4 октября 2024
4 октября в Калужском музее изобразительных искусств открылась выставка «Василий Верещагин». В ее составе около 30 произведений выдающегося мастера отечественной живописи из собрания Русского музея. Верещагин прославился как баталист, однако экспозиция представляет менее известную широкому зрителю грань его наследия – пейзажные этюды, портреты и этнографические композиции разных лет.
В открытии принимали участие:
Ильина Юлия Александровна — начальник отдела искусства, народного творчества и реализации программ Министерства культуры и туризма Калужской области.С именем Василия Верещагина (1842-1904) всегда ассоциируется определение – художник-путешественник. География его поездок крайне разнообразна: он побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США, в Японии.
Верещагин был первым художником, открывшим русскому зрителю мир Востока и возглавившим движение к ориентализму в русской живописи. В 1867-1868 и 1869-1870 Верещагин совершил два путешествия в Туркестан в составе военной миссии. В период второго путешествия он больше стал писать маслом («Ночь. Шакалы», 1868-1870; «Всадники, переплывающие речку», 1869-1870). Художник путешествовал по Семиреченской области («Киргизская кибитка», 1869-1870; «Киргизские кочевья», 1869 (1870?)), посещал города вдоль границы с Китаем.
В работах, написанных во время путешествий, и особенно натурных этюдах, открывались совершенно новые стороны творчества Верещагина, как будто, по выражению Владимира Стасова, «где-то достававшего себе новые кисти и палитру».
Выбор художником маршрута путешествия в Индию отчасти был обусловлен политическими причинами, – в Индии пересекались интересы России и Англии. Верещагин объехал почти всю страну, работая то в условиях нестерпимой жары, то сильного мороза, совершая горные восхождения и ночуя в походных условиях.
Индийско-гималайские работы раскрыли талант Верещагина-пейзажиста. Путешествуя по Индии, он много писал святые места, монастыри и пещерные храмы. Украшающие храмы снаружи и внутри резные детали и барельефы написаны Верещагиным с соблюдением мельчайших подробностей и поражают тонким мастерством как исполнения оригиналов, так и воплотившего их живописца («Колоннада в джайнском храме на горе Абу (вечером)», 1874-1876).
С середины 1880-х Верещагин стал чаще бывать и работать в России, и в этот период он обратился к темам, связанным с ее историей и национальной культурой.
Размышления о роли личности в истории, о нравственных аспектах борьбы против завоевателей отразились в историко-батальной серии картин «1812 год», работа над которой велась в течении 17 лет (1887–1904). Верещагин рассматривал работу над серией как создание национальной исторической эпопеи, воспевавшей «великий дух русского народа» («Конец Бородинского боя», 1900).
В 1887-1888 и в начале 1890-х Верещагин побывал в Ярославле, Костроме, Ростове, Вологде, на Соловках. Картины на русские темы представили его и как историка национального искусства, и как мастера интерьерной и орнаментальной живописи, и как портретиста, создавшего галерею образов «нескольких незамечательных русских людей» («Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского», 1888; «Внутренний вид церкви Петра и Павла в Пучуге», 1894; «Старуха нищенка 96 лет», 1889).
Давняя мечта художника посетить Японию осуществилась в августе 1903-го. Серия картин, созданная им, впервые познакомила русскую публику с образами этой страны. В Японии художник в основном работал с натуры. Он увлекался изображением храмов («Шинтоистский храм в Никко»); портретируя японцев, выбирал на его взгляд самые характерные национальные типы («Японка», «Японский нищий», все – 1903). Увы, путешествие художника трагически оборвалось: он вместе с адмиралом Степаном Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск».
Выставка продлится до 16 февраля.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея