3 октября 2024
3 октября в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи (Саранск) откроется выставка произведений Ивана Шишкина. В ее состав войдут известнейшие полотна великого русского пейзажиста из собрания Государственного Русского музея.
Работы, отправленные Русским музеем на выставку в Мордовию, относятся к различным периодам творчества Шишкина. Среди ранних произведений можно выделить «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), написанный художником еще в начальный период обучения в Императорской Академии художеств. Он создавался, по словам самого автора, очень трудно, «по мере сил» и благодаря «молитве маменьки». Совет Академии оценил талант многообещающего живописца, присудив Шишкину малую серебряную медаль.
Серьезной профессиональной школой для пейзажиста стала этюдная работа на Валааме. Шишкин переносил на холст необычные природные формы: поросшие мхом каменные глыбы, низкорослую растительность. Это точно характеризовало специфику «дикой природы» далеких северных мест («Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1859 (60?))). Суровые ландшафты будто притягивали к себе пейзажистов. Молодые художники, в том числе Шишкин, совершали несколько поездок на остров («Пейзаж с охотником. Остров Валаам» (1867)). Увлеченная атмосфера одного из таких творческих путешествий передана в этюде «И. И. Шишкин и А. В. Гине в мастерской на острове Валааме» (1860).
Через два года после окончания Академии художеств Шишкин в качестве пенсионера отправился в Швейцарию и Германию. Но эффектные альпийские ландшафты не производили впечатления на уроженца бескрайних прикамских лесов, и в Швейцарии Шишкин стал писать не горы и озера, а лесные массивы и отдельные деревья. На выставке можно увидеть две одноименные работы Шишкина 1863-го года «Буковый лес в Швейцарии».
Путешествие Шишкина способствовало приобретению профессиональных навыков и формированию обостренного восприятия национальных особенностей родной природы. Деревенский пейзаж и крестьянский быт пореформенной России занимают важное место в творчестве живописца («Деревенский двор» (конец 1860-х)).
Во второй половине XIX века живописное произведение, соперничая с набирающей популярность фотографией, должно было убедительно передавать не только детали пейзажа, но и единое воздушное пространство картины. В творчестве Шишкина иллюзорная реальность достигала наивысшего уровня живописного воплощения. Живописные произведения мастера почти не уступали по количеству и качеству художественных деталей его графическим работам. Это, например, камерный этюд «Травки» (1892), в котором автор фиксирует будто случайно увиденное многообразие растительного мира.
Пейзажиста по праву называли художником-ученым. Скрупулезное отношение к передаче «малых» и «больших» природных форм (этюды «Облако» (1860-е), «Срубленные березы» (1864)) – характерная черта всех шишкинских пейзажей. Безупречная точность присуща изображениям как южных ландшафтов («Из окрестностей Гурзуфа», «Мыс Ай-Тодор. Крым» (оба – 1879), так и северных («Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге» (1890)). Удачное соединение эффектных фрагментов природы с широким охватом воздушного пространства усиливает эпическое звучание пейзажей Шишкина. Подобным образом рождались необычные по силе воздействия художественные образы («У берегов Финского залива («Удриас близ Нарвы»)» (1888 и 1889)).
К одним из наиболее значительных достижений Шишкина, несомненно, принадлежат полотна «Дорожка в лесу» (1880) и «Ручей в березовом лесу» (1883). Обычно они украшают постоянную экспозицию Михайловского дворца Русского музея, но на сей раз их смогут увидеть и посетители выставки в Саранске.
В последний период творчества Шишкин много времени уделял достоверному освещению в пейзаже («Освещенные солнцем задворки» (1880-1890-е)). В изобразительном языке мастера появились универсальные приемы, позволяющие убедительно передавать самые сложные состояния природы.
Выставка будет открыта до 12 января 2025 года.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея