19 марта 2023—19 марта 2023
В первое десятилетие после Октябрьской революции коллекция растёт стремительными темпами благодаря деятельности Государственного музейного фонда (1921—1928), распределявшего между музеями национализированные произведения искусства.
Петр Иванович Нерадовский стал автором генеральной реэкспозиции Русского музея, осуществленной в 1922 г. и продолжавшейся до 1928 г. За это время в экспозицию было введено большое количество вновь приобретенных экспонатов высочайшего художественного уровня. Благодаря передаче Русскому музею коллекции Академии художеств удалось создать полную экспозицию русской скульптуры XVIII-XIX веков и академического направления в дореволюционной живописи. В 1922 году открывается новая комплексная экспозиция, впервые последовательно выстроенная по научно-историческому принципу. В ней впервые представлены произведения новейшего искусства.
В 1924 году около 400 картин были переданы из музея Академии художеств. В 1925 году в коллекции музея было уже только картин 3648.
В 1926 году передаётся коллекция произведений из музея при Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК).
В начале 1930-х годов расширяются экспозиционные площади за счёт передачи освобождённого от посторонних арендаторов корпуса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца.
Отдельные полотна и целые группы произведений поступтлт в музей еще до революции с выставок Исаака Левитана (в 1901 г. — посмертная), В. В. Верещагина (в 1905 г. — посмертная), Я. Ф. Ционглинского (в 1914 г. — посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (Станислава Жуковского, Николая Касаткина, Владимира Маковского), Нового общества художников (Бориса Кустодиева), от авторов (Александра Головина, Валентина Серова, Михаила Нестерова), от случайных частных владельцев.
Заметным вкладом в собрание живописи стали переданные музею в 1918 г. эскизы Михаила Врубеля и картины Константина Сомова из обширной коллекции В. Н. Аргутинского-Долгорукова. Затем на хранение в музей поступили собрание Н. И. и Е. М. Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX-начала XX в. (в том числе «Богатырь» и «Шестикрылый серафим» Врубеля), собрание А. А. Коровина, где были полотна кисти Серова, Малявина, Нестерова, К.А. Коровина, а также представителей художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет».
Пополнение коллекции живописи второй половины XIX-начала XX вв. не прекращалось и в 1930-е. Из Музея революции среди других работ было передано гигантское многофигурное полотно Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Из Третьяковки поступили полотна «Гитарист-бобыль» и «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» Перова, «Автопортрет» Неврева, «Курсистка» Ярошенко, «Летящий демон» Врубеля и «Бабы» Малявина.
В 1934 году Этнографический отдел Русского музея выделяется в самостоятельное учреждение — Государственный музей этнографии СССР.
Перечень выставок Русского музея с 1922 по 1988 годы из книги «Из истории музея». Сборник статей и публикаций. – Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, 1995 год.
Предлагаем также еще несколько фрагментов из книги «Из истории музея». Сборник статей и публикаций.
Статья Юрия Алексеевича Асеева*. Русский музей 1908 – 1922
*Юрий Алексеевич Асеев (1928–1995) - философ, специалист в вопросах диалектического материализма. В 1952 году окончил ЛГУ имени А.А.Жданова, был доцентом философского факультета, очень способным и знающим человеком, которому эти положительные качества не мешали входить в официальную партийную обойму, одно время он даже был замсекретаря парткома ЛГУ. В 1963 г. находясь в Гарварде в командировке, попросил политического убежища, однако вскоре оказался от своих слов и вернулся в СССР. Согласно результатам медицинского обследования, а также по воспоминаниям его коллег это поступок он совершил в состоянии крайнего нервного расстройства. Тот факт, что Асеев не вел антисоветской пропаганды и добровольно вернулся на Родину, позволил ему избежать серьезных репрессий. Однако он был исключен из партии и уволен из ЛГУ. После этого Асеев работал в Русском музее, занимался переводами и создал в Русском музее информационный центр.
Фрагмент статьи доктора философских наук, заведующей отделом переводов для изданий и выставочных проектов Т.П.Калугиной «Из истории эскпозиции.1922 – 1952».
Передняя великого князя Михаила Павловича. Экспозиция музея в сохраненном интерьере эпохи Александра Второго. 1922г. Фотограф Н.В.Успенский
Раскрытие ящиков с картинами, вернувшимися из Москвы после эвакуации во время Гражданской войны 1920-е
Раскрытие ящиков с картинами, вернувшимися из Москвы после эвакуации во время Гражданской войны 1921. Слева направо: хранитель художественного отдела П. И. Нерадовский, Г.С.Добус, неизвестный, А.П.Смирнов
Просушка экспонатов Историко-бытового и Этнографического отделов Русского музея после наводнения 23 сентября 1924 года. 24-25 сентября 1924 года. ЦГАКФФД г. Санкт-Петербурга. Гр-12199
Ваше мнение очень важно для нас.
Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.
Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.
Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея
© 2016 - 2021
Русский музей
Разработка: Студия «Проектор»
Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея