ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Мстислав Фармаковский - главный хранитель и учёный консультант

Мстислав Фармаковский - главный хранитель и учёный консультант - События

Мстислав Фармаковский - главный хранитель и учёный консультант

18 марта 2023—18 марта 2023

Мстислав Владимирович Фармаковский (27.06.1873, Вятка— 28.03.1946, Ленинград) — искусствовед, археолог, художник; доктор исторических наук, профессор; главный хранитель и учёный консультант Государственного Русского музея, сотрудник Института археологической технологии и химической лаборатории Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АН СССР (1919—1946).

В 1895 году окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе, затем — Художественное училище Одесского Общества Изящных Искусств (1899) и Академию художеств (1902, Дюссельдорф, Германия).

В 1902—1906 годы работал художником в типографиях, издательствах, музеях; участвовал в деятельности Одесского общества истории древностей. В 1906 году издавал (с группой единомышленников из Общества южнорусских художников) сатирический журнал «Звон».

В 1906—1908 годах жил в Париже — изучал проблемы составления и сохранения музейных коллекций, технологию прикладного искусства (фарфор и витраж) и живопись; выступал на международных конкурсах прикладного искусства.

В 1908—1918 годах преподавал древние языки в Петергофской гимназии и мужских гимназиях в Санкт-Петербурге. Одновременно работал в археологической комиссии (с 1913 года — её член-корреспондент).

Принимал участие в Первой мировой войне с 1914 по 1917 гг.

В 1918—1930 годах работал в Русском музее, был одним из организаторов и хранителем историко-бытового отдела

Одновременно работал в Российской академии истории материальной культуры (1919—1931), преподавал на Высших курсах искусствоведения при Государственном институте истории искусств (с 1923) и в Ленинградском университете (в качестве сверхштатного доцента: с 1924 — на факультете общественных наук, с 1925 — на факультете языкознания и материальной культуры, в 1929—1931 — в Ленинградском историко-лингвистическом институте).

В 1930 году в результате «чистки кадров» уволен из Государственной академии истории материальной культуры и в 1931 году выслан в Ярославль, где работал в краеведческом музее (научный сотрудник I категории).

С 1934 года, вернувшись в Ленинград, до конца жизни работал в Русском музее научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской (1934—1936), главным хранителем; одновременно — в академии истории материальной культуры (1934—1938).

С 1934 по 1946 гг. вновь возвращается на работу в Русский музей. Работает научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской, главным хранителем. Подготовил «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению.

В годы Отечественной войны наряду с деятельностью по сохранению оставшейся в Ленинграде части коллекции музея, не прекращал исследовательскую работу. В частности, завершил монографию «Основы реставрации и консервации археологических тканей».

Научная деятельность

Основные направления исследований — реставрация и хранение музейных ценностей. Степень доктора исторических наук присвоена без защиты диссертации.

Подготовил «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению.

В годы блокады, им были проведены первые подробные наблюдения за температурно-влажностным режимом на экспозиции Михайловского дворца, и результаты этой работы он изложил в своей брошюре «Воздушный режим в музее». В 1940 г. подготовил Инструкцию по перевозке и переноске музейных экспонатов, оказавшую сотрудникам дворцов-музеев неоценимую помощь при подготовке предметов старины к эвакуации.

Избранные труды

• Фармаковский М. В. Акварель, её техника, реставрация и консервация. — Л.: Б. и., 1950. — 264 с.

o — М.: В. Шевчук, 2000. — 292 с. — 5000 экз.  

• Фармаковский М. В. Воздушный режим в музеях: По данным наблюдений, проведен. в Гос. рус. музее с весны 1939 г. по июнь 1940 г. — Л.: Б. и., 1941. — 28 с.

• Фармаковский М. В. Горит из кургана Солохи. — [Пг.] : Рос. гос. акад. тип., [1922]. — 23-48 с. — (Отт. из.: Известия Рос. истории матер. культуры. Т.2. № 2. 1922)

• Фармаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекций. — М.: Тип. «Кр. печатник», 1947. — 144 с.

• Фармаковский М. В. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. — Л.: Гос. русск. музей, 1928. — 81 с.

• Фармаковский М. В. Три жалованных кубка из старинного семейного серебра Шереметевых. — [Л.] : Б. и., [1928]. — 9-36 с. — (Зап. Ист.-бытового отд. Гос. Рус. музея. Т. 1. Отд. отт.)

Выложено на сайте Института истории материальной культуры РАН

• Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского / «Стасовский» склеп 1872 г. Рисунки

https://www.archeo.ru/struktura-1/nauchnyi-arhiv/antichnaya-dekorativnaya-zhivopis-bospora-kimmeriis...

Семья

Дед Мстислава был преподавателем духовной семинарии и знатоком древних и новых языков, писателем и деятелем народного образования в Вятской губернии. Отец - Владимир Игнатьевич Фармаковский тоже окончил духовную академию и работал в Вятской духовной семинарии преподавателем истории и словесности в женской гимназии, занимался также переводами, а затем был избран мировым судьей. Жена Владимира Игнатьевича, Клавдия Арсеньевна также совершенствовалась в иностранных языках, музыке и живописи и всему этому обучала своих детей. 

Всего у Фармаковских было пятеро детей —  Борис, Мстислав, Владимир и две сестры. Когда Мстиславу Фармаковскому было 4 года, отец получил назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии. Директором училищ был тогда Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина. Скоро обе семьи очень близко сошлись. Сдружились и дети. Особенно сверстники: Владимир Ульянов и брат Борис Фармаковский. Часто они играли в индейцев и переписывались тайными знаками — «тотемами».

В 1881 году Фармаковский-отец получил повышение — стал директором народных училищ, но в Оренбургской губернии. Еще через 4 года Владимира Игнатьевича Фармаковского перевели ректором народных училищ в Херсонскую губернию, и семья переехала в Одессу. 

Выдающейся фигурой отечественной археологической науки стал Борис Владимирович Фармаковский. Все три основные школы археологов-античников Советского Союза — ленинградская, московская и киевская — основаны им и его учениками. 


Гумилев Н.С. «М.В. Фармаковский. Artiste-peintre* (Письмо из Парижа)» о Фармаковском. Гумилев Н.С. М.В. Фармаковский. Artiste-peintre (Письмо из Парижа) / Н.С. Гумилев // Полное собрание сочинений. В 10 т. – М.: Воскресенье, 2006. – Т. 7. – С. 6-8.

Смотреть «Из истории хранительской работы. Нерадовские чтения. 25.04.22».

с 02:16:02 - Мстислав Владимирович Фармаковский: путь в Русский музей Мозохина Наталья Александровна; Русский музей


Подробная биография Бориса Фармаковского (известного археолога, брата М.В.Фармаковского)

Кругликова И.Т. К 100-летию со дня рождения Бориса Владимировича Фармаковского // Советская археология. - 1970. - №1. - С.5-10

Фармаковский М.В. Автопортрет. 1920. ГРМ

Фармаковский М.В. Автопортрет. 1920. ГРМ

Известный археолог Борис Фармаковский (брат М.В.Фармаковского)

Известный археолог Борис Фармаковский (брат М.В.Фармаковского)

Сотрудники Русского музея слушают доклад М.В. Фармаковского. 1942

Сотрудники Русского музея слушают доклад М.В. Фармаковского. 1942

ФАРМАКОВСКИЙ Мстислав Владимирович (1873-1946) «Портрет Гумилёва». 1908 г. Пушкинский Дом (Институт русской литературы РАН), Санкт-Петербург

ФАРМАКОВСКИЙ Мстислав Владимирович (1873-1946) «Портрет Гумилёва». 1908 г. Пушкинский Дом (Институт русской литературы РАН), Санкт-Петербург

ФАРМАКОВСКИЙ Мстислав Владимирович (1873-1946) «Чтение Священного писания». 1902 г. Доска, масло. Частное собрание

ФАРМАКОВСКИЙ Мстислав Владимирович (1873-1946) «Чтение Священного писания». 1902 г. Доска, масло. Частное собрание



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее