Сегодня 155 лет со дня рождения Константина Сомова
30 ноября 2024
Константин Андреевич Сомов (18 [30] ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноимённого журнала. Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Константин Сомов родился в Санкт-Петербурге. Его отец, Андрей Иванович Сомов, был известным музейщиком, хранителем Эрмитажа, и юные Сомовы с детства были окружены предметами искусства и разговорами о нем. Мать будущего художника, Надежда Лобанова, увлекалась искусством, хорошо пела и играла на фортепиано, занималась с детьми музыкой. У Сомова был брат Александр и сестра Анна.
С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской Ильи Репина. В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.
Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа.
С 1897 года Сомов болел туберкулезом верхних дыхательных путей, его европейские поездки частично были связаны с его лечением.
Сомов известен как мастер книжной графики, создавший иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901). Ему же принадлежат обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др. Влюблённый в XVIII столетие, Сомов-график осваивал старинные техники: например, использовал веленевую бумагу, которая наклеивалась на мягкий текстиль с целью изменить движение карандаша. Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой работал в области мелкой пластики.
В 1905 году по его моделям на Императорском фарфоровом заводе были отлиты несколько фарфоровых статуэток: «Влюбленные», «На камне», «Дама с маской». Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».
В 1908 году вышло первое издание «Книги маркизы» Ф. Блея. Заказ на изготовление иллюстраций к книге Сомов получил в 1907 году.
С июня 1917 по апрель 1918 года Константин Сомов был художественным консультантом Императорского фарфорового завода. После переименования завода в Государственный фарфоровый завод баллотировался на должность художественного руководителя предприятия, но по количеству голосов проиграл С. В. Чехонину.
В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке.. Книга вышла ограниченным тиражом в 800 экземпляров. Для друзей художника вышел ещё более небольшой тираж, куда вошли дополнительные иллюстрации и тексты, а также виньетки.
В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой. В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка в Третьяковской галерее.
В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.
Для издательства «Трианон» в 1929—1931 годах К. А. Сомов проиллюстрировал «Манон Леско» и «Дафниса и Хлою». Для своего друга (и душеприказчика) Михаила Брайкевича создал в ноябре-декабре 1934 года четыре портрета героини романа «Опасные связи» — это была его последняя работа.
В 1939 году Сомов умер на руках своего друга, Михаила Васильевича Брайкевича и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Работы Сомова находятся в собраниях лондонской галереи «Тейт», нью-йоркского музея «Метрополитен», хельсинского «Атенеума», в постоянных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея, множестве других государственных и частных собраний.
Константин Сомов. Дневники 1917 - 1923 гг. Читать
Константин Сомов. Автопортрет. 1895. ГРМ
Константин Сомов. Автопортрет. 18950-е. ГРМ
Константин Сомов. Автопортрет. 1898. ГРМ
Б.М. Кустодиев. Портрет художника К. А. Сомова. 1914. ГРМ
Константин Сомов. Автопортрет. 1921.
Константин Сомов. Автопортрет в зеркале. 1928. Музей Ашмола, Оксфорд, Великобритания
Константин Сомов. Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897
Константин Сомов. Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1900-е. (сестра художника Анна Андреевна)
Константин Сомов с сестрой Анной. 1890-е гг.
Константин Сомов Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1920 г.