Русский музей в годы блокады Ленинграда.
В 1941 году Русский музей словно разделился на две половины: блокадную и эвакуированную. Подготовка к переправке коллекции началась 22 июня 1941 года. Художественные ценности отправились на Урал уже 1 июля 1941 года. Среди них были не только живопись, графика и скульптуры, но и произведения древнерусского и прикладного искусства.
Ровно 26 тысяч 186 бесценных экспонатов покинули Ленинград в 1941 году, чтобы в 1945 году вернуться в залы Русского музея невредимыми.
А летом 1944 года, впервые за годы войны, двери Русского музея распахнулись для посетителей: в нескольких приведённых в порядок залах 2 июля открылась выставка произведений художников Ленинградского фронта. На ней экспонировались произведения 70 ленинградских живописцев, графиков и скульпторов, находившихся в рядах Красной Армии. А с 5 августа по 5 сентября того же года в залах дворца была открыта выставка, посвященная 100-летию со дня рождения И.Е. Репина. И уже 14 октября 1945 года в Ленинград прибыл из эвакуации эшелон с музейными ценностями из Молотова и Соликамска.Вот что рассказывал о первых днях подготовки к эвакуации Петр Казимирович Балтун, который в военное время исполнял обязанности директора музея, в своей книге:
"Для того, чтобы снять со стен такие огромные полотна, как „Последний день Помпеи“ Брюллова, „Медный змий“ Бруни, требовались усилия нескольких десятков людей, а насчитывалось таких колоссов свыше шестидесяти. Огромные холсты, в 20, 40, 60 квадратных метров каждый, следовало осторожно накатать без единой морщинки, без малейшего повреждения пересохшего или пастозно написанного красочного слоя на специальные валы из фанеры на деревянном каркасе. Поверхность их, безукоризненно гладкая, без всяких неровностей, обтягивалась еще искусственной замшей. Чтобы валы не касались пола, они с торцов заканчивались деревянными колесами.
На эту огромную катушку наматывалось по нескольку картин. Между ними прокладывалась плотная бумага, кромки холстов по мере накатки сшивали между собой. Места на полотнах, угрожающие осыпями, закрепляли и заклеивали тонкой папиросной бумагой осетровым клеем. Затем валы с картинами, тщательно запеленутые сверху чистыми холстами, вкатывали в ящики.
Все принятые меры себя оправдали. Свидетельство тому — полная сохранность картин, находившихся долгое время на валах в условиях эвакуации, а также и тех, которые хранились в блокадном Ленинграде".
Балтун П.К. "Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление: (Из воспоминаний музейного работника)". – М., 1981. Книгу дополняют отрывки из дневника заместителя директора музея Г.Е.Лебедева, который он вел в годы блокады.
Балтун Петр Казимирович (1904–1980) — искусствовед, политработник, музейный деятель. До 1941 г. — заместитель директора ГРМ по административно-хозяйственной части, в 1941–1945 гг. — директор филиала ГРМ в Перми, в 1945–1951 гг. — исполняющий обязанности директора ГРМ.