой страны. Долгое время автор рисунков оставался неизвестен – установить принадлежность их Строганову удалось лишь в 2019 году. С помощью мультимедиа технологий посетители выставки смогут узнать о том, как проходила атрибуция изображений. Работы графа П. С. Строганова в таком объеме представлены впервые. 

Павел Строганов, путешествуя в Италию и, прожив в ней примерно полтора года, в 1839-1841 годах в сопровождении отца, графа Сергия Григорьевича Строганова (1794-1882), запечатлел виды этой страны в многочисленных рисунках. Вполне вероятно, что еще в Москве Павел посещал классы знаменитой отцовской «Строгановки» (Школы рисования по отношению к ремеслам), а затем, уже в Риме, неделю брал уроки у римского акварелиста Соломона Корроди. За полтора года Павел Строганов создал примерно 150 изображений (в Русском музее хранится 132 работы, для выставки отобрано 60). Рисунки были обнаружены в 1925 году в той части Строгановского дворца, где создана экспозиция. Оказавшись в собрании Русского музея и не имея подписей автора, листы были внесены в инвентарь музея как работы неизвестного художника, много позже было установлено авторство Строганова.

После возвращения из Италии Павел Строганов к рисованию не вернулся, но впоследствии стал известным художественным деятелем и коллекционером. Его энергия воплотилась в деятельности Общества поощрения художников и его музея. Как память о чудесной поездке в Италию в коллекции графа появилась картина Сильвестра Щедрина, три работы Джанчито Джиганте, а также произведения Габриеле Смарджасси и Алессандро ла Вольпе – представителей школы Позилиппо, к которой условно можно отнести и самого Строганова. В настоящее время эти работы находятся в Тамбовской областной картинной галерее.

В первом зале выставки на мультимедийной панели представлена презентация о работе над атрибуцией рисунков Павла Строганова. Здесь же можно познакомиться с картами окрестностей Неаполя, выполненными графом, а также со страницами его дневника конца июня 1840 года. Кроме того, в первом зале выставлена одна из самых удачных работ Строганова – вид Сорренто из Малой гавани.

Во втором зале экспозиции, посвященном пути семьи Строгановых в Италию, 
демонстрируются первые рисунки автора, созданные осенью 1839 года. От этого времени сохранилось всего десять работ, представляющих некоторые места Баварии, Австрии и Северной Италии. Вид города Инсбрук («Инсбрук. Вид близ гостиницы»,1839), а также изображение бенедектинского монастыря Бойерн в Баварии, которые можно найти в этом зале, дают представление о первых шагах Строганова-художника. С ноября 1839 года по середину мая 1840 года Строгановы жили в Неаполе. На выставке представлен рисунок этого периода – «Вид озера Астрони над озером Агниано близ Сольффотрано» (1839-1840).

В середине мая 1840 года семья Строгановых перебралась на остров Иския, где они и оставались до конца июля. В это же время Строгановы совершили поездку через Сорренто и Амальфи в Салерно, которая значительно повлияла на творчество графа. Виды Искии («Остров Иския близ Неаполя. Вилла Панелла. Набросок», 1840), Сорренто и Амальфи («Амальфи. Вид на монастырь», 1840) также можно увидеть во втором зале выставки.

Спустя месяц после первого посещения графы Строгановы вновь вернулись в Сорренто. Именно здесь, а также в Амальфи едва ли не ежедневно граф, используя графитный карандаш, создал большинство своих рисунков. Работы этого времени представлены в третьем зале экспозиции. Павел нарисовал отдельную серию изображений деревьев из сада («Оливковое дерево. Вилла Серракаприола. Сорренто», 1840), окружавшего виллу, в которой он жил. Как и его заочные учителя из школы Позилиппо, юный граф часто рисовал в Малой гавани, виды на море и Везувий («Вид на Везувий от стены монастыря капуцинов в Сорренто», 1840), открывавшиеся из Капуцинского монастыря. В конце августа была совершена поездка на остров Капри, результатом которой стало несколько пейзажей – например, вид Лазурного грота, который также показан на выставке.

Из Сорренто Строгановы в начале октября 1840 года отправились в обратный путь, в Рим, где они пробыли полгода. В это время Павел продолжал рисовать, но уже с меньшей интенсивностью. 

В четвертом зале собраны сделанные Строгановым акварелью изображения итальянских типов, независимо от места и времени их создания («Неаполитанки. Наброски», 1839; «Уличный продавец», 1839-1840). Сохранилось примерно полтора десятка таких изображений. Первые появились в Неаполе, где внимание художника привлекали лаццорони (нищие), зрители кукольного театра с Пульчинелло, монахи различных католических орденов, девушки в красочных одеждах, рыбаки. Все они изображены с большим чувством юмора, особенно продавец воды. В Риме, где Строгановы жили с ноября 1840 года по март 1841 года, граф сделал наброски с папы римского, восседающего в соборе св. Петра в окружении кардиналов в первый день нового года («Рим. Кардиналы. Наброски», 1841) и провозглашающего о Воскресении Христа на Пасху («Рим. Пасхальные наброски», 1841). В обоих случаях предметом интереса графа служили одеяния и необыкновенные головные уборы священников.  


В открытии выставки приняли участие: 
- заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX века Наталья Соломатина;
- заведующий сектором изучения истории Строгановского дворца Сергей Кузнецов;
- представитель туристической компании TUI Екатерина Баштовая.


Выставка организована при поддержке ПАО «Северсталь» и туристической компании TUI.
Павел Строганов. Берег моря. Амальфи. 1840. Бумага, коричневая акварель, графитный карандаш. 14.1 х 20.5 ГРМ.

Павел Строганов. Берег моря. Амальфи. 1840. Бумага, коричневая акварель, графитный карандаш. 14.1 х 20.5 ГРМ.

Павел Строганов. Вид озера Астрон...акварель, графитный карандаш. 17 х 21.7. ГРМ.

Павел Строганов. Вид озера Астрон...акварель, графитный карандаш. 17 х 21.7. ГРМ.

Павел Строганов. Неаполитанки. Наброски. 1839. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15.2 х 21.5. ГРМ.

Павел Строганов. Неаполитанки. Наброски. 1839. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15.2 х 21.5. ГРМ.



Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее