ENG
Филиалы:
Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея
Михайловский замок

Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея

4 октября 2024—15 февраля 2025

Выставка рисунка «Линия. Штрих. Пятно» в залах Русского музея обращается к классическим страницам истории отечественного искусства, ...

Образовательно-выставочный проект «Брюллов. Классная классика»
Павильоны Михайловского замка

Образовательно-выставочный проект «Брюллов. Классная классика»

26 октября 2024—12 января 2025

Проект осуществлен в рамках выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова». Мультимедийное интерактивное простран...


/ / Русский музей представляет произведения Василия Верещагина в Калуге

Русский музей представляет произведения Василия Верещагина в Калуге - События

Русский музей представляет произведения Василия Верещагина в Калуге

4 октября 2024

 4 октября в Калужском музее изобразительных искусств открылась выставка «Василий Верещагин». В ее составе около 30 произведений выдающегося мастера отечественной живописи из собрания Русского музея. Верещагин прославился как баталист, однако экспозиция представляет менее известную широкому зрителю грань его наследия – пейзажные этюды, портреты и этнографические композиции разных лет. 

В открытии принимали участие:

Ильина Юлия Александровна  — начальник отдела искусства, народного творчества и реализации программ Министерства культуры и туризма Калужской области.
Марченко Наталья Владимировна  —  директор Калужского музея изобразительных искусств 
Новикова Ольга Андреевна  —  научный сотрудник отдела живописи 2-й половины IХХ — начала ХХI  века ГРМ.

С именем Василия Верещагина (1842-1904) всегда ассоциируется определение – художник-путешественник. География его поездок крайне разнообразна: он побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США, в Японии.

Верещагин был первым художником, открывшим русскому зрителю мир Востока и возглавившим движение к ориентализму в русской живописи. В 1867-1868 и 1869-1870 Верещагин совершил два путешествия в Туркестан в составе военной миссии. В период второго путешествия он больше стал писать маслом («Ночь. Шакалы», 1868-1870; «Всадники, переплывающие речку», 1869-1870). Художник путешествовал по Семиреченской области («Киргизская кибитка», 1869-1870; «Киргизские кочевья», 1869 (1870?)), посещал города вдоль границы с Китаем.

В работах, написанных во время путешествий, и особенно натурных этюдах, открывались совершенно новые стороны творчества Верещагина, как будто, по выражению Владимира Стасова, «где-то достававшего себе новые кисти и палитру».

Выбор художником маршрута путешествия в Индию отчасти был обусловлен политическими причинами, – в Индии пересекались интересы России и Англии. Верещагин объехал почти всю страну, работая то в условиях нестерпимой жары, то сильного мороза, совершая горные восхождения и ночуя в походных условиях.

Индийско-гималайские работы раскрыли талант Верещагина-пейзажиста. Путешествуя по Индии, он много писал святые места, монастыри и пещерные храмы. Украшающие храмы снаружи и внутри резные детали и барельефы написаны Верещагиным с соблюдением мельчайших подробностей и поражают тонким мастерством как исполнения оригиналов, так и воплотившего их живописца («Колоннада в джайнском храме на горе Абу (вечером)», 1874-1876).

С середины 1880-х Верещагин стал чаще бывать и работать в России, и в этот период он обратился к темам, связанным с ее историей и национальной культурой.

Размышления о роли личности в истории, о нравственных аспектах борьбы против завоевателей отразились в историко-батальной серии картин «1812 год», работа над которой велась в течении 17 лет (1887–1904). Верещагин рассматривал работу над серией как создание национальной исторической эпопеи, воспевавшей «великий дух русского народа» («Конец Бородинского боя», 1900).

В 1887-1888 и в начале 1890-х Верещагин побывал в Ярославле, Костроме, Ростове, Вологде, на Соловках. Картины на русские темы представили его и как историка национального искусства, и как мастера интерьерной и орнаментальной живописи, и как портретиста, создавшего галерею образов «нескольких незамечательных русских людей» («Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского», 1888; «Внутренний вид церкви Петра и Павла в Пучуге», 1894; «Старуха нищенка 96 лет», 1889).

Давняя мечта художника посетить Японию осуществилась в августе 1903-го. Серия картин, созданная им, впервые познакомила русскую публику с образами этой страны. В Японии художник в основном работал с натуры. Он увлекался изображением храмов («Шинтоистский храм в Никко»); портретируя японцев, выбирал на его взгляд самые характерные национальные типы («Японка», «Японский нищий», все – 1903). Увы, путешествие художника трагически оборвалось: он вместе с адмиралом Степаном Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск».

 

Выставка продлится до 16 февраля.



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее