ENG
Филиалы:
Выставка «Весть»
Корпус Бенуа

Выставка «Весть»

Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений  – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.

Подробнее

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки
Михайловский замок

Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

9 августа—14 октября 2024

Выставка объединила более 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской г...

Казачество – опора государства Российского
Мраморный дворец

Казачество – опора государства Российского

11 сентября—14 октября 2024

Экспозиция в Мраморном дворце объединяет около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на казачью тему из собрания Русско...

Россия – Беларусь. Пересечение судеб
Мраморный дворец

Россия – Беларусь. Пересечение судеб

15 сентября—2 декабря 2024

Русский музей совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь открыл беспрецедентную по масштабу выставку «Россия – Беларусь. Пересечение с...


/ / Ленинградские художницы.

Ленинградские художницы. - События

Ленинградские художницы.

21 января 2023—21 января 2023

Все тяжелые блокадные годы в городе на Неве продолжали работать и ленинградские художницы. Сюжетами Л. И. Гагариной были закутанные, сидящие у коптилки люди, уборка снега с улиц, сюжетами Т. Н. Глебовой — люди, сидящие в бомбоубежище, конная полиция, разбор обрушенных домов после налёта, толпы погорельцев, сидящих на улицах среди своих вещей, дистрофики, обедающие в столовой Союза художников. Л. Н. Глебова рисовала лица блокадных детей и женщин с детскими гробиками на санках. Е. М. Магарил рисовала людей в больничном стационаре, А. Е. Мордвинова — людей, помогающих тушить пожары, женщину с новорожденным, сидящую у буржуйки, общественную чайную,  Повседневная жизнь города была показана и в работах В. В. Милютиной,  Л. А. Рончевской,  Е.К. Эвенбах.  Известна серия рисунков В.В.Милютиной «Эрмитаж во время блокады», изображающих опустевшие залы музея, стены без картин, упавшие люстры. Удивительно тонкие блокадные пейзажи рисовала А. П. Остроумова-Лебедева,

ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна 

1871, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград

График, живописец. Училась в 1889–1891 в СПЦУТР барона А. Л. Штиглица, в 1892–1900 в ВХУ при ИАХ в мастерских И. Е. Репина и В. В. Матэ. В 1898–1899 в мастерской Дж. Уистлера в Париже. Член объединения "Мир искусства“ (1900; 1910 — член-учредитель), СРХ (1903), "4 искусства“ (1924). Участник выставок: "Мира искусства“ (1900–1924), СРХ (1903–1910), 1-й Салон В. А. Издебского (1909–1910), международных выставок в Венеции (1907, 1924), Брюсселе (1910), Риме (1911), Мальме (1914), Лейпциге (1914), Париже (1925) и других. В 1918–1921 преподавала на художественном факультете ВИФФ. В 1934–1936 — в ИЖСАВАХ. Автор трехтомных мемуаров "Автобиографические записки“ (Л., 1935–1951). Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949).

Когда началась Великая Отечественная война, Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой шел семьдесят первый год. Она не покинула блокадный Ленинград и, поскольку ей трудно бывало спускаться в бомбоубежище, во время бомбежек оставалась дома. Свой кабинет Остроумова-Лебедева устроила в ванной комнате - там были меньше слышны взрывы. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. В таких условиях завершала она работу над вторым томом "Записок", вела дневник, вошедший в третий том. Гравюра Остроумовой-Лебедевой "Сфинкс" украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой, Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.

«Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. <…> Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы» Анна Остроумова-Лебедева, «Автобиографические записки» (читать всю книгу)

Смотреть картины художницы


ГЛЕБОВА Татьяна Николаевна

1900, Санкт-Петербург — 1985, Петергоф

Живописец, график; акварелист, иллюстратор; художник театра и кино, занималась промышленной графикой. В юности училась в консерватории, затем в частной студии А. И. Савинова (1924–1925). В 1925 познакомилась с П. Н. Филоновым. Член группы МАИ (1926–1932). Участница выставок с 1927. Участвовала в выставке группы в Доме печати (1927) и оформлении книги „Калевала“ (1932). Работала в журналах „Еж“ (с 1928) и „Чиж“ (с 1931). Иллюстрировала книги О. Ф. Берггольц, С. Я. Маршака, Д. И. Хармса, А. И. Введенского и других для Детгиза, ГИЗ, „Молодой гвардии“. Оформила постановку оперы Р. Вагнера „Нюрнбергские мейстерзингеры“ в МАЛЕГОТ вместе с В. В. Дмитриевым (1931–1932). Жила в блокадном Ленинграде (1941–1942), вела дневник, делала зарисовки для задуманного полотна на тему блокады. В 1942 уехала в эвакуацию в Алма–Ату. Вернулась в Ленинград в 1945. Выполняла эскизы костюмов для студии „Казахфильм“. Работала в ленинградских издательствах (1949–1950), в Торговой палате (1950-е). Написала воспоминания о П. Н. Филонове (1967). Жила и работала в Ленинграде (Старый Петергоф). 

Полная биография


РОНЧЕВСКАЯ Людмила Алексеевна

1907, Владивосток – 1995, Санкт-Петербург

Живописец, пейзажист, художник–монументалист. Училась: 1923–1928 – ВХУТЕИН. Пг–Л у С.В. Приселкова, К.С. Петрова–Водкина; 1932–1935 – курсы повышения квалификации при ЛИЖСА у А.И.Савинова и С.Л.Абугова. Участник выставок с 1943. Преподавала: 1932–1934 – живопись и рисунок на рабфаке при ЛИЖСА ВАХ. Работала по заказам Музея Революции – 1937–1940; по договорам с ХФ РСФСР – c 1950. Член ЛССХ (с 1940). Во время блокады Ленинграда работала медицинской сестрой в госпитале в помещении Аничкова дворца.

Полная биография


МАРТТИЛА Елена Оскаровна

1923, Петроград - 2022, Котка, Финляндия

График, художник театра, педагог. Училась в Школе юных дарований при АХ (1934-1941), Ленинградском художественном училище (ЛХУ, 1941-1945). Преподавала в ЛХУ (с 1948), в ЛПИ (с 1949), Участник выставок с 1950. В годы войны оставалась в Ленинграде. Создала зарисовки жизни осажденного города. Последние годы жила в Финляндии.

Полная биография

Фильм о художнице Елене Марттила


ЗЕНЬКОВИЧ Вера Владимировна

1906, Петербург – 1985, Ленинград

График, иллюстратор, художник книги. Училась в ВХУТЕИН в Ленинграде (1925–1930). Участница выставок с 1931. В 1930-е годы работала в книжной графике, занималась станковым рисованием. В годы войны жила и работала в Ленинграде. Автор многочисленных произведений, посвященных ленинградцам и осажденному городу. Принимала участие в работе над живописными агитпанно к 25–летию Октября (1942).

Училась у Конашевича и Митрохина, но основные ее учителя, как она считала, были живописец Вера Михайловна Ермолаева, сподвижник Малевича, и Валериан Двораковский, мастер книги, с которым ее связывали личные отношения. И эти два направления — живопись и графика, которым одинаково владела Вера Зенькович, создали неповторимое очарование ее искусства.

Смотреть работы художницы

Фильм "Вера Зенькович. Блокадный трамвай"


ЭВЕНБАХ Евгения Константиновна

1889–1981

График, акварелист, живописец. Училась на Высших женских курсах (1917-24) и в петрогр. СВОМАСе - ВХУТЕМАСе (1918-23) у К.Петрова-Водкина. С 1928 участница выставок. В 1920-ых работала в Детгизе. Собирала материалы по истории и культуре народов Дальнего Востока. В 1948-52 преподавала в ЛГПИ. Графические и живописные композиции (в т.ч. "Студенты", 1923), офорты, кн. илл. и др. работы.

График. Член Союза художников СССР.

Имя Е. К. Эвенбах (1889 - 1981) связано с расцветом советской книжной графики конца 1920-х годов, так называемой школой В. В. Лебедева. Эвенбах созданы в содружестве в Б. Житковым, А. Введенским, Е. Шварцем замечательные детские книжки "Рынок", "На реке", "Ситец" и многие другие. Огромная работа проделана Эвенбах в создании букварей и первых книг для народов Севера, не имевших до советской власти своей письменности. Эвенбах была художницей-подвижницей. Для того чтобы изучить жизнь, быт, искусство этих народов, она совершала поездки в их селения, преодолевая значительные трудности. Большое культурное, историческое и художественное значение имеют выполненные художницей копии новгородских фресок и зарисовки архитектуры Древнего Новгорода - всего того, что во время Великой Отечественной войны было разрушено фашистскими захватчиками.

 О книжной графике Евгении Эвенбах


МИЛЮТИНА Вера Владимировна

1903, Петербург – 1987, Ленинград

Художник театра, график, иллюстратор. Училась в ПХПТ (бывшая РШ ОПХ) (1922–1927), в ВХУТЕИН–ИЖСА (1927–1932). Работала в театрах Ленинграда, в Госцирке; перед войной – главный художник Ленгосэстрады. Участник выставок с 1942.

В годы войны в Ленинграде принимала участие в оборонных работах, рисовала эскизы для выставок, агитационные плакаты, листовки, наглядную агитацию, открытки, эскизы костюмов для фронтовых ансамблей, писала панно для Дворца пионеров. Делала зарисовки на улицах и на оборонной трассе северного направления. В 1942 была включена в группу художников, которым было поручено зафиксировать ранения зданий Эрмитажа от бомбежек и обстрелов, в связи с чем создала графическую серию "Эрмитаж в дни блокады".

 Цикл хранится в Государственном Эрмитаже, однако в полном объеме его знают далеко не все профессионалы, а широкой публике он практически неизвестен. Создание этих произведений – настоящий подвиг: Вера Милютина была истощена до предела, еле держалась на ногах, но несмотря ни на что, пешком, опираясь на палку, в лютый мороз шла в Эрмитаж с Выборгской стороны. Путь занимал три часа, столько же времени требовалось, чтобы вернуться обратно.

Статья к 115-летию художницы


МОРДВИНОВА Алевтина Евгеньевна

1900, село Орлов-Гай Новоузенского уезда (ныне Саратовская область) – 1980, Ленинград

Родилась в дворянской семье в Самарской губернии. Отец имел врачебную практику в Псковской губернии. После окончания гимназии близ Пскова в Порхове (1908 – 1917) училась в Петрограде. Во ВХУТЕИНе (1921 – 1926) на живописном отделении у К.С.Петрова-Водкина, А.Е.Карёва. В 1925 посещала занятия П.Н. Филонова в мастерской Академии художеств, стала членом коллектива «Мастеров аналитического искусства». «Постфилоновский период» художницы начался с освоения печатных техник офорта и литографии под руководством Е.С.Кругликовой и В.В.Лебедева, работала в их коллективе в Детском отделении Госиздата. Вступила в Союз художников СССР в 1934. Особый дар запечатлевать время проявился в работах Мордвиновой, сделанных в дни блокады Ленинграда и в послевоенное время, на пейзажных автолитографиях с родными для художницы псковскими местами.

Жена Н. И. Евграфова.


ФЕДОРИЧЕВА Мария Александровна 

 1895, Жиздра, Калужская губерния — 1971, Ленинград

 Советская художница, живописец, график, член Ленинградского союза художников.
Мария Александровна родилась 2 февраля 1895 года в городе Жиздра Калужской губернии в семье мельника. В 1925 году окончила ленинградский ВХУТЕИН. С 1925 года участвовала в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писала пейзажи, натюрморты. В 1926—1932 годах была членом общества «Круг художников». Жена одного из учредителей и председателя общества художника В. В. Пакулина. С 1932 года — член Ленинградского Союза советских художников. Все годы Великой Отечественной войны находилась с мужем в осажденном Ленинграде. Среди известных работ художницы картины «Воздушная тревога» (1942, ГРМ), «Постройка дзота» (1944), «Натюрморт» (1957) и другие.

 Послевоенные годы принесли новые испытания. В 1946 году после двадцати пяти лет жизни в браке В. Пакулин ушёл от жены. В 1947 году М. Федоричева родила дочь, в том же году на почве переживаний она перенесла инсульт.
Федоричева Мария Александровна скончалась 19 октября 1971 года в Ленинграде на семьдесят седьмом году жизни. Её произведения находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.


ГАГАРИНА Лидия Ивановна

1902, Саратов – 1984, Ленинград

Родилась в Саратове. В 1920-1925 в Царицыне (10 апреля 1925 года был переименован в Сталинград) училась на городских художественных курсах (с 1930 года — Сталинградский техникум изобразительного искусства). В 1928-1929 в Ленинграде занималась в художественно-педагогическом училище. В 1929 поступила на живописный факультет ленинградского ВХУТЕИНа. Занималась у М. Бобышова, Р. Френца, А. Гончарова. В 1933 окончила институт, защитив дипломную работу по сценарию «Фронт продолжается». Присвоено звание художника-постановщика. Участвовала в выставках с 1925 года. Член и экспонент АХРР—АХР. С 1938 член ЛССХ. Писала пейзажи, портреты, жанровые картины.

Начало войны Лидия Гагарина встретила в Ленинграде. Вместе со всеми горожанами принимала участие в возведении оборонительных укреплений на подступах к городу. Затем, оставаясь уже в блокадном Ленинграде, писала агитационные портреты, панно и плакаты для воинских частей и госпиталей.
Участвовала в блокадных выставках ленинградских художников. Была награждена медалью «За оборону Ленинграда». В послевоенные годы работала в технике масляной и темперной живописи, автолитографии, книжной иллюстрации. Персональные выставки произведений в Ленинграде в 1936, 1967 и 1969 годах.

Скончалась 20 июня 1984 года в Ленинграде на 83-м году жизни.

Произведения Л. И. Гагариной находятся в Русском музее (это 30 графических работ и одна картина х/м «Совхоз Володарское молотьба. 1932г») Также картины Гагариной присутствуют во многих музеях и и частных собраниях в России, Франции, Италии, Бельгии, Финляндии и других странах.



Портрет Алевтины Мордвиновой (Фрагмент) Художник Евграфов Н.И. Холст, масло. 1930-е годы.

Портрет Алевтины Мордвиновой (Фрагмент) Художник Евграфов Н.И. Холст, масло. 1930-е годы.

Глебова Татьяна. Автопортрет. 1930е гг.

Глебова Татьяна. Автопортрет. 1930е гг.

Вера Владимировна Зенькович

Вера Владимировна Зенькович

Елена Оскаровна Мартилла

Елена Оскаровна Мартилла

Евгения Константиновна Эвенбах

Евгения Константиновна Эвенбах

Анна Остроумова-Лебедева

Анна Остроумова-Лебедева

Вера Владимировна Милютина

Вера Владимировна Милютина

Рончевская Л. А. Ленинград в блокаде 1942

Рончевская Л. А. Ленинград в блокаде 1942

Глебова Т. Н. Петергоф В блокаду 1942

Глебова Т. Н. Петергоф В блокаду 1942

Марттила Е. О. По дорогам города 1942

Марттила Е. О. По дорогам города 1942

Марттила Е. О. Эскиз к гравюре «На работу в 1941-1942 году» 1943–1944

Марттила Е. О. Эскиз к гравюре «На работу в 1941-1942 году» 1943–1944

Милютина В. В. Черная ваза и упавшие рамы Из серии "Государственный Эрмитаж в блокаду". 1942

Милютина В. В. Черная ваза и упавшие рамы Из серии "Государственный Эрмитаж в блокаду". 1942

Петр Евгеньевич Корнилов ( историк искусства, коллекционер рисунков, акварелей русских художников ) с Анной Петровной Остроумовой-Лебедевой в Кабинете графики Русского музея (довоенная фото 1940 год)

Петр Евгеньевич Корнилов ( историк искусства, коллекционер рисунков, акварелей русских художников ) с Анной Петровной Остроумовой-Лебедевой в Кабинете графики Русского музея (довоенная фото 1940 год)

Мария Александровна Федоричева

Мария Александровна Федоричева

Рончевская Л. А. Дорога под семью мостами 1941

Рончевская Л. А. Дорога под семью мостами 1941

Лидия Ивановна Гагарина

Лидия Ивановна Гагарина



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее