ENG
Филиалы:
Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея
Михайловский замок

Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея

4 октября 2024—15 февраля 2025

Выставка рисунка «Линия. Штрих. Пятно» в залах Русского музея обращается к классическим страницам истории отечественного искусства, ...

Образовательно-выставочный проект «Брюллов. Классная классика»
Павильоны Михайловского замка

Образовательно-выставочный проект «Брюллов. Классная классика»

26 октября 2024—12 января 2025

Проект осуществлен в рамках выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова». Мультимедийное интерактивное простран...


/ / Сегодня день рождения художника Александра Головина

Сегодня день рождения художника Александра Головина - События

Сегодня день рождения художника Александра Головина

1 марта 2024

1 марта исполняется 161 год со дня рождения живописца, театрального художника Александра Яковлевича Головина (1863, Москва – 1930, Детское (сегодня Царское) Село, г. Пушкин).

Москвич по происхождению, Александр Головин был одним из выдающихся мастеров петербургской сцены начала XX века наряду с Михаилом Врубелем и Константином Коровиным. 

В 1881 г. Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но вскоре перевёлся на живописное отделение. В период обучения познакомился с И.И. Левитаном, К.А. Коровиным, А.Е. Архиповым, И.С. Остроуховым, М.В. Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина М.А. Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах. В первые годы после окончания училища Головин подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью панно для ширм под заказ. В 1889 г. он побывал в Париже на Всемирной выставке, где его покорили достижения новейшей французской живописи. Несколько месяцев Головин занимался в частной парижской мастерской, пытаясь освоить новые для себя приёмы и методы, вырабатывая собственную авторскую манеру письма. Он блестяще овладел техникой пастели. Его живописные произведения отличались своеобразием композиции, выразительными линиями, резкими контрастами цветовой гаммы, создавали ощущение игры и театральности. Вернувшись в Россию, в 1890-е годы участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом.

Являлся активным участником художественного объединения «Мир искусства». Работал в качестве дизайнера интерьеров и мебели. Совместно с К.А. Коровиным принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже (1900) и гостиницы «Метрополь» в Москве (1900—1903). В 1898 г. Головин получил должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы «Ледяной дом» А.Н. Корещенко и «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова. В 1901 г. художник переехал в Петербург, где в 1902 г. был назначен на пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал в Александринском и Мариинском театрах. В Мариинском театре создал эскизы декораций и костюмов к операм: «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (1911), «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1917). Работая над оперой «Кармен», он написал цикл портретов испанок. В Александринском театре оформил спектакли: «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Грозу» А.Н. Островского (1916) и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) в постановке Вс.Э. Мейерхольда. Сотрудничал с С.П. Дягилевым. Для его «Русских сезонов» в Париже совместно с Н.К. Рерихом и Д.С. Стеллецким оформил оперу «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1908) и балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1910). Головин был новатором в области декорационного искусства. Его сценическое оформление и костюмы всегда складывались в единую цельную картину, подчас именно они задавали нужный тон и погружали в атмосферу действия спектакля. Он умел мастерски и органично сочетать все декоративные элементы постановки: задник, занавес, реквизит и костюмы персонажей.

В 1912 г. Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьёзной болезни сердца, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 г. и до конца жизни Головин жил в Царском Селе. В последние годы работал с К.С. Станиславским над постановкой «Женитьбы Фигаро» Бомарше на сцене МХАТа (1927).



Дополнительная информация:

Подробную биографию и другие материалы можно посмотреть на сайте Александр Яковлевич Головин. Сайт о художнике

В 2013 году в Русском музее прошла выставка "Александр Головин. 1863-1930", приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого русского художника А.Я.Головина. Предлагаем прочитать статью Владимира Круглова "Александр Головин в собрании Русского музея" (журнал "Третьяковская галерея") и посмотреть специальную лекцию о выставке и творчестве художника. Лектор — Елена Валерьевна Станкевич, заведующая методическим отделом Русского музея.


Работы А.Я. Головина в собрании Русского музея. 

Лекция «Мечты об Испании» – о творчестве Александра Яковлевича Головина в рамках проекта «Живые картины: от театра к мультимедиа» рассказывает Светлана Владимировна Бирюкова, искусствовед, заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея».    

Специальный выпуск «Александр Головин» (журнал "Третьяковская галерея")

Театральное наследие Головина и Бахрушин (журнал "Третьяковская галерея")

«ПО СЛЕДАМ МАСКАРАДА» (документальный фильм А.Чепурова о спектакле Вс.Мейерхольда «Маскарад»).

Головинский зал в музее Александринского театра

Одной из уникальных театральных работ Александра Головина стал спектакль «Маскарад». 25 февраля 1917 года в Александринском театре, в дни Февральской революции, в Санкт-Петербурге, состоялась премьера спектакля по драме Михаила Лермонтова в легендарной постановке Всеволода Мейерхольда. Работа над спектаклем продолжалась более 6-ти лет. Александр Головин выполнил около 4000 эскизов. Ни один предмет не был взят из подбора, даже игральные карты, бумажники и фарфоровые безделушки в комнате баронессы были изготовлены в бутафорских мастерских по рисункам Головина. Все рецензенты писали, что Мейерхольд и Головин явили Петрограду зрелище роскошное и страшное, пышное и трагическое, «последний спектакль царской России».
Бакст Л.С. Портрет А.Я.Головина. 1908 год. ГРМ

Бакст Л.С. Портрет А.Я.Головина. 1908 год. ГРМ

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин.1910-е годы

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин.1910-е годы

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. 1917 год

Всеволод Мейерхольд и Александр Головин. 1917 год

А.Я. Головин и И.Я. Гремиславский за обсуждением макета для постановки трагедии У. Шекспира «Отелло» в Детском Селе. Конец 1920-х. Фотография Музей МХАТ

А.Я. Головин и И.Я. Гремиславский за обсуждением макета для постановки трагедии У. Шекспира «Отелло» в Детском Селе. Конец 1920-х. Фотография Музей МХАТ

Мирон Шерлинг. Портрет Александра Головина. 1916г.

Мирон Шерлинг. Портрет Александра Головина. 1916г.

А.Я.Головин. Автопортрет на фоне золотистого платка. 1920. Собрание Р. Б. Куниной. Ленинград

А.Я.Головин. Автопортрет на фоне золотистого платка. 1920. Собрание Р. Б. Куниной. Ленинград

А. Я. Головин. Автопортрет. 1919. Собрание Шункова. Москва

А. Я. Головин. Автопортрет. 1919. Собрание Шункова. Москва



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее