ENG
Филиалы:
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет
Корпус Бенуа

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет

21 апреля—18 июля 2022

Выставка посвящена 100-летию организации в Русском музее первой реставрационной мастерской. На выставке будут представлены 330 ...

Александр Рубцов
Михайловский замок

Александр Рубцов

28 апреля—19 сентября 2022

Уникальный русский художник, оказавшийся волею судеб «певцом и летописцем» Туниса. На выставке будет представлено более 60 живописных произведений разных лет из частной коллекц...

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения

3 июня—2 августа 2022

Выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910), объединила более 220 произведений из собраний...

И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре
Михайловский замок

И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре

9 июня—8 августа 2022

Выставка, приуроченная ко дню празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого – дань памяти императору. В экспоз...

Русское лоскутное шитье
Строгановский дворец

Русское лоскутное шитье

16 июня—13 сентября 2022

Основная цель выставки - представить местные особенности лоскут-ного шитья многочисленных центров народного искус¬ства России и показать своеобразный творческий почерк отд...

Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого. 1910-1911
Михайловский дворец
Современное российское искусство – языком анимации
Мраморный дворец

Современное российское искусство – языком анимации

1 июля—29 августа 2022

Выставка посвящена языку анимации, который теперь часто замещает язык традиционного фигуративного искусства. Произведения российских художников ...

/ / Перестройка Михайловского дворца

Перестройка Михайловского дворца - События

Перестройка Михайловского дворца

2 мая 2020—2 мая 2020

Вот и минуло 125 лет с момента открытия Русского музея Александра III, и одно из лучших творений К. Росси – Михайловский дворец – больше века служит нам в качестве музейного здания.

После смерти великой княгини Екатерины Михайловны, дочери великого князя Михаила Павловича, для которого строился Михайловский дворец, здание перешло по наследству герцогам Мекленбургским. Вскоре они обратились к императору Александру III с просьбой о приобретении у них дворца. Император отнесся к предложению благосклонно, но вскоре скончался и дело перешло к молодому императору Николаю II.

Указом от 20 января 1895 года Михайловский дворец с флигелями, службами и садом был выкуплен в казну за 4 000 000 рублей.

В то же время министр финансов С.Ю. Витте предоставил Государю свой проект приспособить здание Публичной библиотеки под помещение фондовой биржи, а саму библиотеку перевести в Михайловский дворец.

В Публичной библиотеке данный проект не встретил одобрения, так как дворец не был приспособлен под библиотеку. В.В. Стасов обратился за поддержкой к руководству Академии художеств, он просил о содействии в смысле защиты библиотеки от разорения. Тогда у вице-президента Императорской Академии Художест (ИАХ) – И.И.Толстого возникла идея о возможном использовании Михайловского дворца под национальный музей для увековечивания памяти Александра III. По поручению великого князя Владимира Александровича, президента ИАХ, Толстой составил «Записку» императору. Этот проект получил полное одобрение Николая II.

13 апреля 1895 года именным указом Николай II учредил Русский музей императора Александра III и передал для его устройства весь комплекс Михайловского дворца. Первоочередной задачей было установлено создание Художественного отдела.

Управляющим музеем был назначен великий князь Георгий Михайлович. Он же привлек к организации музея, а прежде всего – обследованию помещений И.И. Толстого, который, в свою очередь, рекомендовал энергичного, молодого архитектора Василия Федоровича Свиньина.

Строительная комиссия для приспособления здания под музей была сформирована из представителей ИАХ, Русского музея, Министерства финансов, Государственного контроля, Министерства внутренних дел. В.Ф. Свиньин вошел в Комиссию производителем работ без права голоса.

Изначально в планы управляющего музеем входило ограничиться косметическим ремонтом в здании и открыть музей уже через год. Однако дворцу на тот момент исполнилось уже 70 лет, и косметический ремонт проблем не решал, дворец долгое время не ремонтировался. Сохранив классические фасады, он заметно преобразился изнутри. От эпохи Росси в интерьере остались Парадный вестибюль, в бельэтаже – Большая столовая, в нижних этажах неприкосновенными оставались два зала Библиотеки великого князя Михаила Павловича и его Нижний кабинет.

В покоях же великой княгини Екатерины Михайловны все обновилось, нередко и объемы зал изменялись за счет подшивных стен и потолков. В конце концов было принято решение Комиссии и управляющего музеем о коренной реконструкции и полном переустройстве жилых помещений в музейные залы.

Были приняты решения: - объединить малые объемы жилых комнат в музейные залы; - во избежание опасности пожара убрать все некапитальные переборки (как поздние подшивные стены и потолки, так и деревянные перегородки, лестницы, антресоли, устроенные по проекту Росси); - в целях создания единого музейного пространства снять на нижнем этаже между залами проходные двери, таким образом сделать обход всего здания по удобному для посетителей анфиладному принципу; - отделить экспозиционные залы от служебных помещений, заложив боковые двери, и тем достигнуть значительного увеличения площадей экспозиции; - оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркнули бы их выразительность.

Эти решения дополнял план технической реконструкции, рассмотренный и принятый комиссией, который предусматривал: - безопасное в пожарном и санитарном отношении центральное отопление с вентиляцией и увлажнением; - ремонт светового фонаря над главной лестницей, замена широких деревянных оконных переплетов узкими металлическими (больше света); - устройство цементно – бетонных перекрытий над помещениями второго этажа для изолирования их от огня со стороны чердака; - капитальный ремонт водопроводной сети и канализации.

После утверждения Комиссией предоставленного Свиньиным порядка работ и принятия минимальной сметы (400 000 рублей) были выбраны подрядчики-исполнители – среди хорошо зарекомендовавших себя фирм на конкурентной основе.

Ремонтные работы начались со съемки зеркал, оставшихся штофных обоев, резных рам, печных мраморных плит. Все нужное переносили и складывали в Манеж.

Художественные двери, камины и все остальное, что следовало сохранить на месте, зашивали досками. На люстры Белоколонного зала, приобретенные специально для музея, надели специальные чехлы. Застелили парадную лестницу, перила обложили соломой и обернули рогожей. Весь цветной наборный паркет был снят и отправлен на фабрику Н.И. Тарасова для реставрации. Причем, фабрикант внес большую страховку за хранение уникального паркета на своем производстве. Также было принято решение о реконструкции светового фонаря над Вестибюлем с сохранением в плафоне старого живописного декора.

К работам были привлечены около 350 человек, вместо дорого электрического освещения в темное время суток использовали свечное освещение, так как начальный период не предполагал «тонких работ».

С прокладкой технических коммуникаций по всему зданию одновременно шло устройство подоконных ниш для отопительных приборов, исправление кирпичной кладки, раскрытие и заделка проемов, увеличение в высоту всех дверных проемов по первому этажу. Таким образом, первый год работ ушел на решение вопросов технической реконструкции.

Весной 1896 года по мере отчистки здания от строительного мусора, когда штукатурные работы были завершены, распределились подряды на отделочные работы, которые включали в себя реставрацию росписей, позолоты и лепнины, столярные и резные работы по дереву и камню, укладку паркета и др.

Об отделке новых залов многое говорит оценка скульптора Попова: «…подобную работу нельзя поставить на один уровень с современными постройками, а следует причислять к монументальным художественным произведениям, подобно Исаакиевскому собору, так как педантичная строгость и аккуратность г-на архитектора В.Ф, Свиньина при приемке моделей потребовала особенно строгой выдержки стиля, тонкое художественное выполнение в деталях, что увеличивало трудозатраты и потребовало времени более обыкновенного». (Записка Н. Попова от 20 ноября 1897г. // РГИА. Ф. 789. Оп. 12. Ед. хр. 17. Лит. «3», ч. III. С.283.)

Однако потери при реконструкции дворца все же были неизбежны. Для удобства сообщения между залами из галереи Вестибюля были пробиты три арки в Белоколонный зал (Белая гостиная), в результате чего вместе с беломраморной облицовкой пропала живописная отделка центральной стены с двумя фигурными композициями А. Виги. Но в архитектурном отношении результат оказался неудачным. В результате – два боковых проема были заложены, а центральный был сохранен, в нем была установлена резная дубовая дверь по рисунку Свиньина.

Окончательная смета за все проведенные работы превысила первоначально задуманные 400 000 рублей и в итоге достигла 540 000.

В феврале 1896 года И.И. Толстой отходит от музейной стройки, чтобы подготовить решение об организационной структуре музея – «Положение о Русском Музее». После урегулирования и внесения некоторых изменений, 26 марта 1897 года «Положение» было подписано Николаем II. И, наконец, 3 мая 1897 года был принят указ об утверждении «Положения о Русском музее императора Александра III». Этот документ оставался основополагающим в деятельности музея до 1917 года.

28 февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ и нашла их удовлетворительными и во всем согласными с целями музея. После торжественного открытия Русского музея 7 марта 1898 года Ф.В.Свиньин за труды был удостоен звания архитектора Высочайшего двора.

Так, за два с половиной года в стенах Михайловского дворца было построено помещение Художественного отдела Императорского Русского музея. В своем новом облике он позволяет увидеть прошлое, потому что за царственным фасадом сохранены в целом первоначальная планировка, и все исторические примеры отделки интерьера. Два академических зала в неоклассическом стиле стали со временем центром экспозиции, гармонично вошли в анфиладу музея.

Дворец-музей сделан был быстро, прочно, экономно и на века. И до сегодняшнего дня этот архитектурный памятник также уникален, теперь уже как музей.

Архитектор В.Ф.Свиньин, 1980-е

Архитектор В.Ф.Свиньин, 1980-е

Э.К.Липгарт  Парадная гостиная в Михайловском дворце 1890-е Холст, масло

Э.К.Липгарт Парадная гостиная в Михайловском дворце 1890-е Холст, масло

Л.О.Премацци  Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце  1856 Холст, масло

Л.О.Премацци Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце 1856 Холст, масло

З. А. Перскевич. «Михайловский дворец — Русский музей императора Александра III. Здание для Художественного отдела 1895–1898 годов.»

З. А. Перскевич. «Михайловский дворец — Русский музей императора Александра III. Здание для Художественного отдела 1895–1898 годов.»



Русский музей рекомендует
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам
Информация по санитарно-эпидемиологическим нормам

Оставить отзыв по соблюдению организацией санитарно-эпидемиологических норм.
Поблагодарите или направьте пожелания по улучшению условий безопасной деятельности.

QR-коды всех филиалов

Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации
Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные прогулки
Виртуальные прогулки

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее