18 марта 2023—18 марта 2023
Мстислав Владимирович Фармаковский (27.06.1873, Вятка— 28.03.1946, Ленинград) — искусствовед, археолог, художник; доктор исторических наук, профессор; главный хранитель и учёный консультант Государственного Русского музея, сотрудник Института археологической технологии и химической лаборатории Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АН СССР (1919—1946).
В 1895 году окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе, затем — Художественное училище Одесского Общества Изящных Искусств (1899) и Академию художеств (1902, Дюссельдорф, Германия).
В 1902—1906 годы работал художником в типографиях, издательствах, музеях; участвовал в деятельности Одесского общества истории древностей. В 1906 году издавал (с группой единомышленников из Общества южнорусских художников) сатирический журнал «Звон».
В 1906—1908 годах жил в Париже — изучал проблемы составления и сохранения музейных коллекций, технологию прикладного искусства (фарфор и витраж) и живопись; выступал на международных конкурсах прикладного искусства.
В 1908—1918 годах преподавал древние языки в Петергофской гимназии и мужских гимназиях в Санкт-Петербурге. Одновременно работал в археологической комиссии (с 1913 года — её член-корреспондент).
Принимал участие в Первой мировой войне с 1914 по 1917 гг.
В 1918—1930 годах работал в Русском музее, был одним из организаторов и хранителем историко-бытового отдела
Одновременно работал в Российской академии истории материальной культуры (1919—1931), преподавал на Высших курсах искусствоведения при Государственном институте истории искусств (с 1923) и в Ленинградском университете (в качестве сверхштатного доцента: с 1924 — на факультете общественных наук, с 1925 — на факультете языкознания и материальной культуры, в 1929—1931 — в Ленинградском историко-лингвистическом институте).
В 1930 году в результате «чистки кадров» уволен из Государственной академии истории материальной культуры и в 1931 году выслан в Ярославль, где работал в краеведческом музее (научный сотрудник I категории).
С 1934 года, вернувшись в Ленинград, до конца жизни работал в Русском музее научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской (1934—1936), главным хранителем; одновременно — в академии истории материальной культуры (1934—1938).
С 1934 по 1946 гг. вновь возвращается на работу в Русский музей. Работает научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской, главным хранителем. Подготовил «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению.
В годы Отечественной войны наряду с деятельностью по сохранению оставшейся в Ленинграде части коллекции музея, не прекращал исследовательскую работу. В частности, завершил монографию «Основы реставрации и консервации археологических тканей».
Научная деятельность
Основные направления исследований — реставрация и хранение музейных ценностей. Степень доктора исторических наук присвоена без защиты диссертации.
Подготовил «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению.
В годы блокады, им были проведены первые подробные наблюдения за температурно-влажностным режимом на экспозиции Михайловского дворца, и результаты этой работы он изложил в своей брошюре «Воздушный режим в музее». В 1940 г. подготовил Инструкцию по перевозке и переноске музейных экспонатов, оказавшую сотрудникам дворцов-музеев неоценимую помощь при подготовке предметов старины к эвакуации.
Избранные труды
• Фармаковский М. В. Акварель, её техника, реставрация и консервация. — Л.: Б. и., 1950. — 264 с.
o — М.: В. Шевчук, 2000. — 292 с. — 5000 экз.
• Фармаковский М. В. Воздушный режим в музеях: По данным наблюдений, проведен. в Гос. рус. музее с весны 1939 г. по июнь 1940 г. — Л.: Б. и., 1941. — 28 с.
• Фармаковский М. В. Горит из кургана Солохи. — [Пг.] : Рос. гос. акад. тип., [1922]. — 23-48 с. — (Отт. из.: Известия Рос. истории матер. культуры. Т.2. № 2. 1922)
• Фармаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекций. — М.: Тип. «Кр. печатник», 1947. — 144 с.
• Фармаковский М. В. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. — Л.: Гос. русск. музей, 1928. — 81 с.
• Фармаковский М. В. Три жалованных кубка из старинного семейного серебра Шереметевых. — [Л.] : Б. и., [1928]. — 9-36 с. — (Зап. Ист.-бытового отд. Гос. Рус. музея. Т. 1. Отд. отт.)
Выложено на сайте Института истории материальной культуры РАН
• Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского / «Стасовский» склеп 1872 г. Рисунки
Семья
Дед Мстислава был преподавателем духовной семинарии и знатоком древних и новых языков, писателем и деятелем народного образования в Вятской губернии. Отец - Владимир Игнатьевич Фармаковский тоже окончил духовную академию и работал в Вятской духовной семинарии преподавателем истории и словесности в женской гимназии, занимался также переводами, а затем был избран мировым судьей. Жена Владимира Игнатьевича, Клавдия Арсеньевна также совершенствовалась в иностранных языках, музыке и живописи и всему этому обучала своих детей.
Всего у Фармаковских было пятеро детей — Борис, Мстислав, Владимир и две сестры. Когда Мстиславу Фармаковскому было 4 года, отец получил назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии. Директором училищ был тогда Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина. Скоро обе семьи очень близко сошлись. Сдружились и дети. Особенно сверстники: Владимир Ульянов и брат Борис Фармаковский. Часто они играли в индейцев и переписывались тайными знаками — «тотемами».
В 1881 году Фармаковский-отец получил повышение — стал директором народных училищ, но в Оренбургской губернии. Еще через 4 года Владимира Игнатьевича Фармаковского перевели ректором народных училищ в Херсонскую губернию, и семья переехала в Одессу.
Выдающейся фигурой отечественной археологической науки стал Борис Владимирович Фармаковский. Все три основные школы археологов-античников Советского Союза — ленинградская, московская и киевская — основаны им и его учениками.
Гумилев Н.С. «М.В. Фармаковский. Artiste-peintre* (Письмо из Парижа)» о Фармаковском. Гумилев Н.С. М.В. Фармаковский. Artiste-peintre (Письмо из Парижа) / Н.С. Гумилев // Полное собрание сочинений. В 10 т. – М.: Воскресенье, 2006. – Т. 7. – С. 6-8.
Смотреть «Из истории хранительской работы. Нерадовские чтения. 25.04.22».
с 02:16:02 - Мстислав Владимирович Фармаковский: путь в Русский музей Мозохина Наталья Александровна; Русский музей
Подробная биография Бориса Фармаковского (известного археолога, брата М.В.Фармаковского)
Кругликова И.Т. К 100-летию со дня рождения Бориса Владимировича Фармаковского // Советская археология. - 1970. - №1. - С.5-10
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея