Сегодня день рождения Павла Челищева
3 октября 2023—3 октября 2023
Павел Федорович Челищев родился (21 сентября) 3 октября 1898 года в селе Дубровка Калужской губернии, в семье помещика.
Первым учителем Челищева стал отец, математик по образованию - он ознакомил Павла с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Он также всячески поощрял тягу сына к живописи и даже выписал журнал «Мир искусства». Когда ранние пейзажи Дубровки работы Павла показали художнику Константину Коровину, тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».
Как пишет Константин Кедров (двоюродный внук Павла Челищева, русский поэт, философ, литературный критик и литературовед), в 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена из родового имения по личному распоряжению Ленина. Павел Челищев оказался в Киеве, где в 1918 году посещал Академию художеств, а также учился в монастырской иконописной мастерской и брал уроки у Александры Экстер и Адольфа Мильмана. Был картографом в Добровольческой армии Деникина и вычерчивал укрепления Перекопского перешейка.
Эмигрировал в 1920 году и через в Стамбул и Болгарию попал в Берлин, где, согласно данным А. Н. Попова (Попов А. Н. Глава II. Изгнанники Октября. 118. Российские балетные // Русский Берлин / Редактор В. А. Ластовкина. — М.: Вече, 2010), готовил декорации для Русского романтического театра Бориса Романова. Оформлял совместно с Ксенией Богуславской спектакли в театре "Синяя птица" у Якова Южного. Из Берлина в 1923 году переехал в Париж, где стал театральным художником труппы Сергея Дягилева[. Познакомился с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой.
Перед войной эмигрировал в США со своим партнёром Чарльзом Генри Фордом (поэтом-сюрреалистом, писателем, редактором журналов, фотографом, братом актрисы Рут Форд). Там он достиг мировой славы как живописец, рисовал декорации и костюмы для постановок Джорджа Баланчина и Артура Остина. В 1942 году получил американское гражданство. В США вместе с единомышленниками организовал сюрреалистическую группировку «Неоромантизм».
Уже в Америке Челищев присоединился к New York City Ballet (труппа была
организована в 1948 году Джорджем баланчиным и Линкольном Кирстейном). Также Челищев придумал и сделал сценографию «Бумажного бала» в одном из залов Wadsworth Atheneum. Он использовал лишь черную и белую краски и старые газеты, смастерив ложи и 350 костюмов. Последние совместные работы у них были в оперном Teatro Colоn (Буэнос-Айрес) в 1942 году. О сценографии «Аполлона Мусагета» Челищев писал в частном письме:
«Я нарисовал полностью белые декорации – огромные куски белого мрамора, постепенно исчезающие за горизонтом. Когда для Аполлона наступает время возноситься на небеса, белая скала внезапно трансформируется в лежащую голову Аполлона Бельведерского, освещённую розовым и индиго. Все в стиле гигантского натюрморта».
С 1940 по 1949 год рисовал иллюстрации для журнала View, издаваемого Фордом и Тайлером Паркером.
В 1948 году уединился в Италии на вилле Фраскати. Переписывался с сёстрами Варварой Зарудной — кремлёвской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком — поэтом Константином Кедровым.
Художник не входил в группу сюрреалистов, однако в его творчестве доминировали мотивы трансформации и метаморфозы. Его самая известная работа — «Прятки» (1940—1942). На творчество художника повлияло его восхищение цирковыми «уродцами» и посещение выставки человеческих аномалий на 14-й улице Манхэттена.
Челищев умер в 1957 году от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронения тоже сохранено.
Со смертью художника его творчество было почти забыто, и лишь появление книги Линкольна Кирштейна «Павел Челищев» (1994) вновь возродило интерес к этому яркому мастеру. По предположению ряда исследователей, его называли в качестве вероятного прототипа русского художника-эмигранта Всеволода Романова, персонажа романа Владимира Набокова «Дар».
Зимой 2007 года в галерее «Наши художники» на Рублёвке состоялась первая выставка Павла Челищева в России, на которой выставлялся ряд картин из наследства Константина Кедрова, полученного в начале 1970-х годов. Среди них — знаменитый автопортрет художника маслом и чрезвычайно редкие пастельные портреты его сестер Софи и Марии, выполненные юным Челищевым в 1914 году в Дубровке. Другие пастели были переданы К. Кедровым в Русский музей в 1986 году. Работы Челищева также хранятся в Нью-Йорке в частных коллекциях Розенфельда, Майкла Кроуэла и Лукаса.
30 сентября 2008 года в Русском Зарубежье состоялась презентация фильма «Нечётнокрылый Ангел» по сценарию К. Кедрова и Н. Зарецкой, режиссёр Ирина Бессараб, ведущий К. Кедров. С помощью труппы «Кремлёвский балет» воссоздан балет «Ода» с оформлением Челищева.
В 2018 году KGallery в Санкт-Петербурге показывала работу «Концерт» из частной коллекции, приобретенную на аукционе Christie’s. Позже по инициативе KGallery, работы художника демонстрировались на выставках «Русские парижане» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, «Три Петербургские коллекции» в Русском музее.
Смотреть "Нечетнокрылый ангел. Павел Челищев". Документальный фильм на телеканале Культура
Челищев П.Ф. В саду. Около 1917. Русский музей
Челищев П.Ф. Цветущая сирень. Около 1917. Русский музей
Челищев П.Ф. Фантастические растения (Декоративный мотив.). Около 1917. Русский музей
Павел Челищев. Фотография Карла ван Вехтена
Челищев П.Ф. Автопортрет. 1925. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург