ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Сегодня день рождения художника Николая Радлова

Сегодня день рождения художника Николая Радлова - События

Сегодня день рождения художника Николая Радлова

22 марта 2024—22 марта 2024

Николай Эрнестович Ра́длов (1889—1942) — русский и советский художник, искусствовед, педагог. Сын Э. Л. Радлова и брат режиссёра С. Э. Радлова.

Окончил классическое отделение средней школы Annenschule с преподаванием на немецком языке, что давало право наравне с выпускниками гимназий поступать в университет.

Интерес к гуманитарным наукам, унаследованный от деда и отца, привёл его на историко-филологический факультет Петербургского университета. Не прерывая учёбы в университете, поступил в Академию художеств, учился у Д. Н. Кардовского и Е. Е. Лансере. В 1900 г. Д. Н. Кардовский вернулся из Мюнхена, где обучался в школе-студии А. Ашбе. В Мюнхене под влиянием книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве» и идей А. Ашбе художник Кардовский создал методическую «теорию двух установок зрения». Радлов, будучи старостой академической мастерской Кардовского, сумел изложить эту теорию в 1913 г. на страницах журнала «Аполлон», в 1935 г. вышла его книга «Рисование с натуры».

Ещё во время учёбы опубликовал свою первую статью об археологических раскопках. В 1912 году начал сотрудничать в журнале «Аполлон». В 1913 году стал сотрудником журнала «Новый Сатирикон». Используя знание нескольких иностранных языков, освещал события культурной жизни Франции, Англии, Италии, Германии, Австрии, Америки. Позже перешёл к обзорам столичных выставок и проблемам современного искусства. 
С 1920-х годов работал в журналах «Смехач», «Бегемот», а с 1930-х и до последних дней жизни оставался одним из самых активных сотрудников «Крокодила». 

Иллюстрировал детские книги: стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова. Его «Рассказы в картинках» (1937) получили премию на Международной выставке детской книги в Нью-Йорке. Сочетание данных портретиста и карикатуриста сделало Радлова замечательным мастером шаржа. Многочисленные дружеские карикатуры на ленинградских писателей и поэтов составили книгу Радлова «Воображаемые портреты» (Л., 1933).
Деятельность Радлова как искусствоведа началась в 1912 году с сотрудничества в журнале «Аполлон». С 1919 по 1924 год он читал лекции в Институте Истории Искусств, с 1922 по 1937 преподавал рисунок в Академии Художеств. После переезда в Москву с 1937 года был профессором Московского Государственного художественного института. Автор книг «Современное искусство», «В. Серов» ( 1914), «О футуризме», «От Репина до Григорьева» (1927), «Рисование с натуры» (1938) и др.

С 1937 года профессор Московского художественного института и руководитель графической секции Московского Союза художников. Сотрудничает как художник-карикатурист в журнале «Крокодил», регулярно печатая сатирические рисунки на бытовые и политические темы, и в детских журналах.
Радлов считался непревзойдённым мастером шаржей на писателей, музыкантов, театральных деятелей, известных шахматистов. С началом Великой Отечественной войны был активным участником выпуска «Окон ТАСС». За период с июня 1941 до октября 1942 года, когда вышел его последний плакат, нарисовал их около сорока. В 1942 году коллектив художников-сатириков «Окон ТАСС», в том числе Н. Э. Радлов, были удостоены Сталинской премии второй степени. Работал в журнале «Фронтовой юмор».

Николай Радлов — как художник вышедшего в 1941 г. мультфильма «Бармалей» — стоял у истоков советской мультипликации. По его книге «Рассказы в картинках» в 1960 г. был создан мультфильм «Светлячок № 1».

Н. Э. Радлов скончался 29 декабря 1942 года от тяжёлой болезни, причиной которой была травма, полученная в январе 1942 года при попадании бомбы в дом, где он жил. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Семья:

Радлов родился в семье известного философа немецкого происхождения Эрнеста Леопольдовича Радлова(1854 – 1928), историка философии, филолога и переводчика, сооснователя Санкт-Петербургского философского общества, директора Публичной библиотеки в Петрограде (1918-1924). Мать Сергея — Вера Александровна, была дочерью адмирала А. А. Давыдова и двоюродной сестрой художника Михаила Врубеля. Его сестра Наталья (1887−1938) впоследствии стала театральным педагогом, брат Сергей (23 августа (4 сентября) 1892, Санкт-Петербург — 27 октября 1958, Рига) — театральный режиссёр и педагог, драматург, теоретик и историк театра (В 1945 г. Радлов был осужден Военной коллегией Верхного суда РСФСР по ст. 58−1 п. «а» УК РСФСР на 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества, лишением звания Заслуженный деятель искусств РСФСР и Ордена Трудового Красного Знамени. 31 января 1946 г. Радловых по этапу доставили в Волголаг  Освобожден в 1953 году).

Н.Э. Радлов был женат дважды:
с 1912 — на ученице Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Эльзе Яковлевне Зандер (1888 — ноябрь 1924, Ленинград), дочери генерал-майора Якова Яковлевича Зандера.
с 1923 — на Надежде Константиновне Шведе, урождённой Плансон (26 июля 1894, Санкт-Петербург — 22 октября 1944, Москва), дочери вице-адмирала К. А. Плансона.

Дочь Лидия Николаевна (1913—1999) — советский и российский астроном, кандидат физико-математических наук, талантливый астроном-исследователь и организатор науки. Ведущий специалист в СССР в области астрономии, информатизации науки, популяризации астрономии. Лидия Николаевна вместе со своим мужем Б. Ю. Левиным, известным космогонистом и исследователем комет, написала книгу для детей младшего возраста «Астрономия в картинках», которую проиллюстрировала красочными картинками её дочь Е. Ф. Радлова. Книга переведена на многие языки и выдержала 15 изданий. 
Выйдя на пенсию, Лидия Николаевна посвятила себя прекрасному делу — организации ряда выставок в Ленинграде, посвященных творчеству  отца.

"Николай Радлов" (глава из книги М.Иоффе "Десять очерков о художниках-сатириках")

Николай Радлов. Портрет работы А. Е. Яковлева. 1912. Собрание В. Я. Андреева, Москва

Николай Радлов. Портрет работы А. Е. Яковлева. 1912. Собрание В. Я. Андреева, Москва

Эрнест Леопольдович Радлов. Отец Н.Э.Радлова

Эрнест Леопольдович Радлов. Отец Н.Э.Радлова

Сергей Радлов, брат Н.Э.Радлова

Сергей Радлов, брат Н.Э.Радлова

Первая жена Эльза Зандер

Первая жена Эльза Зандер

Дочь Н.Э.Радлова, Лидия

Дочь Н.Э.Радлова, Лидия

Н.Э.Радлов

Н.Э.Радлов

Радлов Н.Э. Автопортрет. Около 1920. Русский музей

Радлов Н.Э. Автопортрет. Около 1920. Русский музей



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее