ENG
Филиалы:
О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли
Мраморный дворец

О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли

28 декабря 2024—10 марта 2025

На выставке представлены избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940-х – начала 1990-х из коллекции Белгородского г...

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения
Корпус Бенуа

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

21 февраля—14 апреля 2025

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Александра Дейнеки – одного из выдающихся художников советского периода ...

«Культурный променад»
Михайловский дворец

«Культурный променад»

01.03.2025. 11:28

«Культурный променад» будет посвящен экспозиции «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» и легендарному вулкану Везувий, изображенному на знаменитом шедевр...

Подробнее


/ / Сегодня день рождения художника Константина Коровина

Сегодня день рождения художника Константина Коровина - События

Сегодня день рождения художника Константина Коровина

5 декабря 2023—5 декабря 2023

Константин Алексеевич Коровин.
Родился 23 ноября (5 декабря) 1861 года в Москве – умер 11 сентября 1939 года в Париже.


Отец - Алексей Михайлович Коровин, получил университетское образование. Мать - Аполлинария Волкова, дворянка. Дед - Михаил Емельянович Коровин, старообрядец, купец первой гильдии, владел почтовым трактом. Старший брат - Сергей Коровин, художник. В Москве семья жила в Дурном переулке близ Таганской площади. После банкротства отца в отрочестве Коровин переехал в Большие Мытищи, где состоялось его первое знакомство с рисованием. В тринадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешел на отделение живописи. 

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, В. Г. Перова, В. Д. Поленова (1875–1883), в Академии художеств (1882). Преподавал в Московском училище, возглавляя жанрово-портретный класс (1901–1918). Член Абрамцевского кружка (с 1885), обществ "Мир искусства" (с 1899), "Союз русских художников" (с 1903). В 1900 году русские художники приняли участие в грандиозном смотре на Всемирной выставке в Париже. С неорусским стилем европейская публика смогла познакомиться в Кустарном павильоне – выставочном комплексе, который был построен Ильей Бондаренко по проекту Константина Коровина с участием Александра Головина.

Коровин оформлял спектакли для мамонтовской Частной оперы, работал для Императорских театров (с 1900). Оформил свыше 100 постановок для театров Москвы и Петербурга. С 1910 – главный декоратор Московских императорских театров. Впервые имя Коровина на афише государственного театра появилось в 1900 году, когда художник изготовил декорации для оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, а также для спектаклей: «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909) и другие. В 1904 году Коровин вместе с А. Васнецовым, А. Головиным и Ф. Лавдовским создал декорации к знаменитой опере «Жизнь за царя». Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане.
Творческим партнёром Коровина в постановках Большого театра стал балетмейстер А. А. Горский. Коровин предложил заменить корсеты балерин на более свободную одежду — туники. Впоследствии изменился и язык хореографии. Поменялось значение декорации, которая раньше была просто фоном, а стала полноценным объектом спектакля. В некоторых постановках, в частности, в опере «Богема» Пуччини, поставленной Л. Собиновым, декорация даже затмила актёров.

Значительное место в творчестве Коровина занимал Крым, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу. Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими чёткими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910—1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Особенно после несчастья с сыном, когда Коровин надолго уехал в Гурзуф. Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма — «Саламбо», в память об удачно оконченной работе над декорациями к балету А. Ф. Арендса «Саламбо» по одноимённому роману Г. Флобера. На даче «Саламбо» бывали И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. И. Шаляпин. Хозяин дачи «Саламбо» писал в своих картинах розы, которые было видно из окон на фоне моря. После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжал. В советское время дача использовалась как база отдыха, и с 1947 года стала Домом творчества Художественного фонда. 

С 1917 Коровин активно участвовал в общественной жизни – входил в Особое совещание по делам искусств и другие органы управления художественной жизнью. В 1918–1919гг. преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. С 1923 года жил за границей, а в 1924 году поселился в Париже. Автор пейзажей, портретов, натюрмортов и жанровых картин.

Скоропостижно скончался на одной из улиц Парижа от сердечного приступа 11 сентября 1939 года и был похоронен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.

Cемья:

Анна Фидлер - жена художника. На Анне Фидлер, хористке из Частной оперы Мамонтова, Коровин женился в 1897 году, незадолго до рождения их второго сына Алексея. Вскоре после этого он купил имение в Охотино, Владимирской губернии. По рассказам современников, семейная жизнь Коровиных складывалась непросто. Анна не разделяла взгляды мужа, не интересовалась его творчеством и не была ему поддержкой. 

Алексей Коровин - сын художника. Художественное образование получил под руководством отца. Учился в гимназии в Москве. Уже в раннем возрасте был хорошо знаком с театрально-декорационным искусством. В 1918 стал членом «Мира искусства», участвовал в выставках объединения в 1918 и 1921. В 1920 экспонировал свои работы в XIX выставке Всероссийского центрального выставочного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса в Москве.  В 16 лет он попал под трамвай, в результате аварии лишился стопы. С тех пор его жизнь превратилась в череду депрессий с попытками суицида. В конце концов, уже после смерти отца, одну из этих попыток он доведет до конца. В 1923 вместе с родителями эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1920-х работал оформителем в различных кабаре, занимался сценографией под руководством отца. В частности, создал костюмы и декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» для частной оперы М. Н. Кузнецовой (постановка осуществлена в 1929 в Театре Елисейских полей в Париже). Писал также пейзажи Парижа и окрестностей. Алексей Коровин в течение всей жизни находился под влиянием творчества отца, стремился подражать его манере. Работы художника находятся в ряде музейных собраний, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Русский культурно-исторический музей в Праге, а также во многих частных коллекциях

Картины К.А.Коровина в коллекции Русского музея

Восемь фактов о первом русском импрессионисте Константине Коровине на портале artchive.ru

Фильм «Константин Коровин. Палитра слова» Дениса Чуваева (сценарий Дениса Чуваева и Марии Соколовой), рассказывает о К.А.Коровине как о писателе и знакомит нас с внуком Коровина Алексеем Ги Коровиным.

Смотреть

В 2010 году вышел двухтомник прозы Коровина «То было давно…Там… В России», подготовленного в Издательстве «Русский путь».



К.А.Коровин в Париже в 1893 году

К.А.Коровин в Париже в 1893 году

Вечер у Саввы Ивановича Мамонтова. Слева направо: И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. И. Мамонтов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. М. Антокольский. Фотография. 1892

Вечер у Саввы Ивановича Мамонтова. Слева направо: И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. И. Мамонтов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. М. Антокольский. Фотография. 1892

Кустарный павильон, исполненный по проекту К. А. Коровина на Всемирной выставке в Париже. Фотография. 1900

Кустарный павильон, исполненный по проекту К. А. Коровина на Всемирной выставке в Париже. Фотография. 1900

Владимир Аркадьевич Теляковский, Федор Иванович Шаляпин и Константин Алексеевич Коровин. Фотография. 1900-е

Владимир Аркадьевич Теляковский, Федор Иванович Шаляпин и Константин Алексеевич Коровин. Фотография. 1900-е

Алексей Константинович Коровин (сын К. А. Коровина).

Алексей Константинович Коровин (сын К. А. Коровина).

Анна Яковлевна Коровина (жена К. А. Коровина). Фотография. 1890-е

Анна Яковлевна Коровина (жена К. А. Коровина). Фотография. 1890-е

 В. А. Серов. Портрет художника Константина Алексеевича Коровина. X., м. 1891. Государственная Третьяковская галерея

В. А. Серов. Портрет художника Константина Алексеевича Коровина. X., м. 1891. Государственная Третьяковская галерея

1933 год. Коровин в 71 год.

1933 год. Коровин в 71 год.

1930 год, Париж. Ф.И.Шаляпин в студии у К.А.Коровина

1930 год, Париж. Ф.И.Шаляпин в студии у К.А.Коровина

Дача "Саламбо" сегодня

Дача "Саламбо" сегодня



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее