ENG
Филиалы:
Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка
Павильоны Михайловского замка

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка

23 марта—12 мая 2024

Представляем выставочный проект в Восточном павильоне Михайловского замка. Портретная живопись – один из самых трудных и значительных жанров, начало к...

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
Михайловский замок

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

26 апреля—1 июля 2024

И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ц...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...


/ / Новые выставки в Малаге 2019

Новые выставки в Малаге 2019 - События

Новые выставки в Малаге 2019

23 февраля 2019—23 февраля 2019

   26 февраля 2019 года в первом в Европе зарубежном филиале Государственного Русского музея в испанской Малаге откроются выставки «Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве», «Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда» и «Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской». Европейские зрители смогут не только полюбоваться красотой и гармонией женских образов, но и увидеть, как от средневековья до ХХ века меняется роль женщины и отношение к ней в русском обществе и как на ее внешность, характер и деятельность влияют общественные события, мода, литература, искусство.

   Годичная экспозиция «Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве» (26 февраля 2019 – 27 февраля 2020) представит около 180 произведений искусства XV – XX веков из собрания Русского музея: живопись, скульптура, иконы, костюмы. Посетители выставки увидят шедевры Владимира Боровиковского, Алексея Венецианова, Павла Федотова, Ивана Крамского, Василия Сурикова, Александра Головина, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и др.          

   Посетители выставки увидят эволюцию изображения женщин в русском искусстве – это и первые изображения святых и мучениц на иконах и фресках, роскошные парадные портреты русских императриц, изображения крестьянок и портреты умных и независимых русских женщин с энтузиазмом осваивавших новые виды деятельности и в конечном итоге менявших свою судьбу и судьбу России. Представленные на выставке произведения второй половины XIX века и ясно очерчивают круг женской жизни, анализируют ее главные этапы: детство и отрочество, обручение и замужество, рождение детей и потерю мужа, воспитание внуков, иногда – одинокую старость. В объект пристального интереса превратился и женский труд во всем его многообразии, будь то работа белошвейки или вышивальщицы, прачки или разносчицы.                                        

   Изобразительное искусство России вдохновлялось теми же идеями, что и литература, поэтому женские образы выстраиваются в очевидные параллели с литературными персонажами и сюжетами известных русских писателей. Женский вопрос становился все более актуальным, в особенности его аспекты, связанные с трудом и образованием, с материнством и семейным правом. Именно эти проблемы лежали в основе романов Льва Толстого, Ивана Тургенева, Николая Чернышевского. Общество не осталось равнодушным к вопросу женской свободы. На экспозиции можно увидеть изображения курсисток Бестужевских курсов, давших толчок развитию женского образования, а в последствии и работниц, получивших равные права с мужчинами после февральской революции 1917 года. Между тем в конце XIX – начале XX века в фокусе внимания художников по-прежнему оставались женская внешность, все чаще – необычная, порой экзотическая красота и затейливые туалеты. Женский портрет сделался одним из ведущих жанров в изобразительных искусствах, а художники занялись, по выражению критиков, «исканием «некрасивой красоты». Превыше всего стала цениться индивидуальность, иными словами – личность. Сложные отношения складывались у новой власти с жанром ню, что отразилось в творчестве художников 1920-40-х. Несмотря на послабления в этом плане, случившиеся в конце 1950-х, даже в 1970-е изображение обнаженной натуры плохо укладывалось в каноны социалистического реализма и воспринималось как настоящий вызов. Образ русской женщины оставался противоречивым и порой трудноуловимым и в произведениях 1970-80-х, завершающих экспозицию.

   На выставке «Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда» (26 февраля 2019 – 8 сентября 2020) отражающей вклад женщины в развитие отечественного искусства представлены 142 произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладное искусства XIX-XXI вв. Среди них - работы известных русских художниц Марии Башкирцевой, Зинаиды Серебряковой, Натальи Гончаровой, Анны Голубкиной, Ольги Розановой, Веры Мухиной.

   Эпоха преобразований, начатая Петром Великим, дала толчок и развитию национального светского искусства. Однако в Императорскую Академию художеств, основанную в 1757 году в Петербурге, женщин не принимали до середины 1840-х годов. Многих детей дворян с детства учили рисовать, но профессиональные занятия искусством для них считались постыдным делом. Между тем до наших дней дошел натюрморт пастелью «Цветы» русской императрицы Марии Федоровны, исполненный в духе голландской традиции ХVII века, который можно увидеть на выставке. С 1842-го при Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих существовало специальное Женское отделение. Новой тенденцией 1870–1880-х годов были неудовлетворенность женщин своим неравноправным положением в русском обществе, стремление получить образование за границей. На экспозиции можно увидеть произведения Марии Башкирцевой, художницы, которая приобрела известность благодаря участию в выставках Парижского Салона в 1880-е. Башкирцева писала сцены из современной жизни, тонкие по настроению пейзажи, но лучше всего независимый характер автора, озабоченность вопросами равноправия женщин нашли отражение в портретном творчестве. Художница прославилась во Франции, однако в России стала известна только через несколько лет после смерти. 1910-е годы, особенно вторая их половина, дали сложную картину развития национального искусства и активного участия в этом процессе женщин. Свободы разного рода, выдвигаемые в качестве достижений революции, были подхвачены феминистками, значение которых было велико уже с конца XIX века. В русское искусство вступила плеяда образованных и всесторонне одаренных художниц, таких как Ольга Розанова, Надежда Лермонтова, Любовь    Попова – живописцев, графиков, поэтесс, художников театра, преподавателей, проектировщиков моды и текстиля, оформителей праздников.

   Изобретательной в своих поисках нового языка живописи была Наталия Гончарова, во всех начинаниях поддерживавшая Михаила Ларионова. Ярко блеснули на эпатажных авангардных выставках Надежда Удальцова и Александра Экстер. По сути, именно художницы являлись инициаторами создания первого в России общества авангардистов «Союз молодежи».

   Неоклассические тенденции для искусства России 1910-х годов – столь же характерное явление, как и развитие авангардных поисков. Ярчайшая представительница этого направления Зинаида Серебрякова именно тогда создала свои лучшие картины. На выставке можно увидеть и работы бывших воспитанниц художественной школы Елизаветы Званцевой в Петербурге Надежды Лермонтовой, Веры Жуковой, Софьи Дымшиц-Толстой.

   1920-е годы представляли в искусстве столь же противоречивую по тенденциям картину, как и предшествующее десятилетие. Художники творили, несмотря на голод и разруху, царившие в стране в дни Гражданской войны. Наряду с экспериментами в поисках формы, живописцы много работали над образом «нового человека», общественной, производственной и сельскохозяйственной темами. Беспредметная живопись в начале 1920-х по-прежнему была привлекательна для молодежи, особенно для учениц Казимира Малевича и Михаила Матюшина, например, сестер Марии и Ксении Эндер. Любовь Попова, чьи произведения представлены на выставке, как и ряд ее коллег-конструктивистов, в начале 1920-х отказалась от станкового искусства в пользу «производственного» делания нужных гражданам социалистического общества вещей. В созданных ею проектах дамских платьев нашел отражение ее опыт художницы авангарда. К интересным достижениям советской моды тех лет принадлежат также проекты Экстер.

В 1930-е художницы разделили судьбу своих коллег-мужчин. Вмешательство коммунистической партии в дела искусства пагубно сказалось на его развитии. Новой власти нравился натуралистический реализм и в ряде случаев – идеализирующий реальность неоклассицизм. Инакомыслие преследовалось, а не смирившиеся обрекали себя на положение андеграунда.

   Постсупрематическое начало свойственно экспрессивной живописи в серии автопортретов Марии Казанской. Одиночество, хрупкость внутреннего мира ощутимы в произведениях Татьяны Глебовой, последовательницы Павла Филонова. Как символ наступившего сурового времени воспринимаются созданные ею безлюдные пейзажи.

   В 1950-60-е некоторые художницы уже начинали смелые эксперименты – задолго до перестроечного времени. Таков, например, религиозный беспредметный триптих Марии Элькониной «Композиция с крестами» в скульптуре, представленный на выставке. Но время расцвета неофициального искусства настало позже.

   В 1980–1990-е годы женщины – скульпторы, живописцы и графики – были активно представлены в художественных союзах, на выставках и в публикациях. Наталия Нестерова, Ольга Булгакова выделялись метафоричностью своих произведений. Татьяна Назаренко, много работала и как живописец, и как автор скульптурных композиций. В начале 1990-х появилась серия работ «Русский дизайн» Ольги Флоренской, соосновательницы петербургской художественной группы «Митьки».

   В 2000-е годы число женщин-участниц художественного процесса в России не уменьшилось. Диапазон тем, стилей и манер, используемый женщинами-художницами в нынешней России, чрезвычайно разнообразен, а картины, скульптуры, инсталляции художниц, работающих в разных жанрах и манерах, экспонируются в выставочных залах по всему миру.

   Третья выставка «Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской» (26 февраля 2019 – 8 сентября 2020), открывающаяся в филиале Русского музея в Малаге, является в немалой степени продолжением и расширением темы «В гостях у Русского музея». В экспозицию «Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской» вошли 26 произведений знаменитых представительниц отечественного искусства 1900-30-х. Среди них Елена Гуро, Соня Делоне, Ольга Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Наталья Гончарова, Александра Экстер.

   Антонина Гмуржинска (1926–1986) была одним из первых западных коллекционеров, проявивших глубокий и серьезный интерес к русскому искусству первых десятилетий ХХ века. Ее коллекция была прекрасно известна ценителям искусства, и произведения из ее состава нередко экспонировались в разных странах, публиковались в книгах, каталогах и альбомах.Дело, начатое Антониной Гмуржинской, вот уже несколько десятилетий продолжает ее дочь, Кристина. За эти годы коллекция разрослась и пополнилась произведениями, которые не были доступны в 1950 - 70-е годы, когда русское искусство собирала Антонина Гмуржинска.

   Тема «Женщины-художницы в России» не составляет специального раздела в этой коллекции. Однако в собрании Кристины Гмуржинской есть редко встречающиеся в других коллекциях произведения таких художников, как Елена Гуро, Ксения и Мария Эндер, Анастасия Ахтырко. Некоторые художницы, например, Антонина Софронова, представлены целым циклом произведений, известным единичными графическими листами в других собраниях. Многие работы из коллекции Гмуржинской открывают неизвестные страницы в творческих биографиях знаменитых мастеров. Так, в последние несколько лет своей жизни Казимир Малевич работал над оформлением архитектурных сооружений. Одной из его верных учениц и помощниц была Анна Лепорская. Вместе с ней Малевич создал проект оформления Красного театра в Ленинграде (1931–1932). Идея художника состояла в абсолютно новом беспредметном подходе к декорированию общественных пространств. Эскизы оформления Красного театра из коллекции Гмуржинской вместе с произведениями из собрания Русского музея – важнейшие иллюстрации того, как могли бы выглядеть его интерьеры, если бы проект был реализован.

Выставочные проекты Государственного Русского музея осуществляются при поддержке члена попечительского совета фонда «Друзья Русского музея», российского предпринимателя и мецената г-на Игоря Шехелева.



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее