ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Русский музей представил масштабную выставку Архипа Куинджи в Саранске

Русский музей представил масштабную выставку Архипа Куинджи в Саранске - События

Русский музей представил масштабную выставку Архипа Куинджи в Саранске

1 декабря 2023—1 декабря 2023

  1 декабря 2023 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (Саранск) открылась выставка Архипа Ивановича Куинджи. В составе экспозиции 40 произведений выдающегося мастера отечественного пейзажа 1870-х -   1900-х из коллекции Русского музея, представляющие и ранний этап творчества художника, и время расцвета его славы, и период его загадочного «затворничества».

    Архип Куинджи не получил систематического художественного образования и вступил на тропу самостоятельного творчества чуть позже таких мастеров пейзажа, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев. Однако именно ему было суждено открыть новые художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения.

    Новаторство Куинджи и его смелые эксперименты в области цвета проявляются уже в ранних работах. На выставке представлены натурные этюды 1870-х: «Крыши. Зима» (1876), «Сосновый лес с речкой» (1878), «Березовая роща» (1879)). Подход мастера к этюдам был необычен: они становились подсобным материалом при работе над картинами, но при этом являлись самоценными произведениями. Ученик Куинджи Аркадий Рылов вспоминал слова учителя: «Картину следует писать «от себя», не связывая свободы творчества этюдами. Писать наизусть, на основании знаний, приобретенных в этюде». Найденные в этюдах и эскизах мотивы давали импульс к созданию масштабных картин.

    В 1882-м Куинджи закрыл свою мастерскую: отныне туда имела доступ лишь его жена. Начался длившийся до конца жизни мастера период затворничества, когда в полной мере проявилось отношение Куинджи к искусству, его в высшей степени ответственный поход к творчеству. Публика больше не видела его картин, а самому художнику приходилось преследовать мошенников, которые сбывали подделки, выдаваемые за «нового Куинджи».

    В 1886-м Куинджи приобрел в Крыму участок у моря, где создал десятки этюдов близкой ему по духу южной природы («Кипарисы на берегу моря. Крым» (1887), «Горный склон. Крым» (между 1885 и 1890), «Горная долина. Крым» (1890-е), Куинджи напряженно трудился: «Иногда облачко, которое не можешь сразу схватить, причиняет столько мук, что теряешь голову. И работаешь, добиваешься месяцами». О принципах работы мастера вспоминал его ученик Николай Рерих: «Указывают, что художник будто бы повторялся. Это неверно. По картинам можно проследить все искания Куинджи».

    На рубеже веков художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус», «Снежные вершины. Кавказ» (все – 1900-е)). Высокие нагорья увлекали мастера близостью к небу, давали ощущение единства мироздания. Он любил писать небо: с крыши петербургского дома, из специального «гнезда» на дереве в Крыму, наблюдая движение облаков в степи («Облако. Закат», 1890-е). А в 1898-м в Париже Куинджи даже рискнул подняться вместе с учениками на воздушном шаре.

    В конце 1890-х - начале 1900-х Куинджи много работал над мотивом заката. Это была целая «сюита» произведений («Закат», 1900-10, «Закат над сосновым лесом», 1900-е). Одновременно с работами, в которых преобладает декоративное начало, мастер написал, например, картину «Ночное» (1905-08), построенное на совершенно ином живописном принципе. Это свидетельствует о том, что почти 70-летний Куинджи был еще полон творческих сил и замыслов, реализовать которые он не успел.

    Выставка продлится до 4 февраля 2024-го

 



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее