ENG
Филиалы:
Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея
Михайловский замок

Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея

4 октября 2024—15 февраля 2025

Выставка рисунка «Линия. Штрих. Пятно» в залах Русского музея обращается к классическим страницам истории отечественного искусства, ...

Образовательно-выставочный проект «Брюллов. Классная классика»
Павильоны Михайловского замка

Образовательно-выставочный проект «Брюллов. Классная классика»

26 октября 2024—12 января 2025

Проект осуществлен в рамках выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова». Мультимедийное интерактивное простран...


/ / Сегодня 155 лет со дня рождения художника Филиппа Андреевича Малявина

Сегодня 155 лет со дня рождения художника Филиппа Андреевича Малявина - События

Сегодня 155 лет со дня рождения художника Филиппа Андреевича Малявина

22 октября 2024

Филипп Андреевич Малявин (11 [22] октября 1869, Казанка, Самарская губерния — 23 декабря 1940, Ницца) — русский живописец, график. Работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма.Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Филипп Малявин родился в многодетной семье государственных крестьян. Рисовать начал рано, с четырех-пяти лет. Копировал иконописные образа, писал портреты односельчан. В 1885 году вместе с афонским монахом, приехавшим навестить родственников, отправился в Грецию — в монастырь Святого Пантелеймона, рассчитывая там научиться «церковной живописи». Прибывший в декабре 1891 года на Святую гору скульптор В. А. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника. Беклемишев убедил Малявина уехать в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Осенью 1892 году Филипп Малявин стал вольнослушателем академии.
В результате реформирования Императорской академии художеств при ней было создано Высшее художественное училище, и 1894 году Малявин начал заниматься в ней — в мастерской И. Репина, в которой учились также И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова, Е. М. Мартынова, А. И. Тхоржевская, портреты которых написал в период 1895—1896 годов. В мастерской Репина Малявин начал создавать некоторые из своих самых известных ранних работ, в том числе «Крестьянка, вяжущая чулок» (1895), первая из его картин, в которой использовал свой любимый цвет — красный. Три из его ранних работ, все изображающие крестьянок, были выставлены в салоне Московского общества любителей художеств, и две из них («Крестьянка, вяжущая чулок» и «За книгой») были куплены Третьяковым для своей галереи. Малявин стал получать заказы и создал целый ряд эффектных картин: «Портрет г-жи Поповой», «Портрет баронессы Вольф», а также замечательных детских образов, таких как «Портрет Ники Ратькова-Рожнова» и «Мальчик в матроске».

Выпускная работа Малявина «Смех», изображающая баб в красных одеждах на зеленом лугу, была отклонена Советом профессоров академии за бессодержательность. Благодаря заступничеству Ильи Репина и Владимира Беклемишева Малявин получил звание художника, но не за дипломную работу. Звание художника Ф. А. Малявину было присвоено за портрет мальчика. Но в 1900 году картина «Смех» была отправлена в составе экспонатов русского отдела на Всемирную парижскую выставку и была там удостоена золотой медали. В 1901 году картина была выставлена на Четвёртой международной художественной выставке в Венеции и куплена итальянским правительством для Международной галереи современного искусства.Сейчас это уникальное творение Филиппа Андреевича находится в Музее современного искусства в Венеции (
Galleria Internazionale d'Arte Moderna di Ca' Pesaro). А в 2013 году шедевр ненадолго покинул галерею для участия в выставке Малявина в Русском музее.

В Западной Европе хранится также немалая часть наследия художника из знаменитого «Крестьянского цикла
» и большая часть произведений периода иммиграции. Из Франции Малявин вернулся известным и вполне обеспеченным художником.Вскоре он женился на бывшей вольнослушательнице Академии художеств, также ученице И. Е. Репина, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич. Купив усадьбу рядом с Аксиньино, под Рязанью, Малявин с 1900 года почти безвыездно жил в ней с семьёй.

На московской выставке 36-ти показал большое полотно «Три бабы», которое поражало экспрессией форм, смелой красочной гаммой (находится в музее д’Орсэ). В начале 1900-х годов Малявин выполнил ряд интересных портретов современников: «Портрет И. Е. Репина», «Портрет С. П. Дягилева», «Портрет А. С. Боткиной („Лисичка“)». В 1903 году он стал членом нового выставочного объединения «Союз русских художников». В 1906 году на выставке «Мира искусства» в Екатерининском зале при шведской лютеранской церкви в Санкт-Петербурге было показано большое полотно, написанное Малявиным в 1905 году — «Вихрь». Художественный критик Сергей Глаголь писал: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе». Картину для музея сразу же на выставке приобрёл Совет Третьяковской галереи.

Вскоре В. А. Беклемишев, В. В. Матэ и И. Е. Репин выдвинули кандидатуру Малявина к присуждению ему почётного звания академика, и 23 октября 1906 года тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трёхлетнюю заграничную поездку. По приезде в Париж остановился у Елизаветы Кругликовой, познакомился с проживавшем в Медоне И. И. Мечниковым, портрет которого нарисовал. В начале 1911 года на 8-й выставке «Союза русских художников» в Москве Малявин продемонстрировал «Автопортрет с семьёй». Большинство критиков восприняло картину как творческое фиаско, и Малявин надолго прекратил выставлять свои новые работы. Только в 1916 году он показал свою картину «Баба» («Зеленая шаль») и несколько крестьянских портретов.

В феврале 1919 года Рязанский губернский отдел Наркомпроса организовал первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Два больших полотна с выставки — «Старик у очага» и «Старуха» — были приобретены Рязанским музеем. Успех выставки способствовал приглашению Малявина в Москву; в Кремле им были выполнены многочисленные натурные зарисовки В. И. Ленина.
Имение Малявиных в 1918 году было национализировано, в отличие от его произведений, бо́льшую часть которых ему удалось вывезти за границу. Осенью 1922 года Малявин выехал с семьёй за границу, получив разрешение на устройство передвижной выставки своих картин. Семья обосновалась в Париже, где писал портреты по заказу и где в 1924 году в парижской галерее Шарпентье состоялась его вторая персональная выставка (к 55-летию). В конце 1920-х годов переселился с семьёй в Ниццу. Осенью 1933 года состоялась одна из крупнейших в творческой карьере художника персональных выставок. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. В 1930-е годы персональные выставки прошли в Югославии, Чехословакии, Англии, Швеции, Дании. Последняя выставка прошла в апреле 1939 года в мастерской в Ницце.

Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе. Художник был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен и с трудом добрался до Ниццы, где 23 декабря 1940 года скончался. Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце. Дочери художника для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга.

В августе 2016 года в Бузулуке Оренбургской области был открыт памятник Ф. А. Малявину.


Картины Филиппа Малявина в коллекции Русского музея

Статья Майи Владимировны Сёминой "Пути и перепутья Филиппа Малявина" в номере "Наше Наследие" № 112, 2015

Майя Сёмина о рязанской усадьбе Малявина



Филипп Малявин. Смех. 1899. Galleria Internazionale d'Arte Moderna di Ca' Pesaro. Венеция
Леон Бакст. Портрет художника Филиппа Андреевича Малявина. 1899. Литография. ГРМ

Леон Бакст. Портрет художника Филиппа Андреевича Малявина. 1899. Литография. ГРМ

Филипп Малявин. Автопортрет (с палитрой) Конец 1900-х. ГРМ

Филипп Малявин. Автопортрет (с палитрой) Конец 1900-х. ГРМ

Филипп Малявин в юности

Филипп Малявин в юности

Филипп Малявин. Автопортрет. 1927. Частная коллекция

Филипп Малявин. Автопортрет. 1927. Частная коллекция

Филипп Малявин. Автопортрет на фоне икон. 1930-е годы. Частная коллекция

Филипп Малявин. Автопортрет на фоне икон. 1930-е годы. Частная коллекция

Филипп Малявин. Автопортрет с женой и дочкой. 1911. Государственный художественный музей Югры

Филипп Малявин. Автопортрет с женой и дочкой. 1911. Государственный художественный музей Югры

Филипп Малявин. Автопортрет с семьей. Начало ХХ века. частное собрание

Филипп Малявин. Автопортрет с семьей. Начало ХХ века. частное собрание

Мастерская И.Е.Репина. Сидит в черном на полу с этюдником Филипп Малявин

Мастерская И.Е.Репина. Сидит в черном на полу с этюдником Филипп Малявин

Воспитанники мастерской И. Е. Репина в Высшем художественном училище при Академии художеств. 1892-94

Воспитанники мастерской И. Е. Репина в Высшем художественном училище при Академии художеств. 1892-94



Русский музей рекомендует
Высказать мнение / Сообщить о проблеме
Высказать мнение / Сообщить о проблеме

Ваше мнение очень важно для нас.

Перейти

Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

Русский музей является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Отдел реализует  межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.

Перейти на сайт

Шедевры коллекции
Шедевры коллекции

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Виртуальные туры
Виртуальные туры

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

Подробнее