ENG
Филиалы:
Дом и семья. Картины мирной жизни
Корпус Бенуа

Дом и семья. Картины мирной жизни

16 декабря 2022—20 июня 2023

Выставочный проект Русского музея под общим названием «Художники о войне и мире» можно рассматривать как своеобразный диптих. Составляющие его выставки «Картины ...

Николай Суетин. Илья Чашник
Михайловский замок

Николай Суетин. Илья Чашник

2 марта—12 июня 2023

Выставка посвящена ближайшим ученикам и сотрудникам К.С. Малевича – Илье Чашнику (1902–1929) и Николаю Суетину (1897–1954). Выставка представит целый р...

Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой
Мраморный дворец

Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой

3 марта—26 июня 2023

Русский музей представляет выставочный проект «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» — произведения 36 худ...

Леонид Шервуд. 1871–1954
Михайловский замок

Леонид Шервуд. 1871–1954

13 апреля—3 июля 2023

Творчество крупного русского и советского скульптора первой половины ХХ века Леонида Владимировича Шервуда лишь однажды было представлено на монографической выставке. О...

Алексей Ваулин. Живая материя
Мраморный дворец

Алексей Ваулин. Живая материя

27 апреля—19 июня 2023

Среди отечественных художников Алексей Ваулин – один из самых ярких и последовательных представителей современного абстрактного искусства. В экспозицию войдёт около ...

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея
Корпус Бенуа

Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея

8 июня—11 сентября 2023

Выставка "Александр Лабас. Рисунок и акварель из собрания Русского музея" проводится в зале №80 второго этажа Корпуса Бенуа. Алексан...

/ / 160 лет Александру Головину.

160 лет Александру Головину. - События

160 лет Александру Головину.

1 марта 2023

1 марта исполняется 160 лет со дня рождения живописца, театрального художника Александра Яковлевича Головина (1863, Москва – 1930, Детское (сегодня Царское) Село, г. Пушкин).

Москвич по происхождению, Александр Головин был одним из выдающихся мастеров петербургской сцены начала XX века наряду с Михаилом Врубелем и Константином Коровиным. 

В 1881 г. Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но вскоре перевёлся на живописное отделение. В период обучения познакомился с И.И. Левитаном, К.А. Коровиным, А.Е. Архиповым, И.С. Остроуховым, М.В. Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина М.А. Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах. В первые годы после окончания училища Головин подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью панно для ширм под заказ. В 1889 г. он побывал в Париже на Всемирной выставке, где его покорили достижения новейшей французской живописи. Несколько месяцев Головин занимался в частной парижской мастерской, пытаясь освоить новые для себя приёмы и методы, вырабатывая собственную авторскую манеру письма. Он блестяще овладел техникой пастели. Его живописные произведения отличались своеобразием композиции, выразительными линиями, резкими контрастами цветовой гаммы, создавали ощущение игры и театральности. Вернувшись в Россию, в 1890-е годы участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом. Являлся активным участником художественного объединения «Мир искусства». Работал в качестве дизайнера интерьеров и мебели. Совместно с К.А. Коровиным принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже (1900) и гостиницы «Метрополь» в Москве (1900—1903). В 1898 г. Головин получил должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы «Ледяной дом» А.Н. Корещенко и «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова. В 1901 г. художник переехал в Петербург, где в 1902 г. был назначен на пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал в Александринском и Мариинском театрах. В Мариинском театре создал эскизы декораций и костюмов к операм: «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (1911), «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1917). Работая над оперой «Кармен», он написал цикл портретов испанок. В Александринском театре оформил спектакли: «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Грозу» А.Н. Островского (1916) и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) в постановке Вс.Э. Мейерхольда. Сотрудничал с С.П. Дягилевым. Для его «Русских сезонов» в Париже совместно с Н.К. Рерихом и Д.С. Стеллецким оформил оперу «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1908) и балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1910). Головин был новатором в области декорационного искусства. Его сценическое оформление и костюмы всегда складывались в единую цельную картину, подчас именно они задавали нужный тон и погружали в атмосферу действия спектакля. Он умел мастерски и органично сочетать все декоративные элементы постановки: задник, занавес, реквизит и костюмы персонажей. В 1912 г. Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьёзной болезни сердца, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 г. и до конца жизни Головин жил в Царском Селе. В последние годы работал с К.С. Станиславским над постановкой «Женитьбы Фигаро» Бомарше на сцене МХАТа (1927).


Дополнительная информация:

Подробную биографию и другие материалы можно посмотреть на сайте Александр Яковлевич Головин. Сайт о художнике

В 2013 году в Русском музее прошла выставка "Александр Головин. 1863-1930", приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого русского художника А.Я.Головина. Предлагаем прочитать статью Владимира Круглова "Александр Головин в собрании Русского музея" (журнал "Третьяковская галерея") и посмотреть специальную лекцию о выставке и творчестве художника. Лектор — Елена Валерьевна Станкевич, заведующая методическим отделом Русского музея.

Специальный выпуск «Александр Головин» (журнал "Третьяковская галерея")

Театральное наследие Головина и Бахрушин (журнал "Третьяковская галерея")

«ПО СЛЕДАМ МАСКАРАДА» (документальный фильм А.Чепурова о спектакле Вс.Мейерхольда «Маскарад»).

Головинский зал в музее Александринского театра

Одной из уникальных театральных работ Александра Головина стал спектакль «Маскарад». 25 февраля 1917 года в Александринском театре, в дни Февральской революции, в Санкт-Петербурге, состоялась премьера спектакля по драме Михаила Лермонтова в легендарной постановке Всеволода Мейерхольда. Работа над спектаклем продолжалась более 6-ти лет. Александр Головин выполнил около 4000 эскизов. Ни один предмет не был взят из подбора, даже игральные карты, бумажники и фарфоровые безделушки в комнате баронессы были изготовлены в бутафорских мастерских по рисункам Головина. Все рецензенты писали, что Мейерхольд и Головин явили Петрограду зрелище роскошное и страшное, пышное и трагическое, «последний спектакль царской России».





Бакст Л.С. Портрет А.Я.Головина. 1908 год

Бакст Л.С. Портрет А.Я.Головина. 1908 год

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. 1917 год

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. 1917 год

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин.1910-е годы

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин.1910-е годы

А.Я. Головин и И.Я. Гремиславский за обсуждением макета для постановки трагедии У. Шекспира «Отелло» в Детском Селе. Конец 1920-х Фотография  Музей МХАТ

А.Я. Головин и И.Я. Гремиславский за обсуждением макета для постановки трагедии У. Шекспира «Отелло» в Детском Селе. Конец 1920-х Фотография Музей МХАТ

Головин А. Я. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова 1912

Головин А. Я. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова 1912

Головин А. Я. У стен Мадрида. Действие I 1917.Эскизы декораций к опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость» для Мариинского театра.

Головин А. Я. У стен Мадрида. Действие I 1917.Эскизы декораций к опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость» для Мариинского театра.

Мирон Шерлинг. Портрет Александра Головина. 1916г.

Мирон Шерлинг. Портрет Александра Головина. 1916г.



Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее