ENG
Филиалы:
Праздник «День Летнего сада»
Летний сад

Праздник «День Летнего сада»

Летнему саду Русского музея 320 лет! Встречаемся 8 и 9 июня на празднике «День Летнего сада»!

Подробнее

Ежегодный праздник «День Летнего сада»
Летний сад

Ежегодный праздник «День Летнего сада»

Летнему саду Русского музея 320 лет! Встречаемся 8 и 9 июня на празднике «День Летнего сада»!

Подробнее

Новый ежегодный праздник «День Летнего сада»
Летний сад

Новый ежегодный праздник «День Летнего сада»

Летнему саду Русского музея 320 лет! Встречаемся 8 и 9 июня на празднике «День Летнего сада»!

Подробнее

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...


/ / 160 лет Александру Головину.

160 лет Александру Головину. - События

160 лет Александру Головину.

1 марта 2023—1 марта 2023

1 марта исполняется 160 лет со дня рождения живописца, театрального художника Александра Яковлевича Головина (1863, Москва – 1930, Детское (сегодня Царское) Село, г. Пушкин).

Москвич по происхождению, Александр Головин был одним из выдающихся мастеров петербургской сцены начала XX века наряду с Михаилом Врубелем и Константином Коровиным. 

В 1881 г. Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но вскоре перевёлся на живописное отделение. В период обучения познакомился с И.И. Левитаном, К.А. Коровиным, А.Е. Архиповым, И.С. Остроуховым, М.В. Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина М.А. Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах. В первые годы после окончания училища Головин подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью панно для ширм под заказ. В 1889 г. он побывал в Париже на Всемирной выставке, где его покорили достижения новейшей французской живописи. Несколько месяцев Головин занимался в частной парижской мастерской, пытаясь освоить новые для себя приёмы и методы, вырабатывая собственную авторскую манеру письма. Он блестяще овладел техникой пастели. Его живописные произведения отличались своеобразием композиции, выразительными линиями, резкими контрастами цветовой гаммы, создавали ощущение игры и театральности. Вернувшись в Россию, в 1890-е годы участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом. Являлся активным участником художественного объединения «Мир искусства». Работал в качестве дизайнера интерьеров и мебели. Совместно с К.А. Коровиным принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже (1900) и гостиницы «Метрополь» в Москве (1900—1903). В 1898 г. Головин получил должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы «Ледяной дом» А.Н. Корещенко и «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова. В 1901 г. художник переехал в Петербург, где в 1902 г. был назначен на пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал в Александринском и Мариинском театрах. В Мариинском театре создал эскизы декораций и костюмов к операм: «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (1911), «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1917). Работая над оперой «Кармен», он написал цикл портретов испанок. В Александринском театре оформил спектакли: «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Грозу» А.Н. Островского (1916) и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) в постановке Вс.Э. Мейерхольда. Сотрудничал с С.П. Дягилевым. Для его «Русских сезонов» в Париже совместно с Н.К. Рерихом и Д.С. Стеллецким оформил оперу «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1908) и балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1910). Головин был новатором в области декорационного искусства. Его сценическое оформление и костюмы всегда складывались в единую цельную картину, подчас именно они задавали нужный тон и погружали в атмосферу действия спектакля. Он умел мастерски и органично сочетать все декоративные элементы постановки: задник, занавес, реквизит и костюмы персонажей. В 1912 г. Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьёзной болезни сердца, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 г. и до конца жизни Головин жил в Царском Селе. В последние годы работал с К.С. Станиславским над постановкой «Женитьбы Фигаро» Бомарше на сцене МХАТа (1927).


Дополнительная информация:

Подробную биографию и другие материалы можно посмотреть на сайте Александр Яковлевич Головин. Сайт о художнике

В 2013 году в Русском музее прошла выставка "Александр Головин. 1863-1930", приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого русского художника А.Я.Головина. Предлагаем прочитать статью Владимира Круглова "Александр Головин в собрании Русского музея" (журнал "Третьяковская галерея") и посмотреть специальную лекцию о выставке и творчестве художника. Лектор — Елена Валерьевна Станкевич, заведующая методическим отделом Русского музея.

Специальный выпуск «Александр Головин» (журнал "Третьяковская галерея")

Театральное наследие Головина и Бахрушин (журнал "Третьяковская галерея")

«ПО СЛЕДАМ МАСКАРАДА» (документальный фильм А.Чепурова о спектакле Вс.Мейерхольда «Маскарад»).

Головинский зал в музее Александринского театра

Одной из уникальных театральных работ Александра Головина стал спектакль «Маскарад». 25 февраля 1917 года в Александринском театре, в дни Февральской революции, в Санкт-Петербурге, состоялась премьера спектакля по драме Михаила Лермонтова в легендарной постановке Всеволода Мейерхольда. Работа над спектаклем продолжалась более 6-ти лет. Александр Головин выполнил около 4000 эскизов. Ни один предмет не был взят из подбора, даже игральные карты, бумажники и фарфоровые безделушки в комнате баронессы были изготовлены в бутафорских мастерских по рисункам Головина. Все рецензенты писали, что Мейерхольд и Головин явили Петрограду зрелище роскошное и страшное, пышное и трагическое, «последний спектакль царской России».





Бакст Л.С. Портрет А.Я.Головина. 1908 год

Бакст Л.С. Портрет А.Я.Головина. 1908 год

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. 1917 год

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. 1917 год

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин.1910-е годы

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин.1910-е годы

А.Я. Головин и И.Я. Гремиславский за обсуждением макета для постановки трагедии У. Шекспира «Отелло» в Детском Селе. Конец 1920-х Фотография  Музей МХАТ

А.Я. Головин и И.Я. Гремиславский за обсуждением макета для постановки трагедии У. Шекспира «Отелло» в Детском Селе. Конец 1920-х Фотография Музей МХАТ

Головин А. Я. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова 1912

Головин А. Я. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова 1912

Головин А. Я. У стен Мадрида. Действие I 1917.Эскизы декораций к опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость» для Мариинского театра.

Головин А. Я. У стен Мадрида. Действие I 1917.Эскизы декораций к опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость» для Мариинского театра.

Мирон Шерлинг. Портрет Александра Головина. 1916г.

Мирон Шерлинг. Портрет Александра Головина. 1916г.



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее