ENG
Филиалы:
Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

Рисунки и акварели передвижников
Михайловский замок

Рисунки и акварели передвижников

21 марта—8 июля 2024

На выставке представлены графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок, так и художниками младшего поколени...

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка
Павильоны Михайловского замка

Детский взгляд: портрет в творчестве ребенка

23 марта—24 апреля 2024

Представляем выставочный проект в Восточном павильоне Михайловского замка. Портретная живопись – один из самых трудных и значительных жанров, начало к...

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
Михайловский замок

«Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова

26 апреля—1 июля 2024

И. Я. Вишняков — один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Большую ц...

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».
Мраморный дворец

Ольга Розанова (1886–1918). «Революционер искусства».

16 мая—2 сентября 2024

Ретроспективная выставка Ольги Розановой в Русском музее включает произведения из разных собраний – всего около 50 живописных и более 100 гра...


/ / История Михайловского дворца

История Михайловского дворца - События

История Михайловского дворца

27 апреля 2020—27 апреля 2020

Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга  — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Ансамбль площади Искусств неразрывно связан с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича.

Великий князь Михаил Павлович - четвертый сын и последний ребенок в семье императора Павла I - родился 28 января 1798 года. В тот же день августейший отец пожаловал новорожденному звание генерал-фельдцехмейстера (фактически великий князь вступил в управление Артиллерийским ведомством в 1819 году) и распорядился о ежегодном выделении и накоплении средств для постройки в будущем дворца для младшего сына. Выполняя волю убитого заговорщиками отца, по достижении младшим братом совершеннолетия император Александр I распорядился начать строительство дворца на пустыре вблизи Михайловского Замка. Выбранное место обеспечивало близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, возможность иметь собственный сад.

Автором проекта великолепного ампирного ансамбля был Карл Росси, спланировавший не только дворец, но и площадь перед ним и две новых улицы (Михайловскую и Инженерную) . Михайловская улица связала площадь перед зданием дворца с центральной магистралью города – Невским проспектом, открыв тем самым удивительно эффектный вид на главный дворцовый фасад.

Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка здания состоялась 26 июня 1819 г.

За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. к дворцу были пристроены оба флигеля. В 1822 г. общестроительные работы были закончены (работы каменных дел мастеров Ф. Адамини, Д. Адамини и И. Бернадаци). Реконструкцию сада, также получившего название Михайловский производил архитектор А.Менелас.

Согласно замыслу К.Росси парадный фасад дворца был обращен к площади. Нижний этаж, обработанный рустом, являлся основанием для устремленного вверх бельэтажа, решенного в виде трехчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы проф. ИАХ С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский).

Дворец включал в себя четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля составила ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.

В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Вместе с Карлом Росси над созданием интерьеров Михайловского дворца работали скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, художники Д. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Брюлло, мраморщик Я. Щенников, резчики Ф. Степанов, В. Захаров, паркетчик С. Тарасов, мебельные мастера В. Боков, И. Боуман, А. Тур.

8 февраля 1824 года в Зимнем дворце состоялось бракосочетание великого князя Михаила Павловича и 17-летней принцессы Шарлотты Вюртембергской, получившей в православии имя Елены Павловны.

Познакомившись с эскизами будущей отделки залов Елена Павловна выразила ряд пожеланий, которые привели в замешательство министра финансов и уделов графа Д.А.Гурьева. По его словам, «даже в царских дворцах такой роскоши не употреблялось» и он отказался от каких-либо перемен в убранстве комнат без особого повеления самого императора. Однако Александр I пошел навстречу пожеланиям невестки.

Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано гениальным Росси и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.
Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Карлу Росси за исполненную работу был пожалован орден Святого Владимира 3-й степени, и участок земли для строительства собственного дома за казённый счёт.

30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение.

В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет, а сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб., причем внутреннее убранство дворца обошлось дороже, чем строительство самого здания.

Михайловский дворец вызывал у современников восторженные отзывы.
Посетивший в 1926 году Россию английский ученый лорд Ливсон Гранвилл, бывший много лет послом Великобритании в Париже, писал: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит все виденное в Тюльери и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде».
Журнал «Отечественные записки» в 1825 году писал:

"По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов ... это роскошь воображения, которую искусство умело, так сказать, разлить на все части всего здания. Там залы, которых стены отделаны под палевый и лазоревый мрамор, лоснятся, как стекло, и украшаются во всю высоту широкими зеркалами, в которых отражаются во множестве видов и драгоценные бронзы и пышная мебель. Двери из берёзы под лаком с резьбою и позолотою, и отделки карнизов и потолков лепною работаю и живописью, довершают убранство. Белая под мрамор с колоннами зала представляет на стене ряд исторических изображений ... Гирлянды, как будто живых цветов вплелись и вьются по стенам белым как снег. Только что недостаёт аромата фиалкам и розам, а на потолке, который блещет золотом и как радуга пестреет цветами, столь легко начертаны прелестные гении и нимфы... Не говорю уже о ярких золотистых и малиновых штофах, устилающих стены комнат, о полах из розового дерева, анажу и гебенового, о коврах и прочее. Нельзя умолчать о превосходных обоях комнат в нижнем этаже (Царскосельской обойной фабрики). По синей, по оранжевой ткани блестят серебристые и золотые цветы, а там стены целой комнаты составлены из лиловых атласных подушек, со шнурами и кистями, складенных одна на другой. Это не иное что, как обои; но сбористый атлас, выпуклости подушек и кисти представлены столь живо, что кажется, чувствуешь мягкость их, и зрение, утомлённое блеском, как бы отдыхает на них".

Особое восхищение современников вызывала Белая гостиная или Белый (Белоколонный) зал, расположенный в центре анфилады второго этажа и сохранивший до наших дней не только живописное и скульптурное убранство, но и подлинную мебель, созданную по эскизам Росси.
Модель Белого зала, выполненная резчиком Н.Тарасовым (братом паркетчика С.Тарасова) даже была отправлена в подарок английскому королю Георгу IV.

В августе 1826 года великий князь Михаил Павлович с женой и маленькой дочерью, великой княжной Марией поселились в новом дворце. 

Парадные покои Елены Павловны отличались особым изяществом и роскошью отделки. Парадные комнаты Михаила Павловича по-своему раскрывали характер своего хозяина. В них не было роскоши. Нижние комнаты великого князя, выходившие на северо-восточную сторону окнами в сад, его Кабинет, Арсенал и Библиотека запечатлены в картинах и описаниях современников. «Одно лишь место, где великий князь допустил величие и пышность, - отмечал путешественник, - богатое и очень разнообразное собрание оружия, военных мундиров, головных уборов, снаряжения, всевозможных артиллерийских и других орудий в прекрасном состоянии» (А.Гренвилл). «В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).

Сам Михаил Павлович до самой своей кончины в 1849 году не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня Елена Павловна чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Часть интерьеров переделывалась, в частности со временем был устроен Театр и малый Храм во имя св. Елены, обновлялась отделка парадных и жилых комнат. Не были затронуты только большие парадные залы. С середины 30-х гг во дворце работали архитекторы А. Штакеншнейдер, Гаральд Боссе (1840-50-е гг.), Людвиг Бонштедт (1850 г.), Александр Юркевич (1857 г.) Роберт Гедике (1863 г.) В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1888 г. архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.

Из пяти дочерей великокняжеской четы – Марии, Елизаветы, Екатерины, Александры и Анны – в живых осталась только третья по старшинству дочь, Екатерина Михайловна (в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая). После смерти Елены Павловны в 1873 году она унаследовала дворец. К началу 1890-х гг ее семья постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, а опустевшие дворцовые залы заметно обветшали.
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года ее наследники решили продать дворец. В 1895 году он был выкуплен казной по настоянию Николая II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III.

Беггров К. П. Михайловский дворец, 1832. Бумага, гуашь 60,6 х 90,5

Беггров К. П. Михайловский дворец, 1832. Бумага, гуашь 60,6 х 90,5

Кронноветтер К. Портрет великой кн. Елены Павловны 1830-е  Бумага, Акварель. 14,1 x 10,8 (овал)

Кронноветтер К. Портрет великой кн. Елены Павловны 1830-е Бумага, Акварель. 14,1 x 10,8 (овал)

Доу Дж. Портрет великого князя Михаила Павловича До 1826 Холст, масло. 85 х 71

Доу Дж. Портрет великого князя Михаила Павловича До 1826 Холст, масло. 85 х 71

М.Даффингер  Портрет великой княжны Екатерины Михайловны 1840-е Слоновая кость, акварель 13 х 10,3

М.Даффингер Портрет великой княжны Екатерины Михайловны 1840-е Слоновая кость, акварель 13 х 10,3

М.Даффингер  Портрет великой княжны Елизаветы Михайловны 1840-е Слоновая кость, акварель 13,2 х 10,3

М.Даффингер Портрет великой княжны Елизаветы Михайловны 1840-е Слоновая кость, акварель 13,2 х 10,3

М.Даффингер  Портрет великой княжны Марии Михайловны 1840-е Слоновая кость, акварель 13,4 х 10,5

М.Даффингер Портрет великой княжны Марии Михайловны 1840-е Слоновая кость, акварель 13,4 х 10,5

Липгарт  Э.К. Парадная гостиная в Михайловском дворце  До 1896 Холст, масло 64,5 х 53,5

Липгарт Э.К. Парадная гостиная в Михайловском дворце До 1896 Холст, масло 64,5 х 53,5

Премацци Л.О. Кабинет великого князя Михаила  Павловича в Михайловском дворце 1856 Холст, масло 53 х 71

Премацци Л.О. Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце 1856 Холст, масло 53 х 71



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее