ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Сегодня день рождения Михаила Васильевича Матюшина

Сегодня день рождения Михаила Васильевича Матюшина - События

Сегодня день рождения Михаила Васильевича Матюшина

28 октября 2023

Михаил Васильевич Матюшин 16 октября (28 октября по нов.стилю) 1861, Нижний Новгород –14 октября 1934, Ленинград. 

Живописец, график, композитор, теоретик, педагог.

Родился в Нижнем Новгороде.Oтец - Николай Александрович Сабуров из актёрской династии Сабуровых. Мать художника - Ирина Петровна Матюшина воспитывала его одна, дав ему свою фамилию. С 1870 г. Миша пел в церковном хоре. В 1874 г. старший брат Николай забрал его в Москву.

С 1876 по 1881 гг. Матюшин учился в Московской Консерватории у профессора А.А.Гильфа по классу скрипки и гармонии у С.И.Танеева. В 1881 переехал в Петербург. Посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1898), студию Я. Ф. Ционглинского (1903–1905), где познакомился с поэтессой и художницей Е.   Г. Гуро, ставшей его супругой и соратницей. В  1906–1907 занимался в школе-студии Е. Н.  Званцевой. Подружившись (в 1908–1912) с Н. И. Кульбиным, братьями Бурлюками, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, А. Е. Крученых и другими авангардистами, стал одним из организаторов нового искусства. С 1882 г. по 1913-й гг. он был первой скрипкой Придворного оркестра в Петербурге. Участвовал в создании «Союза молодежи» (1910), открыл также издательство «Журавль», где до 1917 выпустил 20 футуристических книг. В 1913 написал музыку для этапного авангардного спектакля – футуристической оперы «Победа над солнцем» (либретто А. Крученых, сценография К. Малевича). 

Как живописец прошел через увлечение импрессионизмом; в 1910-х создавал «кристаллографические» композиции в духе кубизма, а также скульптуры из корней и сучьев (цикл «Освобожденное движение», 1918, не сохранился). Познакомившись с философией П. А. Флоренского, вместе с женой, начал разрабатывать оригинальную теорию «нового пантеизма» – целостного восприятия мира в звуке и цвете, пространстве и движении. С годами центральное место в его творчестве получила идея «расширенного видения». Стремясь раздвинуть границы традиционного зрения, писал в окрестностях Петербурга акварельные «медитативные пейзажи» (1916), где небо композиционно сливается с землей. Преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1926), организовав там особую «мастерскую пространственного реализма».

Автор экспериментальных исследований восприятия цвета, теоретических работ о взаимодействии цвета и звука. Продолжил свои поиски в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем в Инхуке (Институт художественной культуры) (1923–1926). Из его учеников составилась группа «Зорвед» (от слов «зорко ведать»), опубликовавшая в 1923 свой манифест. Пейзажи и абстракции этого периода («Стог. Лахта», 1921; «Движение в пространстве», 1922; оба – в Русском музее) служили иллюстрациями к его теориям. На рубеже 1920–1930-х стремился придать своим идеям более практичное, пригодное для нужд оформительского дизайна выражение. С этой целью совместно с учениками выпустил коллективный труд «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), предназначенный для практического применения на производстве. Один из лидеров русского авангарда, ключевая фигура русского кубофутуризма.

Последнюю работу "Творческий путь художника" он диктовал своей ученице Марии Эндер, будучи больным и почти ослепшим. Умер Михаил Васильевич в 1934 году.

Семья:

В 1885 женился на М.И.Патуак. В семье было четверо детей: Анна, Лидия (умерла в блокаду в 1942); Николай (в 1915 был призван в армию, после революции уехал в Париж, следы его затерялись), Мария (её мужа расстреляли в 1937, а она была сослана в Темниковские лагеря в Мордовии (1938–1946)

 Жена c 1887 по 1906 — Мария Ивановна Патцак (1865—1915) — художница, дочь австрийского подданного. Брак был зарегистрирован в январе 1887 года. В семье Матюшина и Патцак родилось четверо детей, три дочери и сын. Официальный развод состоялся в 1906 году.

Дети:

Анна Михайловна Матюшина (1890, Санкт-Петербург — 1976, Ленинград)

Лидия Михайловна Матюшина (1892, Санкт-Петербург — февраль 1942, умерла в блокадном Ленинграде)

Николай Михайлович Матюшин (1896, Санкт-Петербург — 1917 (?), участвовал в Первой мировой войне, не вернулся с фронта, по другим данным уехал в Париж)

Мария Михайловна Матюшина (1899, Санкт-Петербург — 1988, там же). Её мужа расстреляли в 1937, а она сама была сослана на 8 лет в Темниковские лагеря в Мордовии (1938–1946)

Жена с 1906 по 1913 — Элеонора Генриховна Гуро (Елена Гуро) — известная художница и поэтесса. В 1913 году ушла из жизни после тяжелой болезни. Её похоронили в живописном месте, в Финляндии.

Жена с 1913 по 1934 — Громозова (Матюшина) Ольга Константиновна (1885—1975)

 В 1912 году познакомилась с М. В. Матюшиным и Э. Г. Гуро. После смерти Э. Г. Гуро Ольга Громозова приняла предложение М. В. Матюшина и поселилась в доме 10 на Песочной улице, где прожила вместе с ним 21 год до его смерти в 1934 году (официально брак Громозовой и Матюшина был зарегистрирован только в 1922 году). О. К. Матюшина известна как автор воспоминаний о Владимире Бонч-Бруевиче, Вацлаве Воровском, Максиме Горьком. Автор книг для детей («Малярка»). Ольга Матюшина посвятила себя памяти супруга и сохранению его наследия. Она написала воспоминания "В домике на Песочной", а вместе с писателем Вишневским, поселившимся в том же доме, спасла здание от разрушения обратившись в Ленинградский горком ВКП (б). В блокаду деревянные постройки разбирались на дрова. Сохранила она, как могла, картины авангардистов ( в 1952 Русский музей от них отказался).Дом дважды горел. Но его воссоздали - и в середине нулевых открыл двери и в 2006 году в Санкт-Петербурге в доме на Песочной улице, где жили Матюшин и Гуро (современный адрес — улица Профессора Попова, дом 10) открылся Музей петербургского авангарда

Полная биография М.В.Матюшина на сайте «Энциклопедия русского авангарда»

Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь» о М.В.Матюшине

Лекция «Органическая культура. Михаил Матюшин и художники его круга». Людмила Вострецова в Еврейском музее и центре толерантности

Доклад ведущего научного сотрудника отдела новейших течений Русского музея Ирины Карасик: «Звуко-цвет» Михаила Матюшина

Подкаст Европейского университета «Русский авангард: прошлое, настоящее, будущее». Первый выпуск подкаста «Русский авангард: прошлое, настоящее, будущее» посвящен Дому Матюшина на улице профессора Попова в Петербурге.


Список литературы по материалам сайта «Энциклопедия русского авангарда»:

А.Е.Кручёных. Письма к М.В.Матюшину. Публ. Б.Н.Капелюш // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976;

Б.Н.Капелюш. Архивы М.В.Матюшина и Е.Г.Гуро // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976;

К.С.Малевич. Письма к М.В.Матюшину. Публ. Е.Ф.Ковтуна // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976;

Русские кубофутуристы. Воспоминания М.В.Матюшина. Пред. Н.И.Харджиева // К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976;

Matjuschin und die Leningrader Avantgarde. Eine Ausstellung im Badischen Kunstverein Karlsruhe. [Katalog] Stuttgart–Munchen, 1991;

Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века. Выставка в галерее Гмуржинска. [Каталог] Кёльн, 1999–2000. Авт. концепции и науч. ред. каталога А.В.Повелихина. М., 2000;

Органика. Новая мера восприятия Природы художниками русского авангарда 20 века. Концепция каталога-альбома и выставки А.В.Повелихина. М., 2001;

Т.Горячева. Статья Михаила Матюшина «О старой и новой музыке» в альманахе «Уновис» // Искусствознание. 1/03. М., 2003;

Профессор Михаил Матюшин и его ученики 1922–1926 годов. Идея и концепция проекта Н.Несмелова. СПб., 2007;

Поляков 2007;

Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Общ. ред. А.В.Повелихиной. Коломна, 2011;

Маргарита Тилльберг. Творчество М.В.Матюшина – беспредметное или нет? // Беспредметность и абстракция. М., 2011;

Ю.В.Мизерин. Михаил Матюшин. 1861–1934. СПб., 2011;

Е.В.Баснер. «Кристалл» Михаила Матюшина // Беспредметность и абстракция. М., 2011.;


Сочинения М.В.Матюшина:

Футуризм в Петербурге // Первый журнал русских футуристов. 1914;

Руководство к изучению четвертей тона для скрипки. Пг., 1915;

О выставке последних футуристов // Альманах весенний. [Вып.10]. Пг., 1916;

О старом и новом в музыке. //Альманах «Уновис» №1. Витебск. 1920 (пять машинописных экз.);

Не искусство, а жизнь // Жизнь искусства. 1923. №20;

Опыт художника новой меры // Наука в искусстве. Харьков. 1927;

Опыт нового ощущения пространства // Новая генерация. Харьков. 1928. №11;

Закономерности изменения цветовых сочетаний // Справочник по цвету. М. – Л., 1932;

Наши первые диспуты // Литературный Ленинград. 1934. №53 (75). 20 октября (о выходе первого сборника «Садок судей»).

Михаил Матюшин

Михаил Матюшин

Михаил Матюшин. Алексей Крученых. Казимир Малевич. 1913

Михаил Матюшин. Алексей Крученых. Казимир Малевич. 1913

Елена Гуро и Михаил Матюшин. 1905

Елена Гуро и Михаил Матюшин. 1905

Елена Гуро. 190-е

Елена Гуро. 190-е

Сборник «Трое» (1913; который футуристы посвятили памяти Елены Гуро.В книгу вошли стихи Хлебникова и Алексея Кручёных, а также посмертные публикации самой Гуро).

Сборник «Трое» (1913; который футуристы посвятили памяти Елены Гуро.В книгу вошли стихи Хлебникова и Алексея Кручёных, а также посмертные публикации самой Гуро).

СЛЕВА - Михаил Матюшин. Автопртрет. 1900-е. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. СПРАВА - Елена Гуро. Портрет Михаила Матюшина. Начало 1900-х. Государственный Русский музей. Выставка "Точка зрения" в Музее русского импрессионизма

СЛЕВА - Михаил Матюшин. Автопртрет. 1900-е. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. СПРАВА - Елена Гуро. Портрет Михаила Матюшина. Начало 1900-х. Государственный Русский музей. Выставка "Точка зрения" в Музее русского импрессионизма

Ольга Громозова (Матюшина). Третья жена Михаила Матюшина

Ольга Громозова (Матюшина). Третья жена Михаила Матюшина

Группа участников «Союза молодежи»: Павел Филонов, Михаил Матюшин (стоят); Алексей Крученых, Казимир Малевич, Иосиф Школьник (сидят). 1913

Группа участников «Союза молодежи»: Павел Филонов, Михаил Матюшин (стоят); Алексей Крученых, Казимир Малевич, Иосиф Школьник (сидят). 1913

Автопортрет. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург

Автопортрет. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург

Портрет М.И. Патцак, первой жены художника. 1900-е. Бумага, акварель. Частное собрание.

Портрет М.И. Патцак, первой жены художника. 1900-е. Бумага, акварель. Частное собрание.

Елена ГУРО. Матюшин у окна. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург

Елена ГУРО. Матюшин у окна. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург

Портрет Ольги Костантиновны Громозовой-Матюшиной (1885-1975). 1910-е. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Портрет Ольги Костантиновны Громозовой-Матюшиной (1885-1975). 1910-е. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Слева направо: искусствовед Николай Николаевич Пунин (1888 Гельсингфорс -1953 ГУЛАГ), Казимир Северинович Малевич (1879-1935), Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934) в Музее художественной культуры. Петроград, 1920-е гг.

Слева направо: искусствовед Николай Николаевич Пунин (1888 Гельсингфорс -1953 ГУЛАГ), Казимир Северинович Малевич (1879-1935), Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934) в Музее художественной культуры. Петроград, 1920-е гг.

Афиша оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». 1913

Афиша оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». 1913

М.В.Матюшин. Автопортрет. 1917 г. Доска, холст, масло. 63х26,2 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам

М.В.Матюшин. Автопортрет. 1917 г. Доска, холст, масло. 63х26,2 см. Фонд Харджиева, Стеделийк Музеум, Амстердам

Композиция на смерть Елены Гуро. 1918 г. Бумага, акварель. 27x38,4 см. Государственный Русский музей

Композиция на смерть Елены Гуро. 1918 г. Бумага, акварель. 27x38,4 см. Государственный Русский музей

Казимир Малевич. Портрет художника Михаила Матюшина. 1913 г. Холст, масло. 106,5х106,7 см. Государственная Третьяковская галерея

Казимир Малевич. Портрет художника Михаила Матюшина. 1913 г. Холст, масло. 106,5х106,7 см. Государственная Третьяковская галерея



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее