ENG
Филиалы:
Выставка «Весть»
Корпус Бенуа

Выставка «Весть»

Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений  – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.

Подробнее

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки
Михайловский замок

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

9 августа—14 октября 2024

Выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской г...

Казачество – опора государства Российского
Мраморный дворец

Казачество – опора государства Российского

11 сентября—14 октября 2024

Экспозиция в Мраморном дворце объединяет около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на казачью тему из собрания Русско...

Россия – Беларусь. Пересечение судеб
Мраморный дворец

Россия – Беларусь. Пересечение судеб

15 сентября—2 декабря 2024

Русский музей совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь открыл беспрецедентную по масштабу выставку «Россия – Беларусь. Пересечение с...


/ / Сегодня день рождения архитектора Михайловского замка, итальянского зодчего Винченцо Бренны

Сегодня день рождения архитектора Михайловского замка, итальянского зодчего Винченцо Бренны - События

Сегодня день рождения архитектора Михайловского замка, итальянского зодчего Винченцо Бренны

20 августа 2024

Винченцо Бренна родился во Флоренции в 1747, обучался архитектурному мастерству в своем родном городе, а затем Риме. Много работал в Польше, где и был представлен цесаревичу Павлу. Именно он пригласил архитектора в Петербург. Став императором, Павел I приступил к возведению собственной резиденции, а во главе строительства в марте 1797 года был поставлен архитектор Его Императорского Величества Винченцо Бренна.

 В посвятительной надписи к Подносному альбому рисунков Михайловского замка он писал, что лишь «привел в порядок в соответствии с правилами и законами искусства подлинные замыслы» августейшего владельца. Во время работы над строительством резиденции Павла I, Бренна составил чертежи не только замка, но и строений рядом с ним: манежа, конюшен, кордегардий, всей площади перед замком, а также занимался интерьерами замка, новым оформлением внутренних убранств Мраморного дворца и других дворцов Петербурга и пригородов.
8 ноября 1800 года в связи с окончанием строительства Михайловского замка Винченцо Бренна получил чин действительного статского советника.

Бренна был архитектором Румянцевского обелиска, созданного в ознаменование побед в русско-турецкой войне 1787—1791 годов (1798, вначале установленном на Марсовом поле, позднее был перенесён в сквер у здания Академии художеств). Достроил третий Исаакиевский собор, начатый Антонио Ринальди. В 1797 году Бренна занимался отделкой интерьеров Каменноостровского дворца. В августе 1802 года архитектор отправился со своим учеником Карло Росси в Штеттин, откуда была родом его вторая жена Луиза Вильгельмина Трауфельдт. Последним зданием Бренны в Санкт-Петербурге стал деревянный театр, построенный по заказу Антонио Казасси в 1801 году (в 1832 году на его месте Карло Росси выстроил современное здание Александринского театра).

После убийства Павла I в марте 1801 года, навсегда покидая Россию, Бренна увёз с собой около пяти тысяч чертежей и рисунков. Последние годы жил в Германии и Франции, занимался живописью. Учеником и помощником Бренны был знаменитый Карло Росси. В Гатчине и Павловске помощниками Бренны были итальянцы Д. Ф. Ламони, К. Скотти, П. Висконти. В должности придворного архитектора его сменил другой тессинец — Луиджи Руска.

Винченцо Бренна – архитектор переходного периода, сочетавший черты классицизма и позднего барокко с элементами романтизма, предвещающего александровский классицизм и русский ампир. Для Бренны-декоратора характерно обильное применение лепного декора. Он широко пользовался позолотой, выделявшейся на общем светло тонированном фоне стен и перекрытий.

Список осуществлённых работ:


Польша:

Декорации польских поместий Августа Чарторыйского в Натолин-Бажантарни, Изабеллы Любомирской в Ланьцуте и Мокотове, Станислава Любомирского в Грущине, а также первого этажа Дворца Красиньского (Krasiński Palace) в Варшаве, конец 1770 — начало 1780-х (в основном не сохранились)

Павловск:

Расширение и ряд интерьеров Павловского дворца (Верхний вестибюль, Зал мира, Зал войны, Греческий зал, Итальянский зал, Ковровый кабинет, Малый кабинет Павла I, Библиотека Павла I, Туалетная Павла I, Будуар, Спальня, Библиотека Марии Фёдоровны, Туалетная Марии Фёдоровны, Картинная галерея, Тронный зал, Оркестровая, Буфетная, Кавалерский зал, Общий кабинет, Малиновый кабинет, Передняя, Камердинерская), конец 1780-х — начало 1790-х
Светлая столовая, строилась в 1795—1797 годах
Турецкая палатка в парке (разобран в начале XIX в.)
Районы Старая Сильвия и Новая Сильвия в парке, начало 1790-х
Амфитеатр в парке, начало 1790-х
Трельяж в парке (сгорел в Великую Отечественную войну)
Перестройка Большого Каскада в парке, 1792—1794
Руинный каскад в парке, 1793—1794
Мост Кентавров
Лестница у Мариентальского пруда в парке, 1795
Крепость Бип, 1795—1798 (авторство Бренны предположительно[7])
Пиль-башня в парке, 1797
Константиновский дворец[8], 1797—1798 (с 1865 — Михайловская женская патриотическая школа; сгорел в Великую Отечественную войну)
Частные дома: Н. П. Шереметева (1797—1799), А. П. Гагариной, И. П. Кутайсова
Дом для придворных служителей
Деревянный театр в парке, 1798 (разобран в XIX в.)
Большие круги в парке, 1799
Постройка (по проекту Камерона) и создание интерьера павильона Круглый зал (Музыкальный салон) в парке, 1799—1800
Церковь Павловского дворца, 1799
Большая каменная (Итальянская) лестница в парке, 1799
Театральные ворота в парке, 1802

Гатчина:

Крепость Ингербург, 1790-е (авторство Бренны в целом предположительно[9]; точно известно, что по его проекту построены казармы;[10] разобрана в 1830-х)
Парк Сильвия в Гатчине, 1792—1800 (совместно с парковым мастером Дж. Геккетом) и ведущие в него Сильвийские ворота, 1792—1794
Планировка Ботанического сад с теплицами (теплицы разобраны)
Терраса-пристань в парке, 1792—1795
Павильон Орла в парке, начало 1790-х (авторство Бренны предположительно)
Павильон Венеры в парке, 1792—1793 (копия Павильона Венеры в Шантийи)
Площадь Коннетабля, 1793
Лесная оранжерея, 1794—1796
Адмиралтейские ворота, 1794—1796
Портал «Маска» перед Берёзовым домиком, 1794—1796
Берёзовые ворота в парке, 1795—1798
Дворцовые конюшни, 1798
Расширение и переделка ряда интерьеров Большого Гатчинского дворца (Белый зал, Мраморная столовая, Тронная Павла I, Малиновая гостиная, Парадная опочивальня Марии Фёдоровны, Тронная Марии Фёдоровны, Овальная комната, Чесменская галерея, Малиновая галерея, Греческая галерея), 1796—1800

Санкт-Петербург:


Рисунок В. Бренна Михайловского замка. 1797
Отдельные интерьеры Каменноостровского, Зимнего, Таврического, Мраморного дворцов.
Румянцевский обелиск, 1798—1799
Михайловский замок, 1790-е
Комплекс служебных построек Михайловского замка, 1790-е
Михайловский манеж, 1790-е
Конюшни Михайловского замка, 1790-е
Кордегардии («павильоны») Михайловского замка, 1790-е
Въездные ворота Михайловского замка, 1790-е (разобраны)
Экзерциргауз на Дворцовой площади, конец 1790-х (разобран в 1830-х)
Исаакиевский собор (доделка по проекту Антонио Ринальди), 1798—1802 (разобран)
Театр Казасси, 1801 (разобран)
Трёхпролётный мост через Крюков канал с центральной разводной частью (разобран)
Декоративный катафалк Людовика XVI в костеле Св. Екатерины, 1793
Катафалк Екатерины II и Петра III в Георгиевском зале Зимнего дворца, 1796
Декоративное убранство Петропавловского собора для церемонии захоронения Екатерины II и Петра III, 1796
Декоративный катафалк герцога Вюртембергского в костеле Св. Екатерины, 1797
Федор Алексеев «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». 1800 г.

Федор Алексеев «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». 1800 г.

Поперечный разрез Михайловского замка по оси «церковь – Овальный зал». Около 1800 г. С чертежа Карла Росси по проекту Винченцо Бренны, около 1800 года.

Поперечный разрез Михайловского замка по оси «церковь – Овальный зал». Около 1800 г. С чертежа Карла Росси по проекту Винченцо Бренны, около 1800 года.

Якоб Меттенлейтер, фрагмент плафона галереи Рафаэля — портрет архитектора Винченцо Бренны в образе Архитектуры, 1800 г.

Якоб Меттенлейтер, фрагмент плафона галереи Рафаэля — портрет архитектора Винченцо Бренны в образе Архитектуры, 1800 г.



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее