ENG
Филиалы:
Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка
Павильоны Михайловского замка

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка

23 марта—12 мая 2024

Представляем выставочный проект в Восточном павильоне Михайловского замка. Портретная живопись – один из самых трудных и значительных жанров, начало к...

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
Михайловский замок

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

26 апреля—1 июля 2024

И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ц...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...


Боевой карандаш - События

Боевой карандаш

22 января 2024

Первые плакаты «Боевого карандаша» появились еще зимой 1939—1940 годов,еще в период Советско-финляндской войны.
Затем их выпуск был прекращён и возобновился в июне 1941 года. В 1941—1945 годах плакаты «Боевого карандаша» стали важным военно-патриотическим помощником и приобрели огромную популярность. 
Печатали плакаты литографским способом, при перебоях в электроснабжении — на том же станке вручную. Лучшие из плакатов увеличивались до больших агитационных панно и устанавливались на улицах блокадного города.

В работе объединения участвовали графики И. С. Астапов, Н. Быльев, В. Гальба, М. А. Гордон, И. Ец, Ж. В. Ефимовский, Н. Кочергин, В. И. Курдов, А. И. Медельский, Н. Е. Муратов, Ю. Петров, И. Холодов, мастера эстампа Г. С. Верейский, Н. А. Тырса, живописцы А. Казанцев, А. Кокош, В. Николаев, В. А. Серов, Б. С. Иванов, М. Б. Мазрухо, Ю. В. Трунёв, Ф. Ф. Нелюбин, Л. Каминский, В. И. Кюннап, Г. В. Ковенчук, В. М. Меньшиков, Д. Г. Обозненко, В. А. Травин и другие, скульптор С. Пелипейко, поэты А. Прокофьев, В. М. Саянов, С. Спасский, Б. Тимофеев, Н. С. Тихонов.
Редакторами изданий объединения в разные годы были И. С. Астапов, А. М. Муратов и другие.

Деятельность творческого объединения возродилась в 1956 г. и продолжалась до 1990 г.

Посмотреть плакаты


Сегодня мы хотим рассказать о нескольких участниках Карандаша.

АСТАПОВ Иван Степанович

1905, село Романовка Самарской губернии – 1982, Ленинград

График, живописец, иллюстратор. Учился в Самарском художественном техникуме (с 1918), в студии Д.Н.Кардовского (1923–1929). Участник выставок с 1929. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Входил в объединение «Цех живописцев», имевшего реалистическую направленность художественного творчества. Участник художественных выставок с 1929 года. В числе основных: 1-я Выставка произведений ленинградских художников (1935), Осенняя выставка произведений ленинградских художников (1936) — в Ленинграде, «Молодые художники РСФСР» (1941), Выставка советского художественного эстампа (1941), «Ленинградские художники в дни Великой Отечественной войны» (1942) — в Москве, «Ленинград в дни блокады» (1943) — в Перми и др.

В годы войны находился в Ленинграде. Один из организаторов и ведущих художников "Боевого карандаша". Исполнил серию рисунков о Ленинградском фронте и ряд плакатов. Автор серии литографий, посвящённых блокадному Ленинграду. Весной и летом 1942 выезжал для зарисовок на Волховский фронт.

Работал в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, в станковой и книжной графике, акварели, плакате. Выполнил ряд живописных произведений. Создал циклы станковых графических работ — автолитографий «Военный и послевоенный Ленинград» (1943—1947; часть работ издана в виде альбома «Ленинград 1941—1945». М., 1945), «Магнитогорск — кузница оружия» (1945), «По ленинским местам» (Альбом. Л., 1946) и др. Сотрудничал в качестве художника-иллюстратора с издательствами города Лениздат, Детгиз и др. Автор иллюстраций и оформления к произведениям русских писателей.

В 2009 году в Санкт-Петербурге состоялась ретроспективная выставка произведений художника (совместно с супругой — Д. М. Астаповой). Его произведения находятся в Русском музее, Самарской городской художественной галерее, Бердянском художественном музее, Чувашской республиканской художественной галерее (Чебоксары), Бурят-Монгольском музее изобразительных искусств (Улан-Удэ), Иркутском областном художественном музее (Иркутск) и др. В послевоенный период произведения художника экспонировались на выставках в Варшаве (1947, 1957), персональных выставках в Ленинграде (1947), Куйбышеве (1949).


КУРДОВ Валентин Иванович

1905, с. Завод Михайловский, Пермская губ. – 1989, Ленинград

Живописец, график; рисовальщик, акварелист, иллюстратор. Учился в Пермских ГСХМ (1921), на ювелирном отделении Свердловского ХПИ (1922–1923), в Ленинграде во ВХУТЕИН (1923–1926) у А.Е. Карева, М.В. Матюшина, в ГИНХУК (1926–1927) у К.С. Малевича. Работал под руководством В.В. Лебедева в Детском отделении Госиздата (с 1926). Участник выставок с 1932. Один из организаторов выпуска плакатов "Боевой карандаш“ в Ленинграде (с 1939). В годы Великой Отечественной войны оставался в осажденном городе, выезжал на Волховский фронт, в партизанские отряды. Народный художник РСФСР (1976), лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина (1982). Жил и работал в Ленинграде.


ВЕРЕЙСКИЙ Георгий Семенович

1886, Проскуров Подольской губернии – 1962, Ленинград

График, живописец; портретист, пейзажист. Учился на юридическом факультете в Харьковском университете (1904), в Санкт–Петербургском университете (1912); в студии Е.Е.Шрейдера в Харькове (1901–1905); в Новой художественной мастерской (1913–1916) у М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере.  Был членом объединения «Мир искусства», участвовал в выставках с 1904 года.

Работал преимущественно в жанре литографического портрета, создав целую галерею образов своих современников-представителей творческой и научной интеллигенции: А.Н. Бенуа, С.С. Прокофьева, К.А. Федина, И.А. Орбели, В.И. Курдова, Е.Е. Лансере, Е. А. Мравинского, Г. С. Улановой, С. Т. Конёнкова и др. Выполняя официальные заказы, оставался мастером «тихого искусства», передававшим не идеологический пафос времени, а внутреннее духовное состояние своих моделей.

В течение двенадцати лет был хранителем отдела гравюры в Эрмитаже. Плодотворно работал и в сфере лирического пейзажа. Был одним из создателей Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа (1937 – 1940).

Персональные выставки Г.С. Верейского проходили в 1924, 1939, 1946, 1949, 1961, 1962, 1968 годах.

Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, Музее Академии Художеств, во многих других музеях. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Действительный член АХ СССР (1949).

В 1941 в Ленинграде участвовал в выпусках плакатов "Боевого карандаша", в 1942 создал серию портретов моряков Балтийского флота – Героев Советского Союза, рисовал на кораблях; за серию портретов деятелей советской культуры и науки (1944–1945) был удостоен Сталинской премии 2–й степени.

Работы


СЕРОВ Владимир Александрович

1910, село Эммаус Тверской губернии– 1968, Москва

Родился в семье сельских учителей — Александра Прокопьевича и Надежды Ильиничны. Учился в Весьегонской художественной студии у С.Я.Шлейфера; в Ленинграде во ВХУТЕИН–ИНПИИ (1927–1931) у И.И.Бродского, В.Е.Савинского, представил дипломную картину «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году». В 1931—1933 годах учился там же, в аспирантуре у И. И. Бродского. В 1934 году при окончании аспирантуры представил работу «Сибирские партизаны».

Участник выставок с 1932. В 1933—1942 годах преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, профессор.

В годы войны жил и работал в Ленинграде. Неоднократно выезжал на фронт и в прифронтовую полосу, сотрудничал в «Боевом карандаше», в 1943 году был эвакуирован в Самарканд..Председатель Ленинградского отделения Союза советских художников (1941—1948). Уже 26 июня 1941 года на улицах Ленинграда был расклеен плакат художника «Били, бьем и будем бить!». Участвовал в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского отделения Союза. С 1957 года жил и работал в Москве.

Автор картин на историко-революционные темы, портретов, пейзажей, натюрмортов. В картинах художника, посвящённых событиям Октябрьской революции и первых лет Советской власти, исторические события интерпретируются в духе официальной историографии 1940—1960 годов.

Занимался также книжной иллюстрацией, неизменно выбирая произведения отечественной классики «первого ряда». Ему принадлежат иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1948—1949), к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (1951—1953), к поэме А. С. Пушкина «Полтава», к роману Максима Горького «Фома Гордеев» и др. В 1957—1962 годах создал серию цветных иллюстраций к «Слову о полку Игореве».

Автор ряда политических плакатов: «Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма» (1934); «Заменим!» (1941); «Били, бьём и будем бить!» (1941); «Защитим город Ленина» (1941). «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!» (хромолитография, 1944).

Действительный член (1954; член-корреспондент,1947), президент АХ СССР с 1962 года. Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960—1968). Скончался 19 января 1968 года в Москве.

В родном селе художника в честь 70-летия со дня его рождения был открыт художественный музей. Сейчас это один из филиалов Тверской областной картинной галереи (Мемориально-художественный музей Владимира Серова).

Галерея работ


ПЕТРОВ Юрий Николаевич

1904, Тбилиси — 9 июня 1944, Ленинградский фронт

Советский художник-живописец, график, иллюстратор.

Родился Юрий Николаевич 16 августа 1904 года в Тбилиси, в семье художников: отец — Николай Филиппович Петров (1872—1941) — живописец и педагог, был преподавателем в Пензенском художественном училище, в Академии художеств в Санкт-Петербурге; мать — Александра Ивановна Тхоржевская-Петрова (род. 10 января 1876 года) — живописец, график. Жил и работал в Ленинграде. В 1925—1930 годах учился на живописном факультете Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), присвоено звание художника-живописца. После окончания института в 1930 году Юрий Николаевич работал в журнальной и книжной графике. С 1935 года был руководителем художественной редакцией издательства «Детская литература», а также иллюстрировал произведения русских и зарубежных писателей: М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, У. Теккерея, Дж. Лондона и др. 

Участник гражданской войны в Испании (военный переводчик), бывал на фронтах, там делал зарисовки, которые позже вошли в «Испанский дневник».

В 1930—1940 годах занимался эстампом, в 1941—1943 годах создавал сатирические плакаты, работал в коллективе ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш».

Юрий Николаевич является автором книжных иллюстраций, рисунков, плакатов, эстампов, он мог свободно читать и говорить на нескольких европейских языках, занимался скульптурой и живописью, знал искусство, литературу, историю.

Погиб на Ленинградском фронте 9 июня 1944 года.

Работы Юрия Николаевича Петрова находятся в Русском музее, в Российской государственной библиотеке.

 Галерея работ


КАЗАНЦЕВ Анатолий Алексеевич

1908, Хабаровск – 1984, Ленинград

Живописец, график, монументалист; автор историко-революционных, батальных картин, пейзажей. Учился в Москве на курсах живописи АХР (1928–1929) у И. И. Машкова; на рабфаке ИНПИИ (1931) в Ленинграде; в ИЖСА (1932–1937) у К. Ф. Юона, Р. Р. Френца. Член ОМАХР (1928–1930). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Дипломная работа — картина «Степан Разин».

Участвовал в выставках с 1929 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В Великую Отечественную войну оставался в Ленинграде, создавал плакаты для «Боевого карандаша» и «Окон ТАСС»: «Молодежь к оружию!» (1941), «Ни пяди своей земли!» (1942), «Освободи!» (1943), «За кровь и слёзы наших детей!» (1943), «Крепче удары по врагу!» (1944). Написал картины «Форсирование Невы при прорыве блокады Ленинграда» (1943), «Встречи на Неве. Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года» (1943), «Соединение войск Волховского и Ленинградского фронтов» (1943, совместно с художниками В. А. Серовым и И. А. Серебряным), «Русская женщина» (1943).

После войны занимался творческой и педагогической работой. Писал тематические картины, создавал панно и панорамы. В 1949—1984 преподавал в ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, профессор (с 1965) и руководитель мастерской монументальной живописи. Автор картин «Зарубежные комсомольцы расклеивают прокламации» (1929), «С. М. Киров выступает против оппозиции в клубе Путиловского завода. 1926 год.» (1938), «Вручение ордена» (1947), «Накануне Октября» (1950), «В Зимнем Дворце» (1954), «Первая репетиция пьесы А. М. Горького „На Дне“ в Московском Художественном театре» (1959), «С добрым утром!», «Человек будет жить» (обе 1964) и других.

Скончался 27 марта 1984 года в Ленинграде.

Произведения А. А. Казанцева находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Известен живописный портрет А. А. Казанцева, исполненный в 1947 году В. Малагисом

 

КОЧЕРГИН Николай Михайлович

Род. село Всесвятское (Москва) в 1897 - 1974, Санкт-Петербург

График, живописец, иллюстратор. Заслуженный художник РСФСР.

Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).

Кочергин создавал советский плакат, работал для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий «Красная панорама», «Огонек», «Вокруг света» и «Мир приключений».

Следует отметить не устаревшую и поныне замечательную работу художника, выполненную для ленинградского кукольного театра Евгения Деммени «Гулливер в стране лилипутов». 

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, основным делом Кочергина стала агитационно-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде он принимал участие и в создании «Окон ТАСС». Весной 1942 года он был вывезен в тяжелом состоянии из города «дорогой жизни» по льду Ладожского озера. Кочергин с семьей эвакуировался в город Фрунзе. В конце сороковых годов художником был создан ряд монументальных полотен – «Новгород наш» (1946), «Ленинградцы» (1948), «Штурм Зимнего дворца» (1950).

Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Эпос нашей страны — обширная область работы Кочергина в детской книге. Среди многочисленных произведений, проиллюстрированных им, следует назвать былины, сборник из героического эпоса народов СССР, сказки России, Карелии, Молдавии, далекой Тувы. Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу «Калевала». Несколько раз переиздавался в его оформлении «Конек-горбунок».  Художник работал в искусстве более полувека.

До конца своих дней заслуженный художник РСФСР Николай Михайлович Кочергин плодотворно работал. Он скончался 10 мая 1974 года после короткой тяжелой болезни.

Смотреть рисунки Кочергина к детским книгам


БЫЛЬЕВ-ПРОТОПОПОВ (псевдоним Быльев) Николай Михайлович

1907, Севастополь – 1986, Санкт-Петербург

График, архитектор, писатель. Учился в ХУ Петросовета (1922–1924) и на архитектурном факультете при Гипроцементе (окончил в 1932) в Ленинграде. Участник выставок с 1925. Член СХ СССР.

Один из постоянных участников ленинградского творческого объединения художников «Боевой карандаш». В годы Великой Отечественной войны активно участвовал в выпуске антигитлеровских плакатов. Параллельно занимался графикой, рисовал бытовые сцены посвящённые трудовым будням и обороне Ленинграда; известны его карандашные рисунки: «Девочки плетут маскировочные сети» (1941), «Ленинград в марте 1942 года. Исаакиевская площадь у памятника Николаю I» (1942).

В послевоенные годы, продолжал сотрудничество с «БК»; выполнял плакаты на различные темы – от антирелигиозных и политических, до сельскохозяйственных («Догони-ка!», 1957; «Чтоб зарабатывать на вере, Нужны мне оба в равной мере», 1963; «Дым вредил когда-то людям», 1966). В 1948 году выполнил серию открыток на тему «Пушкинский заповедник Академии наук СССР». Для издательства «Недра» исполнял плакаты по технике безопасности при бытовом использовании газа («Нельзя маленьким детям включать газ», 1971).

Плакаты и графические листы Н. М. Быльева хранятся в фондах Музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Российской государственной библиотеки (РГБ), Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ), Саратовского областного музея краеведения (СОМК), ГММ А. В. Суворова, Национальной библиотеки Белоруссии, в частных коллекциях.


ГАЛЬБА (Гальберштадт) Владимир Александрович

1908, Харьков -1984, Ленинград

   Известный советский график-сатирик, анималист, иллюстратор литературных произведений, мастер политической карикатуры; личный враг Адольфа Гитлера. Член Союза художников СССР и Союза журналистов СССР, заслуженный художник РСФСР.

Родился в 1908 году в городе Харьков. Семья переехала в Петербург, когда будущему художнику было два года. Занимался в Ленинграде у Н. И. Кравченко и А.А.Радакова (1924–1928). Начиная с 1926 года художник начинает участвовать в выставках и рисовать карикатуры для газет «Ленинградская правда», «Вечерний Ленинград», журналов «Нева», «Огонек». Антифашистские карикатуры начинает рисовать с начала 1930-х годов. С 1939 года состоит в объединении художников «Боевой карандаш».

Во время Великой Отечественной войны, в годы Ленинградской блокады почти каждый день в «Ленинградской правде» печатались его карикатуры. Также, много плакатов художник выполнил для объединения «Боевой карандаш», стоял у истоков возникновения этого коллектива художников-сатириков. В мае 1942 года, Владимир Гальба выезжал «в командировку» на передовую в одну из частей Ленинградского фронта. На огромных кусках марли (3х4 м) художник выполнил карикатуры на нацистских лидеров – Гитлера, Бормана, Геббельса, Геринга и других. Ночью эти полотна были выставлены на переднем крае, и с рассветом гитлеровцы увидели их. Первой реакцией на мастерски исполненные злые карикатуры был смех, однако позднее фашисты решили убрать рисунки, для чего начали стрелять по ним, что было совершенно бесполезно – пули пролетали сквозь ткань, не причиняя вреда изображениям. Дальнейшие попытки убрать карикатуры с передовой делали немецких солдат, бравшихся за это дело, мишенями для снайперов Ленфронта. Современники вспоминали, что, рассказывая об этом, В. Гальба шутил: это был тот самый случай, когда сатира убивала наповал. 

В 1945–1946 годах Гальба В. А. присутствовал на Нюрнбергском процессе как художник-корреспондент. Его направляли в творческие командировки в Англию, Голландию, Францию. После Великой Отечественной войны Владимир Гальба работал в различных ленинградских газетах и журналах, занимался иллюстрированием книг, рисовал плакаты. В 1959 году в Ленинграде успешно прошла его персональная выставка.

Плакаты В. А. Гальбы находятся в фондах Государственного музея политической истории России (ГМПИР), Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда, Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Азовского музея-заповедника, Воронежского областного краеведческого музея, Выборгского объединенного музея-заповедника, Ирбитского ГМИИ, Музея обороны Севастополя, Омского государственного историко-краеведческого музея (ОГИК музей), Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ), Ростовского областного музея краеведения (РОМК), Ивангородского музея, Национальной библиотеки Белоруссии (НББ), частных российских и зарубежных коллекциях.


АСТАПОВ Иван Степанович

АСТАПОВ Иван Степанович

ВЕРЕЙСКИЙ Георгий Семенович

ВЕРЕЙСКИЙ Георгий Семенович

КУРДОВ Валентин Иванович

КУРДОВ Валентин Иванович

КОЧЕРГИН Николай Михайлович

КОЧЕРГИН Николай Михайлович

СЕРОВ Владимир Александрович

СЕРОВ Владимир Александрович

ПЕТРОВ Юрий Николаевич

ПЕТРОВ Юрий Николаевич

КАЗАНЦЕВ Анатолий Алексеевич

КАЗАНЦЕВ Анатолий Алексеевич

В.А.Серов работает над картиной «Последний патрон». Блокадный Ленинград. 1942. Фото С. Струнникова

В.А.Серов работает над картиной «Последний патрон». Блокадный Ленинград. 1942. Фото С. Струнникова

ГАЛЬБА (Гальберштадт) Владимир Александрович

ГАЛЬБА (Гальберштадт) Владимир Александрович



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее