Ленинградские Окна Тасс в 1941-1945 годы
19 января 2024
Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС». Продолжатели традиций «Окон РОСТа», они выходили даже в блокадном Ленинграде. Плакаты стали не только одной из самых действенных форм агитационного искусства,
но и летописью обороны города, сохранившей документальные свидетельства
великой беды и великого подвига горожан и их защитников.
Читать книгу искусствоведа Руслана Бахтиярова «Плакаты "Окна ТАСС" в художественной жизни Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Истоки и особенности образного решения».
22 июня 1941г. директор ленинградского отделения ТАСС И. Анцелович, художники — графики – В. Слыщенко, Н. Игнатьев и литсотрудник, ставший редактором Г. Кофман приняли решение издавать плакаты под маркой «Окно ТАСС». С участием известных карикатуристов В. Гальбы и Б. Лео они в тот же день определили художественное направление будущих «Окон» — следование традициям «Окон РОСТА» периода гражданской войны, также они выбрали место центрального стенда «Окон ТАСС» — в витрине Елисеевского магазина.
24 июня 1941 г. у «Окна» уже толпился народ. После появления первого плаката в редакцию пришли добровольные помощники: поэты — О. Берггольц, Б. Тимофеев, В. Саянов, художники, вошедшие в штат «Окон», — В. Григорьев, П. Горбунов и группа выпускников архитектурного факультета Академии художеств: Е. Мелик-Багдасарова, Г. Ашрапян, Н. Шапорина, М. Ваксер и скульптор Л. Торич.
К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «Окна ТАСС», на которых помещались сводки Совинформбюро, телеграммы из-за рубежа, карикатуры, стихи, фотографии. В июле и августе плакаты тиражировались от руки, а с начала сентября – при помощи трафарета.Тиражи плакатов составляли 200 экземпляров. Огромную помощь в их копировании оказывали молодые «академисты» (студенты Академии художеств).
Первый коллектив создателей «Окон» смог продержаться лишь до весны 1942 года. Дольше всех продержались В. Слыщенко и М. Ваксер. Весной тяжело больных В. Слыщенко и Л. Торича эвакуировали на Большую землю, попал в госпиталь Н.Игнатьев, ушли добровольцами в армию Елена Мелик-Богдасарова, Наталья Шапорина, Г. Ашрапян и Е. Капиц.
С весны 1942 года все работы по выпуску плакатов легли на единственного художника «Окон ТАСС» Василия Селиванова, к которому в 1943 году подключились фронтовые художники Петр Магнушевский и Сергей Панкратов.
Поразительно, что листы с рисунками не сгорели в буржуйках, замерзающих ленинградцев, а аккуратно снимались с бездействующих «Окон ТАСС» и полуразрушенных домов, не гнущимися от мороза пальцами, полуживых сотрудников Публичной библиотеки и жителей Ленинграда и передавались на вечное хранение в Российскую национальную библиотеку, где находится самая большая коллекция «Окон ТАСС».
АНЦЕЛОВИЧ Израиль Маркович (1905—1977) — советский журналист, фотограф, руководитель ленинградского отделения ТАСС.
Родился в семье столяра Хаима Нохимовича (Марка Наумовича) Анцелиовича. До войны служил в торговом флоте и много путешествовал. Во время Великой Отечественной войны трудился в блокадном Ленинграде. В первые дни войны Анцелович вместе с редактором Г. М. Кофманом и художниками В. С. Слыщенко и Н. Н. Игнатьевым создал ленинградские Окна ТАСС. Как фотограф участвовал в создании фотохроники ТАСС и позднее, всю войну не расставался со своим фотоаппаратом «Лейка». 6 октября 1941 года И. М. Анцелович был отстранён от руководства ленинградского отделения ТАСС за «непартийное отношение к работе».
После окончания войны работал главным редактором газеты «Связист». В Центральной государственном архиве кино-фотодокументов представлено более 70 работ фотографа.
Похоронен на Преображенском еврейском кладбище.
СЕЛИВАНОВ Василий Николаевич
Одесса, 1902 – 1982, Ленинград
Ленинградский художник-график, автор военных плакатов. Член Союза художников СССР.
Учился в Одесском университете на медицинском факультете и в частной художественной студии. В 1923 году приехал в Псков, где работал в редакциях газет «Псковский пахарь» и «Псковский набат» сначала репортером, потом художником. Пробовал себя в политической карикатуре, учился у таких корифеев, как В.И.Дени и Д.С.Моор. В Ленинграде работал художником газеты «Смена» (1927–1937). В 1934 году вышла его книжка «Цементное клише» о новом способе печати. К этому времени относится его изобретательская деятельность в области полиграфии. Результаты ее были внедрены в практику печати еще до войны, но самую большую роль они сыграли во время войны, облегчив выпуск фронтовых газет.
В 1939-40 гг. Василий Николаевич был в рядах армии – во фронтовой газете «Во славу Родины», а Великую Отечественную встретил художником газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины». Как военный корреспондент часто выезжал на передовые позиции Ленфронта, выполняя задания редакции и военного командования.
Весной 1942г. он возглавил ленинградские «Окна ТАСС», где в течение целого года он работал в качестве художника и редактора. Он один, без технического персонала, обеспечивал регулярный выпуск плакатов. За время блокады он создал более 70 плакатов, выходивших тиражами от 3 и 5 до 10 тыс. экземпляров. В.Н. Селиванов работал в сотрудничестве с поэтами В.Инбер, А.Прокофьевым, В.Саяновым, но главным неизменным соавтором его был талантливейший поэт-сатирик А. Флит. Плакаты В. Селиванова всегда отличались динамизмом рисунка и яркой, жизнерадостной цветовой гаммой.
С 1950 по 1962 г. В.Н.Селиванов возглавлял художественный отдел газеты «Вечерний Ленинград», которая не одно десятилетие, как и «Смена», выходила под заголовком, сделанным его рукой. Работы В. Н. Селиванова находятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, Историко-мемориальном музее «Смольный», Тихвинском историко-мемориальном и архитектурно-художественном музее, Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого (ЦВММ).
Последние годы творческой жизни художник посвятил работе над графическими листами – сценами жизни блокадного города и фронта («Из блокнота военного корреспондента»). Они хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки и опубликованы в издании «Рядовой блокадной эпопеи. Художник Василий Селиванов». СПб, ИД «Действующие лица», 2006.
ВАКСЕР Моисей Борисович (14 сентября 1916, Баку — 4 февраля 1942 года, Ленинград) — художник, архитектор, книжный график.
Во время Великой Отечественной войны работал художником в «Окнах ТАСС» над агитационными плакатами с призывами к защите Родины. Его работы находятся в фондах Российской национальной библиотеки. В 2009 в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда была представлена выставка его работ.
Родился в Баку. Его отец, Борис Львович Ваксер, был одним из основателей Бакинской еврейской гимназии. Ваксер с ранних лет начал учиться рисованию. С 1929 года учился в Бакинской художественной школе, после переезда семьи в Минск, начал посещать Минский архитектурно-строительный техникум, поступив сразу на второй курс. Так же учился в студии Изорама. В 1934 году поступил на третий курс подготовительного отделения Академии Художеств, которая с 1933 года носила название Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1935 перешёл на первый курс архитектурного факультета. Создал множество иллюстраций к детским журналам и книгам, например к «Легенде о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера, к сборнику сказок «Тысяча и одна ночь», «Северным рассказам» К. Паустовского, роману И. А. Гончарова «Обломов» и другим. В 1941 годы выпустил две свои книжки — «Ланс и красавица» и «Сказка про птаха», а также «Ваксерилья», которая была выпущена в 2001 году.
6 декабря 1941 года защитил дипломный проект «Парк-памятник героической обороне Ленинграда». После окончания института, в декабре 1941 учился в аспирантуре. Во время Великой Отечественной войны работал в «Окнах ТАСС», создавая агитационные плакаты с призывами к защите Родины, которые ежедневно появлялись на улицах города. Умер в период блокады Ленинграда от истощения 4 февраля 1942 года в стационаре Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Острове Декабристов. На памятнике его имя не указано. В 2015 году неподалеку установлен кенотаф с его именем.
За две недели до смерти в феврале 1942 года Моисей Ваксер сделал последнюю запись в своем дневнике:
"В Академии - пахнет жизнью ... В мастерской Уляш попросил меня сделать пастелью рисунок, и я одной рукой рисовал [вторая у него была обморожена]. ... я уставал от напряжения, вызванного штриховкой, но воспрял духом и воспарил и почувствовал себя в седле! ......Нет, выживем!Искусство - хорошая штука, стоит жить из-за него!"
В 2003 году его брат Ари передал рисунки и дневники Ваксера в отдел рукописей РНБ. Его работы хранятся в фондах Российской национальной библиотеки. В 2009 в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда была представлена большая экспозиция его работ. Монография о М.Ваксере: Ари Ваксер. Ваксерилья. - Тель-Авив, 2001. (РНБ ф.1476, №5)
Пьеса поэта и антрополога Полины Барсковой «Живые картины», которая получила премию Андрея Белого (2015) и была номинантом премии «НОС», рассказывает о жизни молодого художника Моисея Ваксера, «девственного Моисея».
Ссылки
Дневники М.Ваксера на "Прожито"
Опись фонда М.Ваксера в отделе рукописей РНБ
Плакаты М.Ваксера из фондов РНБ
СЛЫЩЕНКО Виктор Сергеевич (1905 –1991)
Советский художник, график, плакатист, мастер книжной графики. Выпускник искусствоведческого отделения исторического факультета Ленинградского государственного университета, закончил художественно-промышленный техникум. До войны работал в издательстве «Детгиз».
В годы Великой Отечественной войны В.С. Слыщенко оставался в блокадном Ленинграде, был одним из организаторов редакции коллектива «Окон ТАСС».
В.С. Слыщенко писал: «… Душою «Окон» и нашим, так сказать вдохновителем был начальник Ленинградского отделения ТАСС Анцелович. Под его неусыпным руководством работалось легко, весело и продуктивно». Несмотря на невыносимые условия жизни, голод и холод, обстрелы и бомбежки, художники продолжали работать и в самое тяжелое время, в ноябре и декабре 1941 года. В своем дневнике В.С. Слыщенко писал: «…По дороге в ТАСС мне стало немножечко не по себе. Незнакомая женщина помогла, пригласила «на студень». И вот я в чужой, незнакомой семье…. Времянка топится экономно, поэтому в комнате морозно. Все закутаны, как и подобает истым ленинградцам в эту распроклятую зиму. Окна, двери – все позатыкано тряпьем. А на столе – чистая скатерть, чистая нарядная посуда. Как принято, положены вилки, ложки. … Студень, конечно, из столярного клея, но с лавровым листом, с перчиком. Вкуснота!»
Виктор Слыщенко автор ряда графических работ посвященных Ленинграду. Работал в техниках литографии, офорта, линогравюры; в основном над пейзажами. С 1956 по 1962 год работал в творческом объединении «Боевой карандаш» над политическими плакатами, как правило антиамериканскими («Папа с Капой на прогулочке в заповедном переулочке» №41, 1957; «Союз азиатских стран...по-американски, по-азиатски» №111, 1957; «Чем больше шума... тем больше звона» №112, 1957; «Карьера американского депутата от… штата» №138, 1958; «Отчего сыр-бор загорелся» №238, 1958).
Произведения В. С. Слыщенко находятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Национальной библиотеке Беларуси, Чувашском государственном художественном музее.
Произведения В.С.Слыщенко
МАГНУШЕВСКИЙ Петр Данилович (1899 – 1971) – ленинградский живописец, график, иллюстратор, плакатист. Учился во Всероссийской Академии Художеств (1922–1925).
Работал в журнале «Вокруг света», выполнил ряд архитектурных рисунков-фантазий посвященных будущему советского Заполярья (1937). В них утопически, со свойственной 1930-м годам романтикой показал, перспективы освоения и развития Крайнего Севера.
ПАНКРАТОВ Сергей Фёдорович (1905-1975) – ленинградский художник-живописец, график, карикатурист. Принимал активное участие в многочисленных выставках, начиная с конца 1920-х гг. Писал в традиционной манере, как правило, знакомые с детства ленинградские пейзажи, которые стали главной темой в творчестве художника. Во время Великой Отечественной войны в качестве фронтового художника выезжал на передовые рубежи обороны, выпускал стенгазеты, боевые листки, делал зарисовки. С 1943 г. оставался в осажденном городе, вместе с художником Петром Магнушевским присоединился к единственному на тот период художнику «Окон ТАСС» - Василию Селиванову, который с весны 1942 г. все работы по выпуску плакатов взял на себя. Произведения представлены в ГРМ, Музее-квартире А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Государственном историческом музее Санкт-Петербурга и Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, Национальной библиотеке Белоруссии
ТОРИЧ-ТРАПЕЗНИКОВ Леонид Михайлович (1913—1997) — советский художник-скульптор, график. Член Союза художников СССР (ЛССХ).
Родился в 1913 году. Отец — адвокат, мать — актриса, дворянского происхождения. Родители жили в гражданском браке, поэтому Леонид Михайлович носил фамилию матери, (Трапезникова — девичья фамилия матери, Торич — ее театральный псевдоним). Торич окончил семилетнюю школу в Усть-Каменогорске в 1929 году. В 1930-1933 годах учился в Омском художественно-промышленном техникуме имени М. Врубеля, владел немецким, французским, и казахским языками. В 1934 приехал в „Ленинград, вступил в РАБИС и одновременно поступил на подготовительные курсы при Академии художеств. В 1937 был принят на скульптурный факультет. Во время войны работал в Окнах ТАСС как плакатист. Является автором известных военных плакатов 1941 года: «Болтуны — находка для врага», «Слава героям Отечественной войны! Слава сталинским соколам!». В 1942 году эвакуировался вместе с АХ в Самарканд.
Окончил ИЖСА в 1946 г. по мастерской А. Т. Матвеева. Дипломная работа — «Оружейница». Произведения: памятник М.Ю. Лермонтову в Геленджике (1954), А. Матросову в г. Часов Яр (1955) и в Ленинграде; В. И. Ленину в Тбилиси, памятник красногвардейцам на ст. Куванник Оренбургской области, горельеф «Советский спорт» на Каменноостровском пр., д. 37-6, Санкт-Петербург; портреты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, М. Горького, П. И. Чайковского; декоративные фигуры и фонтан в санатории «Чайка» в Сочи (совместно с П.Я. Якимовичем, 1955). Был Почетным гражданином г. Новошахтинска за создание скульптурного оформления центральной площади. Его плакаты хранятся в фондах Российской национальной библиотеки, Российской Научной библиотеки Академии художеств, Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, в частных коллекциях России и Англии. Работы Леонида Михайловича есть во многих городах России — Санкт Петербурге, Сочи, Геленджике, Улан-Удеэ, Мирный, Соликамске. Автор памятников В. И. Ленину и С. М. Кирову в городе Новошахтинск, М. Ю. Лермонтову в Геленджике, А.М.Матросову на Большом Сампосониевском проспекте в Санкт-Петербурге.
Ленинградцы на проспекте 25-го Октября ( Невский проспект) у заколоченной витрины «Елисеевского магазина»
Ленинградцы на проспекте 25-го Октября ( Невский проспект) у заколоченной витрины «Елисеевского магазина»
СЕЛИВАНОВ Василий Николаевич
ВАКСЕР Моисей Борисович
СЛЫЩЕНКО Виктор Сергеевич
АНЦЕЛОВИЧ Израиль Маркович
ТОРИЧ-ТРАПЕЗНИКОВ Леонид Михайлович