18 марта 2024
Виртуальная выставка объединяет около 200 произведений из коллекции Русского музея, посвященных жизни полуострова Крым в разные эпохи. Освоение Крыма стало важной темой в истории русской художественной культуры. Великая и прекрасная земля вот уже более 240 лет вдохновляет художников и поэтов, живших в этом удивительном крае или посещавших его. В рамках выставки демонстрируются портреты главных героев и участников исторических событий, связанных с Крымским полуостровом, археологические памятники античности и средневековые архитектурные сооружения, дворцово-парковые ансамбли и жизнь местного населения, запечатленные русскими и зарубежными художниками с конца XVIII до середины XX века. Cреди них — М.М.Иванов, В.П.Петров. Ф.Я.Алексеев, Н.Г.Чернецов, И.К.Айвазовский, К.Ф.Богаевский, М.А.Волошин, В.Ф.Тимм, французы Ж.К.Мивиль и Д.О.Ф.Раффе, К.А.Коровин и П.В.Кузнецов.
Хронологический рубрикатор помогает изучить художественные материалы, связанные с тем или иным периодом в истории Крыма, а тематические разделы позволяют рассмотреть целые серии работ художников, создававших работы об этом необыкновенном крае.
Так, в Русском музее хранится уникальная серия акварелей, выполненная Михаилом Ивановым во время походов по югу империи вместе с фельдмаршалом Г.А.Потемкиным 1783 году, за которые ему было присуждено звание академика.
Портреты императрицы Екатерины II и ее сподвижников (Г.А.Потемкина-Таврического, В.М.Долгорукова-Крымского), медали на присоединение Крыма к России, рисунки Бахчисарайского дворца Василия Петрова из серии «Путешествие Екатерины II в область Таврическую», выполненные тушью и сепией в 1790–1796 годах, «Вид Бахчисарая» Ф.Алексеева также позволяют погрузиться в эпоху важнейших событий для истории нашей страны.
Большой интерес представляет альбом рисунков с видами Крыма Никанора Чернецова, созданный в 1830-е годы. С 1833 по 1836 он находился на службе у новороссийского губернатора графа М. С. Воронцова. Путешествуя вдоль берегов Черного моря на пароходе «Петр Великий», художник исполнил множество рисунков и акварелей.
В 1837 г. один из крупнейших уральских заводовладельцев А. Н. Демидов снарядил за свой счет экспедицию для изучения Южной России и Крыма. Главной ее целью стал Донской каменноугольный бассейн, где в середине 1830-х гг. были обнаружены огромные залежи каменного угля. А. Н. Демидова в этом путешествии сопровождали два французских художника: литограф Огюст Раффе и акварелист Огюст де Сэнсон. В 1840–1842 гг. вышло в свет четырехтомное описание экспедиции – «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию, Молдавию, совершенное в 1837 г. под руководством Анатолия Демидова». В Русском музее хранится один из экземпляров альбома с иллюстрациями Раффе. Семьи татар и караимов, русские крестьяне, цыгане, армяне, еврейские негоцианты, татары-дервиши, арнауты, татарские школы и бани, мечети, запечатленные во всех подробностях на литографиях из этого альбома, отражают многонациональный состав населения Крымского полуострова.
Герои и события Крымской войны 1853—1856 годов, виды Севастополя этого периода наиболее полно представлены в литографиях «Русского художественного листка», издававшегося Василием Тиммом в эти годы в Петербурге с целью освещения важнейших явлений общественной жизни страны.
Искусство Константина Богаевского практически полностью было посвящено родному Крыму. Его цикл литографий, изданный в 1923 году, переносит зрителя во времена древней Киммерии.
Имена писателей Антона Чехова и Александра Грина навеки связаны с Крымом. Их портреты, а также иллюстрации Кукрыниксов к рассказу А.П.Чехова «Дама с собачкой», сюжет которого разворачивается в Ялте, также включены в виртуальную выставку.
Знаменитая поэма Александра Пушкина «Бахчисарайский фонтан», написанная под впечатлением от посещения дворца крымских ханов, не раз вдохновляла художников на создание иллюстраций к ней.
Александр Куприн, впервые приехавший в Крым в 1907 году, в 1920-е - 1940-е годы создал здесь одни из лучших своих пейзажей. В XX веке в Крыму также работали Максимилиан Волошин, К.С.Петров-Водкин и его ученица, уроженка Крыма, Мария Ломакина, чьи рисунки о жизни крымских колхозов также хранятся в Русском музее.
Одну из героических страниц в истории Севастополя запечатлел Александр Дейнека в своем знаменитом полотне «Оборона Севастополя» (1942). Важнейшее событие Второй мировой войны – Ялтинская (Крымская) конференция лидеров трех великих держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 4–11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце города Ялты – запечатлено на холсте Дмитрия Налбандяна и в скульптурной композиции Александра Грубе.
Для всестороннего представления о Крымском полуострове в живописи и графике рекомендуем также материалы виртуальной выставки «Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве» из собраний 40 музеев России, опубликованной на портале «Виртуальный Русский музей» в 2019 году и значительно пополненной в этом году произведениями из собрания Русского музея.
Виртуальная выставка «КРЫМ. Эпохи. Люди. События» доступна на портале «Виртуальный Русский музей» в разделе «Онлайн-ресурсы»/«Художественная галерея» и на сайте Русского музея в разделе «Выставки»/«Виртуальные выставки».
Об истории Крымского полуострова смотрите также лекции виртуальных филиалов Русского музея в Крыму – старейшей библиотеки Севастополя и юга России – Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого и Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, специально подготовленные к памятной дате.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея