6 апреля 2024—6 апреля 2024
Лекторий павильона «Газпром» на выставке "Россия" стал местом обсуждения актуальных вопросов музейного дела, в том числе темы появления и развития музейной медиации. Доцент, кандидат искусствоведения, главный специалист по музейно-образовательной деятельности Государственного Русского музея Алексей Бойко рассказал о новом музейном формате общения с посетителями.
«Когда вокруг искусства появляются размышляющие и общающиеся люди, когда открытия не преподносятся экспертом или экскурсоводом, а появляются у человека в процессе восприятия – это и есть медиация, благодаря которой в музейном пространстве появляется доверительный диалог», – так Алексей Бойко охарактеризовал главный смысл медиации, история которой ведется в России с 2014 года, когда в Санкт-Петербурге в Эрмитаже прошла биеннале современного искусства «Манифеста 10». В течение полугода там готовили специалистов для медиации в искусстве. В дни биеннале в Русском музее состоялся первый семинар по теме арт-медиации, участники которого задавались главным вопросом, приживется ли медиация в музеях. По словам Алексея Бойко, успешному проникновению медиации в музейную деятельность способствовало несколько причин.
Во-первых, она появилась на том этапе музейного развития, когда культурным институтам требовались новые подходы. В начале XX века в России сформировалась традиционная экскурсионная школа с исследовательской и общедоступной составляющими. В советские годы были созданы системные традиции профессиональной деятельности музейного экскурсовода. «В наше время в музеи интегрируются новые технологии и приемы музейной экскурсии. Выросло значение креативности и персонализации. Экскурсоводу важно чувствовать аудиторию, которая очень разная. Медиация пришла вовремя, и не вместо экскурсий, а в союзе с ними», – сказал лектор.
Во-вторых, содержание музейной медиации соответствует традициям русской культуры, в которой всегда была важна роль ценностных ориентиров, поиска личных смыслов в окружающем обществе. «В народной жизни, в русской культуре, в культурном наследии всегда было место диалогу. Диалоги и поиск личностных смыслов в медиации делает ее близкой и естественной для российской культуры», – пояснил Алексей Бойко.
Он рассказал, что внедрение медиации является частью происходящих в Русском музее процессов совершенствования и развития: «Медиация вписывается в драйв общих происходящих здесь изменений. Музей ведет серьезную образовательную деятельность, занимается повышением квалификации сотрудников, организуются стажировки. Медиация стала естественной частью обновления практик музейной деятельности». Сегодня Русский музей активно работает не только с посетителями, но и с теми, кто ими не является. «Мы участвуем в фестивалях, в больших мероприятиях, например, представили программу на открытии «Газпром Арены». Музей идет навстречу разной аудитории, мы открыты. Это тоже диалог, тоже медиация», – рассказал Алексей Бойко.
При этом между привычной музейной экскурсией и музейной медиацией есть ключевое отличие. По словам Алексея Бойко, экскурсия – это прежде всего просвещение. Есть просветитель – экскурсовод, который дает знание тем, кто пришел в музей. А музейная медиация – это совместный поиск ответов на вопросы. Диалог в музейной медиации строится так, чтобы участник захотел вспомнить что-то свое и поделиться этим, важен жизненный опыт каждого человека. «Медиация направлена на то, что людей интересует именно сейчас, поэтому важно суметь соединить это с освоением музейной экспозиции», – отметил Алексей Бойко.
Лектор затронул две проблемы внедрения медиации в работу современного музея. «Медиация – это диалог, связанный с искусством. Медиаторы его стимулируют. Но часто в музей приходят не для того, чтобы обсуждать и рассуждать, а чтобы отдохнуть, насладиться, получить удовольствие, знания. Медиация рассчитана на тех, кто, придя в музей, не станет молчать, будет участвовать и проявлять мысли», – рассказал Бойко. Поэтому важно при работе с посетителями четко пояснять смысл и содержание музейной медиации, если человеку не нужен диалог, то предлагать другие варианты посещения: экскурсии, лекции, мастер-классы, образовательные мероприятия.
Еще одна проблема связана с тем, что мероприятия музейная медиация не предполагают замены. «В отличие от экскурсовода, медиатора невозможно заменить на другого, если он, например, заболел, каждая медиация авторская, персонифицированная», – пояснил Алексей Бойко. В Русском музее арт-медиации разрабатывает и проводит небольшая группа высокопрофессиональных сотрудников, увлеченных этим новым делом.
ПАО «Газпром» – партнер реставрационных проектов Государственного Русского музея. На протяжении всей работы выставки "Россия" в лектории павильона «Газпром» проходит серия образовательных лекций и мастер-классов от экспертов лучших музеев мира. Мероприятия организованы в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», направленного на сохранение культурно-исторического наследия, поддержку студентов и молодых специалистов в сфере реставрации, урбанистики, музейного дела. Записи диалогов о культуре и искусстве доступны каждому на RuTube-канале «Газпром» на выставке "Россия"» по ссылке https://rutube.ru/plst/351062/.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея