ENG
Филиалы:
Поп-Механика Сергея Курёхина
Мраморный дворец

Поп-Механика Сергея Курёхина

20 декабря 2024—27 января 2025

Выставка посвящена 70-летию Сергея Курёхина – музыканта, композитора, сценариста и актера, создателя легендарного коллектива «Поп-механика», ставшего одним из важнейш...

Русское Рождество
Корпус Бенуа

Русское Рождество

28 декабря 2024—26 января 2025

Русский музей с удовольствием разделяет праздничную радость Рождества Христова со своими гостями! В экспозицию вошли иконописные памятники, живопись, графика, скульптура и дек...

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...


/ / Русский музей представляет виртуальную выставку «АРКТИКА в изобразительном искусстве»

Русский музей представляет виртуальную выставку «АРКТИКА в изобразительном искусстве» - События

Русский музей представляет виртуальную выставку «АРКТИКА в изобразительном искусстве»

21 мая 2024—21 мая 2024

Ко Дню полярника, который отмечается 21 мая, Русский музей подготовил новую виртуальную выставку, которая объединяет около 130 произведений из коллекции Русского музея, посвященных жизни, изучению и освоению самых северных земель нашей страны. 

В основу нового цифрового ресурса легли материалы каталога выставки «К берегам Антарктиды и Арктики», прошедшей в Русском музее зимой 2019-2020 годов. Она была приурочена к 200-летию открытия Антарктиды экспедицией Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. Материалы, посвящённые открытию и изучению Антарктиды, можно увидеть на портале «Виртуальный Русский музей» в виртуальной выставке «Антарктика в изобразительном искусстве» (из собрания 15 музеев России).

Новый онлайн-проект Русского музея посвящен Арктике и призван привлечь внимание к художественному наследию, связанному с освоением Севера. Важность этих территорий для настоящего и будущего России трудно переоценить.

Несмотря на суровый климат и крайне тяжелые условия жизни, эти земли многие столетия притягивают к себе людей. Русские поселенцы и торговцы на побережье Белого моря обживали территории за Полярным кругом ещё в XI веке. Поморы исследовали Баренц-регион, Шпицберген и Новую Землю. На лодках они открыли Северный морской путь, в начале XVI века основали поселение Мангазея к востоку от полуострова Ямал, а также проникли в районы северной Сибири. Эпоха изучения сибирского Заполярья, начатая Семеном Дежневым в середине XVII века, завершилась открытием Витусом Берингом в 1728 году пролива, разделяющего Россию и американский континент. Две Камчатские экспедиции Беринга, начатые еще при жизни Петра I, сыграли огромную роль в изучении географии России и окружающих ее территорий.

Летом 1837 года была организована экспедиция Карла Бэра – знаменитого естествоиспытателя, академика Императорской Академии наук в Петербурге. По семи рисункам художника Карла фон Рёдера, входившего в состав экспедиции Карла Бэра, в Петербурге были отпечатаны литографии (автор Василий Папе), которые вручную раскрасил сам автор видовых изображений. В Русском музее хранится альбом, позволяющий получить представление о значении открытий, сделанных и зафиксированных в ходе этой экспедиции.

В конце XIX — начале XX века именно Новая Земля становится своего рода точкой притяжения для целой плеяды талантливых молодых русских художников. Время появления живописных и графических работ Александра Борисова, Николая Пинегина, Степана Писахова и Тыко Вылки совпало с новым этапом освоения Арктики (и ее форпоста – Новой Земли) как русскими, так и зарубежными путешественниками и исследователями.

Особую страницу в освоении берегов сурового северного края представляют панно Константина Коровина. Осенью 1896 года Коровин был командирован знаменитым меценатом Саввой Мамонтовым на Север. Натурные работы, ставшие результатом поездки в Заполярье, позволили выполнить серию декоративных панно — вначале для павильона Крайнего Севера на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, а затем для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

Изучение Арктики после Октябрьской революции приобретает для СССР общегосударственное значение. К началу 1930-х годов полярные исследования получают четкую практическую направленность. Наряду с поиском природных ресурсов важнейшей задачей признается установление регулярного водного сообщения между Европейской частью России, Сибирью и Дальним Востоком. В предвоенные годы портретную галерею путешественников и исследователей северных морей дополнили герои советских полярных исследований. В их числе – знаменитый географ Отто Шмидт, легендарный летчик Валерий Чкалов, в 1937 году впервые совершивший беспосадочный перелет через Северный полюс, и старший штурман советской полярной авиации Валентин Аккуратов.

Эпопея ледокола «Челюскин», за спасением экипажа которого в начале 1934 года следил весь Советский Союз, нашла широкое отражение в разных видах искусства. В собрании Русского музея она представлена образцами скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, а также работами народных мастеров. А на исходе 1980-х годов этой же теме посвятил свою серию Олег Маслов.

Другая легендарная страница арктических экспедиций – дрейф папанинцев на льдине в мае 1937 года – отражена в фарфоровых композициях Натальи Данько и Ивана Ризнича.

Еще в начале XIX века на Императорском фарфоровом заводе на основе моделей Павла Каменского в серии «Народы России» были созданы фигурки представителей северных народов (чукчей, самоедов, лопарей), где основное внимание уделяется этнографическим особенностям костюма малочисленных народов Заполярья. Эта линия в 1930–1960-е годы нашла продолжение в советской фарфоровой пластике и была дополнена прекрасными образцами анималистики.

Послереволюционная эпоха стала временем активного включения художников-представителей народов Крайнего Севера в культурную жизнь большой многонациональной страны. Новым значительным явлением становится творчество воспитанников Института народов Севера, открытого в Ленинграде после революции. Студенты-северяне, знакомые исключительно с традициями самобытной художественной культуры своего народа, в 1920–1930-е годы выполнили ряд скульптурных и графических работ, часть из которых хранится в собрании Русского музея.

На рубеже 1950–1960-х годов главными героями мастеров советской живописи и графики становятся рядовые труженики Заполярья. Одним из самых ярких образцов «сурового стиля» являются «Полярники» братьев Смолиных. Чукотская серия ленинградского живописца Андрея Яковлева стала вдохновенной поэмой о «трудах и днях» обитателей Крайнего Севера.

В послевоенное время получает последовательное развитие деятельность народных умельцев – представителей косторезных промыслов Европейского Севера, Сибири и Чукотки.

Особую страницу летописи антарктических и арктических путешествий и биографий их авторов представляют образцы нумизматики. Медали и памятные знаки отмечали значительные открытия, увековечивали и утверждали в памяти новых поколений историю покорения и освоения полярных морей и вечных льдов.

Виртуальная выставка «Арктика в изобразительном искусстве» доступна на портале «Виртуальный Русский музей» в разделе «Онлайн-ресурсы»/«Художественная галерея» и на сайте Русского музея в разделе «Выставки»/«Виртуальные выставки».


СМОТРЕТЬ ВИРТУАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ

Онлайн-ресурсы Русского музея об освоении Арктики и Антарктики.



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее