28 декабря 2023—28 декабря 2023
Родился в Москве. Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1904–1910), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1903, 1909–1910) у В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок: «Ослиный хвост» (1912), «Бубновый валет» (1913), «Мир искусства» (1913), «Союза молодежи» (1911–1914), «Первой футуристической картин "Трамвай В"» (1915), «Последней футуристической картин "0, 10"» (1915–1916), «Магазин» (1916). Наряду с К. С. Малевичем – один из самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины XX века.
В 1914 побывал в Германии и Франции, посетил студию П. Пикассо в Париже. В этом же году в своей мастерской устроил выставку «контррельефов» – объемных композиций абстрактивистского характера из контрастных материалов – железа, дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей и отчасти обработанные живописными средствами. В 1919–1920 годах создал свое главное произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала», задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси. Занимается конструированием новых форм во всем сразу, от архитектуры до книжного дела и от дизайна до сценографии.
Оформил спектакли: «Царь Максимилиан» (Московский литературно-художественный кружок, 1911); неосуществленные постановки опер М. И. Глинки «Жизнь за царя» и Р. Вагнера «Летучий голландец» (1913–1918); драма «Зангези» В. Хлебникова, (1925 г., в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) в Петрограде спектакль "Зангези", где Татлин исполнил главную роль.), «Не сдадимся» (Камерный театр, 1935); «Дело» (Центральный театр Красной Армии, 1939–1940). Член «Объединения новых течений» (1921–1923). Председатель «левой федерации» художников в Москве (1917), заведующий московской коллегией изобразительных искусств Наркомпроса (1918–1919). Один из инициаторов создания Института художественной культуры (1922).
Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (1918–1919) в Москве, в Высших художественно-технических мастерских (1919–1924) в Петрограде, Художественном институте (1925–1927) в Киеве, Высшем художественно-техническом институте (1927–1930) в Москве.
В 1925-1927 гг. преподавал в Киевском художественном институте (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры Украины), в 1927-1933 гг. - в Высшем художественно-техническом институте в Москве (ныне Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). Параллельно преподаванию работал над своим вторым знаковым проектом - "Летатлиным" - махолетом-орнитоптером (летательным аппаратом, приводимым в движение мускульной силой человека). В воздух "Летатлин" поднять не удалось, однако машина изначально задумывалась как произведение искусства. В настоящее время один уцелевший экземпляр выставлен в экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в подмосковном Монине.
Последняя прижизненная выставка Татлина прошла в 1932 г., после этого авангардизм окончательно потерял поддержку руководства СССР. В 1930-1950-х гг. художник занимался оформлением спектаклей в МХАТ, Центральном театре Советской армии, Ленкоме, Театре Моссовета и др.
Скончался в Москве 31 мая 1953 г., похоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище.
В 1930–1940-е активно работал как художник книги и сценограф. С середины 1930-х увлеченно занимался станковой живописью, создавая натюрморты и пейзажи, реже портреты. В конце 1940-х — начале 1950-х годов Владимир Татлин возглавлял бригаду художников, делавших наглядные пособия для Московского государственного университета. Также в это время он писал натюрморты и пейзажи, иллюстрировал книги и оформлял спектакли для московских театров. Владимир Татлин умер у себя в мастерской 31 мая 1953 года. Художника кремировали и похоронили в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма.«Летатлин» до недавних пор он экспонировался в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино. Там же была проведена его первая реставрация — еще в 1960-х годах. Теперь из поселка Московской области. В 2017 году заново отреставрированный «Летатлин» пе
Татлин и его помощники сооружают модель памятника (слева Софья Дымшиц-Толстая, рядом с ней Владимир Татлин)
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея