ENG
Филиалы:
Помним!
Корпус Бенуа

Помним!

Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады.

Подробнее

Школа Филонова
Мраморный дворец

Школа Филонова

6 октября 2023—15 апреля 2024

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея кол...

Военные парады. Фарфор, акварели
Строгановский дворец

Военные парады. Фарфор, акварели

15 декабря 2023—13 мая 2024

Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. По...

/ / Русский музей представил масштабную выставку Архипа Куинджи в Саранске

Русский музей представил масштабную выставку Архипа Куинджи в Саранске - События

Русский музей представил масштабную выставку Архипа Куинджи в Саранске

1 декабря 2023—1 декабря 2023

  1 декабря 2023 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (Саранск) открылась выставка Архипа Ивановича Куинджи. В составе экспозиции 40 произведений выдающегося мастера отечественного пейзажа 1870-х -   1900-х из коллекции Русского музея, представляющие и ранний этап творчества художника, и время расцвета его славы, и период его загадочного «затворничества».

    Архип Куинджи не получил систематического художественного образования и вступил на тропу самостоятельного творчества чуть позже таких мастеров пейзажа, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев. Однако именно ему было суждено открыть новые художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения.

    Новаторство Куинджи и его смелые эксперименты в области цвета проявляются уже в ранних работах. На выставке представлены натурные этюды 1870-х: «Крыши. Зима» (1876), «Сосновый лес с речкой» (1878), «Березовая роща» (1879)). Подход мастера к этюдам был необычен: они становились подсобным материалом при работе над картинами, но при этом являлись самоценными произведениями. Ученик Куинджи Аркадий Рылов вспоминал слова учителя: «Картину следует писать «от себя», не связывая свободы творчества этюдами. Писать наизусть, на основании знаний, приобретенных в этюде». Найденные в этюдах и эскизах мотивы давали импульс к созданию масштабных картин.

    В 1882-м Куинджи закрыл свою мастерскую: отныне туда имела доступ лишь его жена. Начался длившийся до конца жизни мастера период затворничества, когда в полной мере проявилось отношение Куинджи к искусству, его в высшей степени ответственный поход к творчеству. Публика больше не видела его картин, а самому художнику приходилось преследовать мошенников, которые сбывали подделки, выдаваемые за «нового Куинджи».

    В 1886-м Куинджи приобрел в Крыму участок у моря, где создал десятки этюдов близкой ему по духу южной природы («Кипарисы на берегу моря. Крым» (1887), «Горный склон. Крым» (между 1885 и 1890), «Горная долина. Крым» (1890-е), Куинджи напряженно трудился: «Иногда облачко, которое не можешь сразу схватить, причиняет столько мук, что теряешь голову. И работаешь, добиваешься месяцами». О принципах работы мастера вспоминал его ученик Николай Рерих: «Указывают, что художник будто бы повторялся. Это неверно. По картинам можно проследить все искания Куинджи».

    На рубеже веков художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус», «Снежные вершины. Кавказ» (все – 1900-е)). Высокие нагорья увлекали мастера близостью к небу, давали ощущение единства мироздания. Он любил писать небо: с крыши петербургского дома, из специального «гнезда» на дереве в Крыму, наблюдая движение облаков в степи («Облако. Закат», 1890-е). А в 1898-м в Париже Куинджи даже рискнул подняться вместе с учениками на воздушном шаре.

    В конце 1890-х - начале 1900-х Куинджи много работал над мотивом заката. Это была целая «сюита» произведений («Закат», 1900-10, «Закат над сосновым лесом», 1900-е). Одновременно с работами, в которых преобладает декоративное начало, мастер написал, например, картину «Ночное» (1905-08), построенное на совершенно ином живописном принципе. Это свидетельствует о том, что почти 70-летний Куинджи был еще полон творческих сил и замыслов, реализовать которые он не успел.

    Выставка продлится до 4 февраля 2024-го

 



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Перейти https://vk.com/rusmuseum

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее