Новаторская выставка, посвященная информации и коммуникации. 300 произведений – от Ивана Айвазовского и Ильи Репина до ярких работ современных художников.
21 января 2023—21 января 2023
Все тяжелые блокадные годы в городе на Неве продолжали работать и ленинградские художницы. Сюжетами Л. И. Гагариной были закутанные, сидящие у коптилки люди, уборка снега с улиц, сюжетами Т. Н. Глебовой — люди, сидящие в бомбоубежище, конная полиция, разбор обрушенных домов после налёта, толпы погорельцев, сидящих на улицах среди своих вещей, дистрофики, обедающие в столовой Союза художников. Л. Н. Глебова рисовала лица блокадных детей и женщин с детскими гробиками на санках. Е. М. Магарил рисовала людей в больничном стационаре, А. Е. Мордвинова — людей, помогающих тушить пожары, женщину с новорожденным, сидящую у буржуйки, общественную чайную, Повседневная жизнь города была показана и в работах В. В. Милютиной, Л. А. Рончевской, Е.К. Эвенбах. Известна серия рисунков В.В.Милютиной «Эрмитаж во время блокады», изображающих опустевшие залы музея, стены без картин, упавшие люстры. Удивительно тонкие блокадные пейзажи рисовала А. П. Остроумова-Лебедева,
ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна
1871, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград
График, живописец. Училась в 1889–1891 в СПЦУТР барона А. Л. Штиглица, в 1892–1900 в ВХУ при ИАХ в мастерских И. Е. Репина и В. В. Матэ. В 1898–1899 в мастерской Дж. Уистлера в Париже. Член объединения "Мир искусства“ (1900; 1910 — член-учредитель), СРХ (1903), "4 искусства“ (1924). Участник выставок: "Мира искусства“ (1900–1924), СРХ (1903–1910), 1-й Салон В. А. Издебского (1909–1910), международных выставок в Венеции (1907, 1924), Брюсселе (1910), Риме (1911), Мальме (1914), Лейпциге (1914), Париже (1925) и других. В 1918–1921 преподавала на художественном факультете ВИФФ. В 1934–1936 — в ИЖСАВАХ. Автор трехтомных мемуаров "Автобиографические записки“ (Л., 1935–1951). Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949).
Когда началась Великая Отечественная война, Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой шел семьдесят первый год. Она не покинула блокадный Ленинград и, поскольку ей трудно бывало спускаться в бомбоубежище, во время бомбежек оставалась дома. Свой кабинет Остроумова-Лебедева устроила в ванной комнате - там были меньше слышны взрывы. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. В таких условиях завершала она работу над вторым томом "Записок", вела дневник, вошедший в третий том. Гравюра Остроумовой-Лебедевой "Сфинкс" украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой, Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.
«Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. <…> Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы» Анна Остроумова-Лебедева, «Автобиографические записки» (читать всю книгу)
ГЛЕБОВА Татьяна Николаевна
1900, Санкт-Петербург — 1985, Петергоф
Живописец, график; акварелист, иллюстратор; художник театра и кино, занималась промышленной графикой. В юности училась в консерватории, затем в частной студии А. И. Савинова (1924–1925). В 1925 познакомилась с П. Н. Филоновым. Член группы МАИ (1926–1932). Участница выставок с 1927. Участвовала в выставке группы в Доме печати (1927) и оформлении книги „Калевала“ (1932). Работала в журналах „Еж“ (с 1928) и „Чиж“ (с 1931). Иллюстрировала книги О. Ф. Берггольц, С. Я. Маршака, Д. И. Хармса, А. И. Введенского и других для Детгиза, ГИЗ, „Молодой гвардии“. Оформила постановку оперы Р. Вагнера „Нюрнбергские мейстерзингеры“ в МАЛЕГОТ вместе с В. В. Дмитриевым (1931–1932). Жила в блокадном Ленинграде (1941–1942), вела дневник, делала зарисовки для задуманного полотна на тему блокады. В 1942 уехала в эвакуацию в Алма–Ату. Вернулась в Ленинград в 1945. Выполняла эскизы костюмов для студии „Казахфильм“. Работала в ленинградских издательствах (1949–1950), в Торговой палате (1950-е). Написала воспоминания о П. Н. Филонове (1967). Жила и работала в Ленинграде (Старый Петергоф).
РОНЧЕВСКАЯ Людмила Алексеевна
1907, Владивосток – 1995, Санкт-Петербург
Живописец, пейзажист, художник–монументалист. Училась: 1923–1928 – ВХУТЕИН. Пг–Л у С.В. Приселкова, К.С. Петрова–Водкина; 1932–1935 – курсы повышения квалификации при ЛИЖСА у А.И.Савинова и С.Л.Абугова. Участник выставок с 1943. Преподавала: 1932–1934 – живопись и рисунок на рабфаке при ЛИЖСА ВАХ. Работала по заказам Музея Революции – 1937–1940; по договорам с ХФ РСФСР – c 1950. Член ЛССХ (с 1940). Во время блокады Ленинграда работала медицинской сестрой в госпитале в помещении Аничкова дворца.
МАРТТИЛА Елена Оскаровна
1923, Петроград - 2022, Котка, Финляндия
График, художник театра, педагог. Училась в Школе юных дарований при АХ (1934-1941), Ленинградском художественном училище (ЛХУ, 1941-1945). Преподавала в ЛХУ (с 1948), в ЛПИ (с 1949), Участник выставок с 1950. В годы войны оставалась в Ленинграде. Создала зарисовки жизни осажденного города. Последние годы жила в Финляндии.
Фильм о художнице Елене Марттила
1906, Петербург – 1985, Ленинград
График, иллюстратор, художник книги. Училась в ВХУТЕИН в Ленинграде (1925–1930). Участница выставок с 1931. В 1930-е годы работала в книжной графике, занималась станковым рисованием. В годы войны жила и работала в Ленинграде. Автор многочисленных произведений, посвященных ленинградцам и осажденному городу. Принимала участие в работе над живописными агитпанно к 25–летию Октября (1942).
Фильм "Вера Зенькович. Блокадный трамвай"
ЭВЕНБАХ Евгения Константиновна
1889–1981
График, акварелист, живописец. Училась на Высших женских курсах (1917-24) и в петрогр. СВОМАСе - ВХУТЕМАСе (1918-23) у К.Петрова-Водкина. С 1928 участница выставок. В 1920-ых работала в Детгизе. Собирала материалы по истории и культуре народов Дальнего Востока. В 1948-52 преподавала в ЛГПИ. Графические и живописные композиции (в т.ч. "Студенты", 1923), офорты, кн. илл. и др. работы.
График. Член Союза художников СССР.
Имя Е. К. Эвенбах (1889 - 1981) связано с расцветом советской книжной графики конца 1920-х годов, так называемой школой В. В. Лебедева. Эвенбах созданы в содружестве в Б. Житковым, А. Введенским, Е. Шварцем замечательные детские книжки "Рынок", "На реке", "Ситец" и многие другие. Огромная работа проделана Эвенбах в создании букварей и первых книг для народов Севера, не имевших до советской власти своей письменности. Эвенбах была художницей-подвижницей. Для того чтобы изучить жизнь, быт, искусство этих народов, она совершала поездки в их селения, преодолевая значительные трудности. Большое культурное, историческое и художественное значение имеют выполненные художницей копии новгородских фресок и зарисовки архитектуры Древнего Новгорода - всего того, что во время Великой Отечественной войны было разрушено фашистскими захватчиками.
О книжной графике Евгении Эвенбах
МИЛЮТИНА Вера Владимировна
1903, Петербург – 1987, Ленинград
Художник театра, график, иллюстратор. Училась в ПХПТ (бывшая РШ ОПХ) (1922–1927), в ВХУТЕИН–ИЖСА (1927–1932). Работала в театрах Ленинграда, в Госцирке; перед войной – главный художник Ленгосэстрады. Участник выставок с 1942.
В годы войны в Ленинграде принимала участие в оборонных работах, рисовала эскизы для выставок, агитационные плакаты, листовки, наглядную агитацию, открытки, эскизы костюмов для фронтовых ансамблей, писала панно для Дворца пионеров. Делала зарисовки на улицах и на оборонной трассе северного направления. В 1942 была включена в группу художников, которым было поручено зафиксировать ранения зданий Эрмитажа от бомбежек и обстрелов, в связи с чем создала графическую серию "Эрмитаж в дни блокады".
Цикл хранится в Государственном Эрмитаже, однако в полном объеме его знают далеко не все профессионалы, а широкой публике он практически неизвестен. Создание этих произведений – настоящий подвиг: Вера Милютина была истощена до предела, еле держалась на ногах, но несмотря ни на что, пешком, опираясь на палку, в лютый мороз шла в Эрмитаж с Выборгской стороны. Путь занимал три часа, столько же времени требовалось, чтобы вернуться обратно.
МОРДВИНОВА Алевтина Евгеньевна
1900, село Орлов-Гай Новоузенского уезда (ныне Саратовская область) – 1980, Ленинград
Родилась в дворянской семье в Самарской губернии. Отец имел врачебную практику в Псковской губернии. После окончания гимназии близ Пскова в Порхове (1908 – 1917) училась в Петрограде. Во ВХУТЕИНе (1921 – 1926) на живописном отделении у К.С.Петрова-Водкина, А.Е.Карёва. В 1925 посещала занятия П.Н. Филонова в мастерской Академии художеств, стала членом коллектива «Мастеров аналитического искусства». «Постфилоновский период» художницы начался с освоения печатных техник офорта и литографии под руководством Е.С.Кругликовой и В.В.Лебедева, работала в их коллективе в Детском отделении Госиздата. Вступила в Союз художников СССР в 1934. Особый дар запечатлевать время проявился в работах Мордвиновой, сделанных в дни блокады Ленинграда и в послевоенное время, на пейзажных автолитографиях с родными для художницы псковскими местами.
Жена Н. И. Евграфова.
ФЕДОРИЧЕВА Мария Александровна
1895, Жиздра, Калужская губерния — 1971, Ленинград
Советская художница, живописец, график, член Ленинградского союза художников.
Мария Александровна родилась 2 февраля 1895 года в городе Жиздра Калужской губернии в семье мельника. В 1925 году окончила ленинградский ВХУТЕИН. С 1925 года участвовала в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писала пейзажи, натюрморты. В 1926—1932 годах была членом общества «Круг художников». Жена одного из учредителей и председателя общества художника В. В. Пакулина. С 1932 года — член Ленинградского Союза советских художников. Все годы Великой Отечественной войны находилась с мужем в осажденном Ленинграде. Среди известных работ художницы картины «Воздушная тревога» (1942, ГРМ), «Постройка дзота» (1944), «Натюрморт» (1957) и другие.
Послевоенные годы принесли новые испытания. В 1946 году после двадцати пяти лет жизни в браке В. Пакулин ушёл от жены. В 1947 году М. Федоричева родила дочь, в том же году на почве переживаний она перенесла инсульт.
Федоричева Мария Александровна скончалась 19 октября 1971 года в Ленинграде на семьдесят седьмом году жизни. Её произведения находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
ГАГАРИНА Лидия Ивановна
1902, Саратов – 1984, Ленинград
Родилась в Саратове. В 1920-1925 в Царицыне (10 апреля 1925 года был переименован в Сталинград) училась на городских художественных курсах (с 1930 года — Сталинградский техникум изобразительного искусства). В 1928-1929 в Ленинграде занималась в художественно-педагогическом училище. В 1929 поступила на живописный факультет ленинградского ВХУТЕИНа. Занималась у М. Бобышова, Р. Френца, А. Гончарова. В 1933 окончила институт, защитив дипломную работу по сценарию «Фронт продолжается». Присвоено звание художника-постановщика. Участвовала в выставках с 1925 года. Член и экспонент АХРР—АХР. С 1938 член ЛССХ. Писала пейзажи, портреты, жанровые картины.
Начало войны Лидия Гагарина встретила в Ленинграде. Вместе со всеми горожанами принимала участие в возведении оборонительных укреплений на подступах к городу. Затем, оставаясь уже в блокадном Ленинграде, писала агитационные портреты, панно и плакаты для воинских частей и госпиталей.
Участвовала в блокадных выставках ленинградских художников. Была награждена медалью «За оборону Ленинграда». В послевоенные годы работала в технике масляной и темперной живописи, автолитографии, книжной иллюстрации. Персональные выставки произведений в Ленинграде в 1936, 1967 и 1969 годах.
Скончалась 20 июня 1984 года в Ленинграде на 83-м году жизни.
Произведения Л. И. Гагариной находятся в Русском музее (это 30 графических работ и одна картина х/м «Совхоз Володарское молотьба. 1932г») Также картины Гагариной присутствуют во многих музеях и и частных собраниях в России, Франции, Италии, Бельгии, Финляндии и других странах.
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея